О товарах, которые "как бы ваши", но не совсем. И другие проблемы из мира "интернета вещей"

О товарах, которые "как бы ваши", но не совсем. И другие проблемы из мира "интернета вещей" Защита прав потребителей, Интернет, Обман клиентов, Длиннопост

В стране насчитывается около 60 млн зарегистрированных автомобилей, из которых 45 млн – легковой транспорт. Среди них примерно 15 млн машин являются так называемыми подключёнными, то есть имеют связь с автопроизводителем, и к ним можно получить дистанционный доступ.
– Представьте, что уже сейчас каждый десятый житель нашей страны имеет счастье испытать перехват управляющего сигнала на свой автомобиль. Про новые фобии - в материале на Октагоне.

Кстати, дистанционный доступ, это еще и возможная слежка за машиной. А также новая реальность, в которой товары могут "отключаться" в определенной стране.

Отдельные дистанционные функции уже попадали под отключение. Еще больше проблем может принести принципиальный отказ ушедших с рынка компаний от обслуживания отдельных функций авто.

Все телематические комплексы используют сотовую связь: в блоке управления этими функциями вставлена физическая или электронная сим-карта российского оператора. Как правило, это специальные «залоченные» модули с особыми тарифами. Типичное условие подключения подобной фирменной системы было примерно следующим: покупатель автомобиля доплачивал за опцию телематики и получал гарантированное обслуживание на 3 года. Теперь многие западные бренды не работают в России из-за санкций. На работе фирменной телеметрии это может сказаться следующим образом: функция будет работать до момента истечения первоначального контракта, заключенного при продаже, это как раз 3 года.

Прецедент более масштабной блокировки функций товара был с телевизорами "Самсунг" еще до введения санкций для российского потребителя.

Так, в 2020 гоуд Samsung удалённо заблокировал свои «серые» Smart TV в России. Причины, по которым потребители покупали серые телевизоры (они, кстати, такие же фирменные, только предназначены для других стран, Польши, Туиса, Египта и т.п.), вполне очевидны.

Например, одна из самых популярных моделей Q70 в размере 55" тогда стоила около 64 000 рублей, а в официальном магазине - 100 000 рублей. Для больших диагоналей разница в цене составляла 1,5-2 раза.

Почему в Восточной Европе телевизоры продавались в два раза дешевле, компания предпочла не объяснять. Зато дала официальные пояснения:

Все телевизоры, сертифицированные для продажи на территории России, в полном наименовании модели оканчиваются на латинские буквы RU.

Возможность дистанционно перехватить управление техникой - становится повсеместной функцией.

Еще хуже обстоят дела с электронными сервисами, которые просто отключаются для россиян (платежные системы Viza и MasterCard, Netflix, Canva, Megogo и сотни других).

В марте 2023 года СМИ серьезно заговорили о том, может ли компания Apple попытаться удаленно заблокировать свою технику в России — ведь формально любой «яблочный» смартфон, оказавшийся в стране после 27 февраля 2023 года, американские чиновники могут признать нелегальным.

О проблеме подключаемых к интернету вещей широко говорят и несколько в другом ракурсе - это отсутствие поддержки устаревающих моделей, в т.ч. флагманов, которые еще могли бы работать и приносить потребителям пользу, замедление работы техники через загружаемое обновление, блокировка работы при использовании VPN и т.п.

Есть проблемы и с безопасностью данных, которые постоянно собирают "вещи интернета вещей". Не так давно широко обсуждалась история о том, что робот-пылесос с камерой снимал помещение владельца и отсылал фото на сервер изготовителя (для улучшения сценариев работы, конечно же). В ту же копилку падают и истории про то, что смартфоны всегда пишут звук вокруг и тоже отправляют куски разговоров на сервера разработчиков ПО, а вся индустрия подобных товаров уязвима для хакеров.

Шесть лет назад в Германии вообще запретили игрушки My Friend Cayla, производства американской компании Genesis Toys. Фактически регулятор признал их незаконными устройствами для наблюдения.

Согласно описанию на официальном сайте, куклы созданы, чтобы общаться с ребенком и отвечать на детские вопросы. Cayla записывает вопрос ребенка и пересылает его приложению, установленному на смартфоне родителей, преобразуя речь в текст, а затем ищет ответ на вопрос в свое базе или в онлайне. В итоге ответ вновь возвращается кукле, которая озвучивает его ребенку.

Лига потребителей

401 пост2.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Приветствуются посты:

1. О том, как возникла проблема при приобретении товаров и услуг и что вы сделали для ее успешного решения.

2. Свое мини-расследование или полезное наблюдение, которое поможет людям избежать проблем. Просто поделитесь знанием о рисках, подводных камнях и лайфхаках.

3. Об интересной и необычной практике решения проблемы потребителя со стороны различных компаний, общественных организаций, цифровых сервисов, государственных органов, публичных людей и правозащитников.

4. О бесплатных полезных ресурсах и сервисах, которые помогают решать проблемы потребителей.

5. Об интересных, познавательных, развивающих историях, связанных с рекламой, маркетингом, экономикой, правом, если герои таких историй оставили свой след в развитии потребительской экономики.

6. Свои рекомендации по приобретению товаров и услуг, если это не реклама, обзор честный, а наблюдения достаточно ценны и должны стать достоянием общественности.