О трудностях дореволюционного детства

О трудностях дореволюционного детства История, Российская империя, История России, 19 век, Дети, Наказание, Длиннопост

Отношение к детям и детству в дореволюционной России сильно отличалось от современного. Быть окруженными заботой "цветами жизни" могли не все, да и взрослели эти цветы намного быстрее. Возрастного ценза там, где сейчас есть строгие ограничения, тогда часто не было вообще.

Насколько благополучным выдавалось у человека детство, во многом зависело от его родителей, а также сословия, к которому они принадлежали. Да и само понятие детства воспринималось иначе. Обычно период взросления делился на 3 этапа. Ребенок считался малышом в среднем до 5 лет, а у крестьян иногда и до 3-4. К малышам обычно относились лояльнее в плане шалостей, обычно не нагружали работой или учебой. Но с другой стороны и заниматься крестьянкам малолетними отпрысками было некогда, потому что ни беременность, ни уход за младенцем от работы женщин не освобождали. Кто-то поручал следить за ними старшим детям, кто-то мог брать ребенка на работу в поле с собой. Чтобы не плакали, младенцам обычно просто давали соску из завернутого в тряпку пережеванного хлеба, вешали над кроваткой игрушки или яркую ткань, разноцветный платок (может, разглядывание перед сном ковра на стене было у советских детишек генетической памятью?). После 5 лет крестьянским детям уже давали небольшие поручения. Они могли пасти скотину, взять на себя часть работы по дому, а иногда и присматривать за младшим братьями и сестрами. В период от 5 до 10 лет они по-прежнему еще считались детьми, но отношение к ним было намного строже. Нередки были и физические наказания, о которых позже расскажу подробнее. Крестьянские дети, если родители считали это необходимым (а считали не все), могли в этот период ходить в школу, обычно 2-3 класса, чтобы научиться читать и писать.

О трудностях дореволюционного детства История, Российская империя, История России, 19 век, Дети, Наказание, Длиннопост

В 10 лет человек уже считался если не взрослым, то и не ребенком. Он становился практически полноценным работником, а некоторые семьи отправляли детей в город (особенно часто во второй половине 19 века), отдавали мальчиков в ученики мастерам, или на работу в магазины. Девочки чаще оставались помогать по дому, хотя работать могли отправлять и их. Детский труд встречался повсеместно, и его условия часто были тяжелыми, а платили обычно треть от жалованья взрослых. До 1882 года детский труд вообще никак не регламентировался. Затем законом ограничили для тружеников младше 15 лет рабочий день 8 часами в день, из них не более 4 часов без перерыва, запрещалась ночная работа с 9 вечера до 5 часов утра, а также на вредных производствах. У неграмотных должна была возможность посещать школу не менее 3 часов в день. Закон встретил мощное противодействие и вступил в силу только через 2 года, а в 1890 году опять был изменен в пользу работодателей.

Уголовная ответственность в Российской империи 19 века тоже начиналась с 10 лет. Из-за нестыковок в законодательстве "возраст согласия" для девочек варьировался и тоже часто составлял всего 10 лет, что привело к высокому уровню детской проституции. Оказывающие сомнительные услуги девочки 11-12 лет не были редкостью и даже получили неформальное название "душки". Кстати с мальчиками дело обстояло сложнее. Если партнер - взрослый мужчина, наказание было очень строгим, а вот если речь о женщине - то это было обычно уголовно не наказуемо. Так что если 13-летний школяр был соблазнен симпатичной мамой лучшего друга, то обоим грозило только общественное порицание (и зависть одноклассников, наверное, тоже).

О трудностях дореволюционного детства История, Российская империя, История России, 19 век, Дети, Наказание, Длиннопост

Советские плакаты о все тех же пережитках прошлого

Портили жизнь юным россиянам не достаточно качественная медицина, а также различные суеверия и антинаучные теории. В роли педиатров в деревнях выступали повитухи, знахарки, которые лечили детские болезни сомнительными народными методами. Да и с санитарными нормами дела обстояло плохо. Детей выкашивали болезни, которые сегодня смертельными не считаются. Возможно, высокая детская смертность при такой же высокой рождаемости тоже делали родителей менее сентиментальными. Были и другие сомнительные идеи, например, о том, что ребенка надо туго пеленать, иначе он непременно вырастет кривоногим. Среди людей более состоятельных часто встречалось мнение о том, что ребенка надо непременно кутать, держать в жарко натопленных комнатах. Естественно, малыши мучались от жары, духоты и тесноты.

