О литературном пиратстве

Давным-давно в далекой-далекой галактике была такая штука, как библиотека. Я была записана в библиотеку с малых лет, класса с третьего. Помню детскую библиотеку в славном городе Пскове, в центре парка, куда я ездила на автобусе раз в неделю, и каждый раз брала 5 книг, больше нельзя было. Даже когда загремела в больницу с аппендицитом, не пропустила крайний срок обмена книг, 10 дней он тогда был.

Можно представить себе астрономическую сумму, в которую обошлись бы эти книги, не будь бесплатных библиотек. На некоторые книги в библиотеке была очередь, и нужно было ждать несколько месяцев, чтобы их почитать. Иногда, в случае особо редких книг, библиотекарь звонила, чтобы я пришла побыстрее, чтобы очередь двигалась живее. Выбор книг осуществлялся при помощи чтения «ознакомительных фрагментов» из разных частей книги, на пять книг могло уйти до часа — двух. Еще не были прочитаны Жюль Верн, Дюма, Каверин, Даррел, Крапивин и многие, многие другие. Шли годы, менялись города и библиотеки. Мое правило было одно — раз в неделю пять книг.

Однажды мне попалась «Анжелика». По моей наводке ее прочитала также моя подруга. До 90-х годов из этой серии издавалась буквально пара книг, первая и одна из последних, и в предисловии ко второй книге было кратко описано, что было между событиями этих двух томов. И моя подруга начала в толстой тетрадке на 96 листов писать эти отсутствующие у нас книги так, чтобы ключевые события совпадали. Сейчас это назвали бы фанфиком по мотивам. Читать было довольно увлекательно, подружка писала примерно по главе в неделю :). Было исписано несколько толстых тетрадей. Читали я и еще несколько подружек из нашей параллели.

Потом, в 90-е годы, я довольно быстро купила все или почти все любимые книги, продолжая ходить в библиотеку, чтобы читать всё остальное. На халяву, так сказать.

Потом появилась библиотека Мошкова, и те книги, которые я в основном брала в библиотеке, стало возможным читать там. Потом Альдебаран, потом еще и еще сетевые библиотеки… и я просто перестала ходить в обычную. Среди авторов, прочитанных в сети, выделилось несколько, у которых я потом купила в бумаге почти все. То есть, в начале я это почти все прочитала на Альдебаране и либрусеке, потом купила в бумаге. Потом книги стало некуда ставить, вот вообще некуда, а у любимых авторов нравились далеко не все книги, и пришло время преимущественно электронного чтения. Даже любимые книги любимых авторов — только в электронке.

Электронная версия сейчас стоит столько же, сколько когда-то то стоила бумажная книга. Если покупать каждый файл — точно также можно разориться. Тем более, что некоторые книги выкидываются после первых абзацев, некоторые — после пары глав. Иногда ознакомительный фрагмент помогает понять, что эта книга мне не понравится, а иногда первые главы вполне пристойные, а дичь начинается позже. Была книга, где я не дочитала меньше 10%.

Однажды в «дежурном» вопросе на пикабу «а посоветуйте, что почитать из такой-то тематики», я нашла целый список незнакомых мне ранее авторов. «Ух ты, — обрадовалась я, — этого списка мне надолго хватит». Но из всего рекомендованного для меня читабельна оказалась только одна писательница, и только с одним небольшим циклом, который я купила на литресе (после чтения большого ознакомительного фрагмента), а остальное — осталось еще одной скачанной и выброшенной после первого абзаца или первой главы копией. То есть, эта тематика точно меня интересовала, и рекомендации были от читавших людей, которым эти авторы нравились, но даже рекомендации «бывалых» читателей не помогли.

Ну и к чему вся эта простыня.

Что раньше, в обычной библиотеке, что сейчас, я читаю не все выбранное после чтения «ознакомительного фрагмента». Если же автора нет на литресе, то часто и возможности ознакомиться с таким фрагментом нет, кроме как у «пиратов». Но раньше общественная библиотека была заведомо бесплатна, имеющиеся там книги были отобраны квалифицированными редакторами, в них были поправлены логические, стилистические, орфографические и прочие ошибки. Сейчас же идет вал довольно однотипной и одновременно безграмотной графомании (абсолютно сходной с творчеством моей школьной подруги), в котором сложно найти что-то, что вообще можно читать. Иногда, поведшись на очень высокие оценки и хвалебные отзывы, покупала и скачивала сразу несколько книг, и вот 1000 рублей нет, а ты сидишь недоумеваешь — почему у «этого» оценка на приличном сайте больше, чем у Сапковского или Громыко…

За последний год не добавилось ни одного нового автора, который бы меня заинтересовал. Я сейчас плачу на автор тудее или литресе тем авторам, в которых я уверена, даже если их книги не всегда дочитываю. Если вижу рекомендацию по интересующей меня тематике, ищу автора на вышеуказанных площадках, читаю ознакомительный фрагмент. Часто рекомендованных книг там нет. И тогда я «иду в библиотеку». Да, почти как раньше… и часто оказывается, что читать это я не буду, ну а автор видит, что счетчик скачиваний подрос еще на единицу…

Притом я уверена, что огромное количество людей вообще не заморачиваются какой-либо оплатой, даже по авторам и книгам, которые они любят, ждут и обижаются, что «долго нет проды», что, безусловно, свинство.

Таким образом, ситуация такая.

1. Часть читателей не хочет и не будет платить вообще. Это первая часть проблемы.

2. Часть читателей не хочет платить неизвестному автору, справедливо опасаясь шлака.

3. Большинство авторов считает упущенную выгоду, умножая количество скачиваний у «пиратов» на стоимость копии. Это вторая часть основной проблемы из п.1. Для некоторых авторов, раскрученных и известных, это верно или почти верно. Для большинства, а в некоторых жанрах — для абсолютного большинства — нет. И теоретическая упущенная выгода должна быть уменьшена в несколько десятков или сотен раз. Даже если читатель непритязателен и с удовольствием читает про любую попаданку и дракона-ректора (как я в детстве читала почти-Анжелику, написанную моей подругой), если он будет каким-либо образом обязан заплатить за каждое скачивание, он как-нибудь обойдется. И не потому, что на халяву и уксус сладкий, а потому, что читатель просто «идет в библиотеку» или читает что-то, мало отличающееся по уровню от подругиного фанфика. Но ее «творчеством» мы наслаждались бесплатно, а за произведения аналогичного уровня вдруг хотят денег больше, чем Лукьяненко на автортудее. Автор хочет денег за каждый клик на кнопке «скачать», а читатель из п.2 говорит «стоп, давай хотя бы за прочтение, а не за скачивание»

4. Возможно, положение можно было бы поправить, если бы файлы стоили каких-то более-менее символических денег. Но при стоимости 150 и более рублей за ромфант неизвестной авторки это, на мой взгляд, абсолютно нереально.

Похожая ситуация почти везде, где стали использоваться гаджеты вместо бумажного носителя, например, в вышивании, где по электронной схеме вышивать гораздо проще, чем по бумажной. Автор схемы продает ее, а потом вдруг видит, как «девочки на форуме» делятся между собой. Интересно было бы оценить, сколько схем было вышито, а не просто скачано, и каков фактический ущерб… «Девочки» хвастаются, сколько гигабайт схем у них на жестких дисках, но это же физически невозможно не то чтобы вышить, но просто просмотреть…

У меня лежит несколько честно купленных схем, но вышивать я их уже точно не буду, потерян интерес к тематике. И тут еще прикол. Попадались разъяснения юристов по авторскому праву о том, что одна схема — одна вышивка, и если хочется вышить еще раз, то надо еще раз заплатить автору. Что, вообще говоря, вымораживает. Если я покупаю бумажный "рукодельный" журнал со схемами или выкройками, я, очевидно, могу вышить картинку или сшить юбку-блузку несколько раз, потом я могу отдать, продать за копейки или в 100 раз дороже, чем покупала, или вовсе уничтожить, и тот, в чьи руки он попадет после меня, будет очевидно легальным пользователем, даже если достанет его из пачки макулатуры, а файл, за который я заплатила несколько сотен рублей — одноразовый и только для меня…

То есть ситуация такова, что электронный файл в идеале хотят сделать вообще одноразовым, при стоимости, не сильно отличающейся от стоимости бумажных книг в твердых переплетах. В забугорье ситуация мало чем отличается, только стоимость и электронки, и «бумаги» часто еще выше, но, как говорят, население больше склонно покупать, чем пользоваться пиратскими сайтами…

Наверное, такие сайты, как автор тудей это, в какой-то степени, решение проблемы. Авторы поглавно выкладывают нетленку, читатели, начиная с какой-то главы, платят и раз в неделю читают «проду». Пока произведение не выложено полностью, интереса для пиратов оно не представляет, и автор может собрать денег с тех, кому «зашли» первые бесплатные главы.