О КОРОНЕ
...которую иной раз не мешает поправлять на голове лопатой.
Середина марта — так называемые мартовские иды: древнеримский Новый год и очередная годовщина гибели Гая Юлия Цезаря. Само собой, не забудем, не простим. А насчёт короны — пока большинству для её поправки нужна лопата со стороны, я стараюсь обходиться собственными силами.
Однажды пригласили меня пообщаться с магистрантами Библиотечного факультета Санкт-Петербургского Института культуры. Темой был монументальный труд "Антикоучинг. Как НЕ НАДО писать [81 "ошибка выжившего"]"...
...но меня понесло в дебри.
Рассуждая о популярных, но неверно трактуемых оборотах, к слову вспомнил глупую формулу "исключение подтверждает правило", попытался с ходу объяснить исходный смысл — и получилось не так красиво и доступно, как хотелось бы. Вдобавок я забыл автора фразы.
Теперь поправляю себе корону лопатой. Делаю работу над ошибками.
В оригинале фраза звучала заковыристо: Exceptio probat regulam in casibus non exceptis — "Исключение подтверждает правило в не исключённых случаях".
Впервые эти слова прозвучали в 56 году н.э.
Политические оппоненты, желая уничтожить римского консула Луция Корнелия Бальба-старшего как политика, обвинили его в незаконном получении римского гражданства.
Ход беспроигрышный. По законам/правилам гражданин другой страны не мог стать гражданином Рима, не отказавшись сперва от прежнего гражданства. Луций родился в Испании, но процедуру отказа не проходил, поэтому — по тем же римским законам/правилам — не мог ни консулом быть, ни вообще заниматься политикой.
Оппоненты уже праздновали победу, но в суде Луция защищал Марк Туллий Цицерон (на встрече со студентами проще было догадаться, чем вспомнить). Великий оратор и железный логик построил защиту на том, что межгосударственные соглашения написаны по-разному. Если в документе есть оговорка, которая запрещает предоставлять выходцам из какой-то страны гражданство Рима, — правило запрета действует. Но если такой оговорки нет — запрета тоже нет и предоставление гражданства безусловно разрешено.
В союзном договоре с испанцами оговорка отсутствовала. То есть правило не запрещало Луцию быть гражданином Рима. Значит, от консула не требовалось официально отказываться от прежнего гражданства, чтобы получить гражданство Рима. А став римлянином, он автоматически утратил гражданство своей страны, потому что римские правила/законы запрещали двойное гражданство.
Оппоненты проиграли судебный процесс, Луций Корнелий Бальб-старший остался и гражданином Рима, и консулом, и политиком.
Исходный смысл фразы Цицерона таков: если существует исключение — должно быть и правило, из которого это исключение сделано.
Например, если дорожный знак запрещает парковку машин по понедельникам — значит, парковка в остальные дни разрешена. Такое исключение — в определённый день парковаться нельзя — подтверждает правило: парковаться можно.
Из грамотно составленного правила исключений нет, как нет исключений из закона всемирного тяготения. Он действует на всех и вся без исключений.
Надеюсь, теперь древнеримская мысль стала яснее. А вот как я умудрился забыть Цицерона, для меня по-прежнему загадка.
Оригинал здесь: https://dzen.ru/a/Z8OCOkQZJ2tPJ3MC