Конечно, детям из аристократических и просто более обеспеченных семейств жилось намного лучше. Были и свои особенности воспитания. Одна из них состояла в том, что часто этим самым воспитанием аристократы сами не занимались. И такая тенденция была во многих других странах, это было нормой того времени. Сначала ребенка поручали кормилице, затем нянькам, гувернанткам. Примерно в 5 лет и маленьких "благородий" переставали считать малышами. Их начинали учить хорошим манерам, они получали первые уроки. Девочками занимались гувернантки, бонны, к мальчикам приставлялись "дядьки". Савельич из «Капитанской дочки» списан с дядьки Никиты Тимофеевича Козлова, воспитавшего Пушкина. Крепостной Козлов стал для будущего классика не только воспитателем, но и действительно близким человеком. Если финансовые возможности позволяли, родители старались нанять иностранцев. Воспитанием Николеньки Иртеньева из "Детства" Толстого занимался немец Карл Иванович. Хотя довольно часто, ведясь на иностранные имена, родители нанимали сомнительных персонажей, которые ничему путному детей научить не могли. Ходили анекдоты о французе, который на вопрос, что такое модальные глаголы, отвечал, что он давно покинул Париж, а моды там переменчивы. Дети часто подчинялись жесткому режиму, иногда им запрещали садиться за общий стол со взрослым. Детская обычно была общей для всех братьев и сестер. Отдельная комната была роскошью, которой могли удостоиться только уже повзрослевшие отпрыски.

Мальчиков постарше затем отправляли учиться в гимназии или пансионы. Ко второй половине 19 века семьи, имевшие такую возможность, стали отправлять и девочек. Считалось, что приличное образование повысит их привлекательность как потенциальных невест. Условия в пансионах часто были подчеркнуто спартанскими, еда скудной. В некоторых заведениях встречались и физические наказания, но тут правила менялись вместе с законодательством.

О трудностях дореволюционного детства История, Российская империя, История России, 19 век, Дети, Наказание, Длиннопост

Павел Ковалевский — «Порка» (1880 год)

Лев Николаевич Энгельгардт, который был отдан в пансион в 1778 году, вспоминал его содержателя с ужасом. Тот «касательно наук был малосведущ, и все учение его состояло, заставляя учеников учить наизусть пофранцузски сокращенно все науки, начиная с катехизиса, грамматики, истории, географии, мифологии без малейшего толкования; но зато строгостию содержал пансион в порядке, на совершенно военной дисциплине, бил без всякой пощады за малейшие вины фирулами из подошвенной кожи и деревянными лопатками по рукам, секал розгами и плетью, ставил на колени на три и четыре часа; словом, совершенно был тиран». В пансионе была установлена система взаимной слежки, из учеников назначали «чиновников», которые выполняли эти полицейские обязанности". При Екатерине II физические наказания в пансионах и реальных училищах отменили. В 1785 году вышла «Жалованная грамота дворянству», которая запретила применять телесные наказания к представителям благородных сословий. Запрещал и новый устав, регулировавший работу учебных заведений. Школьный устав 1828 года разрешил телесные наказания для мальчиков (девочек наказывали гуманнее). Учеников били линейкой, ставили коленками на горох и регулярно секли розгами. Императора Николая I, подписавшего данный закон, в детстве вместе с братом Михаилом тоже во время учебы секли розгами. Александр II снова освободил от телесных кар учащихся средних учебных заведений.

Доставалось детям и от самих родителей, а общество относилось к этому часто лояльно. Даже аристократические попы еще екатерининский запрет дома не спасал. Показательно в этом плане "дело Кроненберга." Об этой истории Федор Достоевский писал в "Дневнике Писателя", а также включил ее в обвинительную речь Ивана Карамазова. Суд присяжных разбирал дело бывшего офицера и героя франко-прусской войны, кавалера ордена Почетного легиона Станислава Кроненберга. Тот жестоко избивал свою незаконнорожденную дочь Марию. Последним поводом, приведшим к судебному разбирательству, стало обвинение в краже чернослива. Об истязании семилетнего ребенка в полицию сообщила прислуга. В суде адвокат антигероя строил защиту на том, что Мария была плохим и глубоко порочным ребенком, и отец хотел ее перевоспитать. Присяжные его оправдали. Среди семей крестьян и мещан рукоприкладство, к сожалению, тоже было обычным делом.

Но все же большинство людей с теплотой вспоминали и свое детство, и родителей. При многочисленных минусах были и некоторые плюсы. Дети  быстрее взрослели и становились ответственными. "Яжематерей" и "онижедетей" в таких условиях было намного меньше, также как и великовозрастных оболтусов "в поисках себя".

Если у вас есть идеи для новых постов, напишите в комментариях
Мой дзен, там тоже есть интересное
https://zen.yandex.ru/id/5edf83405d6a463a369793b5

Лига историков

15.1K постов51.8K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения