О пытках в Ярославской колонии: мысли в тему

Размышления вдогонку к теме о пытках в Ярославской колонии


Вчера интернет взорвался – в публичный доступ попали записи с видеорегистратора сотрудника ярославской колонии, из которых общественность узнала, что в учреждениях отечественной пенитенциарной системы бьют людей. Внезапно оказалось: исправление и становление на путь истинный люди в форме ФСИН понимают несколько иначе, чем подавляющее большинство их сограждан. Они считают возможным для этого раздевать ЗК и бить его резиновой дубинкой по пяткам, вспоминая старые добрые традиции правосудия исламских государств. Для справки, в Османской империи такой вид наказания практиковался достаточно широко.


Мнения, даже на пикабу, по этому поводу разделились: кто-то полагает, что подобное должно караться немедленным расстрелом, а кто-то, в принципе, допускает такое обращение с осужденными в качестве дополнительной меры наказания, помимо той, что назначена судом. Видя разделения мнений и памятуя о трех с лишним тысячах подписчиков, считаю нужным обозначить точку зрения на это со стороны человека, причастного к осуществлению правосудия.


И начать хотелось бы не с факта, как такового, а с причин, которые сделали подобное возможным. На мой взгляд, основной причиной является несоответствие наказания деянию, которое отражается в сознании сотрудников колоний также, как и в сознании обывателей. Рядовой инспектор / опер ФСИН не считает, что ограбивший и убивший несколько человек ЗК, отбывая свой срок наказания, несёт заслуженную ответственность. Он ест, одевается и спит за государственный счет, претендует на уважительное к себе отношение, а родственники потерпевших в это время оплакивают убитого. И своим поведением сотрудник ИК, проще говоря, пытается восстановить социальную справедливость так, как он её видит.


Нахамил – должен получить. Выкинул бычок в неположенном месте – нужно наказать. Не поприветствовал сотрудника по форме – выхватывай. И когда начколонии водворяет осужденного в карцер, он его закрывает не за мелкий дисциплинарный проступок, который осужденный допустил, а по сути добавляет свою меру наказания, которое ЗК должен понести за совершенное им преступление. Это неправильно, это не соответствует Конституции и прочим нормативно-правовым актам, но это так.


Вопрос в другом, что с этим можно сделать? Ответ простой: ничего. Во всех тюрьмах, всех государств и при любой форме правления заключенных били и будут бить. Каким бы эффективным ни был при этом прокурорский надзор, насколько бы не зверствовало следствие – парень из деревни, надевший форму и получивший дубинку, искренне считает, что именно он стоит на страже закона и правопорядка в стране. Он думает, что если он сегодня не вломит зеку, то завтра улицы наводнят убийцы и насильники, которые не боятся – и как бы это ни звучало, в чем-то он прав.


Тюрьма в России на данный момент – это не место исправления. Это место, где осужденному прививают страх. Страх того, что если нарушишь закон, завтра ты окажешься ничем и никем. Телом, которое в комнате воспитательной работы (какая ирония), будут бить, не оглядываясь на закон и Европейский суд по правам человека. И это признак бессилия – сегодня мы не можем ничем, кроме страха, заставить человека жить по-человечески. "Если закон не уважают – пусть хотя бы ментов боятся".


У нас нет программ реабилитации для осужденных, у нас нет нормальной работы с контингентом в местах лишения свободы. По сути, МЛС сегодня – это просто место, где кошмарят осужденных в надежде, что они запомнят ощущения и больше возвращаться туда не захотят. Но, как показывает практика, это не работает. Показатели рецидивной преступности в РФ тому доказательство.


Поэтому сегодня, когда звучат призывы распять сотрудников колонии на Лобном месте, задумайтесь. А от чего так получилось? Ведь это самые обычные люди, которые учились в тех же школах и техникумах, заканчивали вместе с вами ВУЗ – почему они внезапно стали "садистами"? Нигде же специально не готовят палачей, палачами становятся. И не за зарплату, которая, мягко говоря, не соответствует выполняемой работе. И не за пенсию, о которой молодые парни во ФСИН думают чуть больше, чем никак. Они делают это из идейных соображений – нарушая при этом закон. Потому как других вариантов им система не оставляет.


Из всей своей практики я сделал вывод, что насилие – это путь решения проблемы только в краткосрочном отрезке времени. Сегодня и завтра ты можешь запугать и сломать человека, но уже послезавтра, при малейшем ослаблении контроля он сделает так, как считает нужным. Значит, работать нужно не на увеличение количества ударов ПР по пяткам, а на перспективу – но это дорого и пока что, к сожалению, никому не нужно.


Я не пытаюсь оправдать сотрудников, как многие сейчас подумают. И не говорю, что то, что они делают – правильно и так и должно быть. Но проблема в том, что других механизмов на сегодняшний день нет. И говорить нужно именно об этом, а не о том, сколько лет дадут инспектору отдела безопасности за взятую в руки дубинку.


Коммент для минусов прилагаю.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не исключено, что через страх наказания уровень правосознания повыситься, хотя бы и в следующем поколении.

раскрыть ветку (8)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Неа. Страх порождает противодействие и хитрость. Он не решает проблемы, а лишь выводит ее на новый уровень.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Это среди профессиональных или считающих себя профессиональными преступников. А на бытовом уровне думаю, действует.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не совсем. Бухарик с "саблей" при ограблении вспомнит о предыдущей отсидке и чтоб жертва не опознала ...

После зоны на работу не очень то и возьмут. Я бы не взял, по крайней мере в текущих реалиях риск для мелкого бизнеса от такого работника велик. Для крупного бизнеса нынче подавай "уборщиц с вышкой и красным дипломом".

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вот! Посмотрит товарищ на товарища с судимостью всего лишь по 158, но с невозможностью устроиться на работу к Kr3k3r, и, может быть подумает... А тут батя скажет: "сынок, мне и 144-я счастья не принесла...". Вот и воспитательное  воздействие. Хотя все это криминологические рассуждения ерунда. Нет лекарства ни с той ни с другой стороны, о чем и говорит ТС.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Блин. Чувак. 158 -мошенничество. 144 это кто?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Эээ. Уважаемый, мошенничество это ст.159 УК РФ. Ст.158 УК РФ это кража. Ст.144 УК РСФСР это кража(до 1996 года).

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Блин. А можно те же статьи, но не УК РСФСР,  а УК РФ?
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё раз. Во время существования СССР и несколько  позднее(до 1996 года - это год принятия УК РФ)  действовал УК РСФСР, предусматривающий уголовную ответственность за кражу. Эта ответственность была определена в статье номер 144 УК РСФСР. После принятия УК(Уголовного Кодекса)) РФ(Российской Федерации)) ответственность за то же самое деяние(то есть кражу) была определена в статье номер 158 УК РФ. Номер статьи изменился, а крадуны как были, так и остались)))

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку