О кинофантастике. Начало начал

Да-да, не о книгах, а о фильмах) Мое первое увлечение были именно фантастические фильмы. В какой-то момент я решил собрать коллекцию фильмов посвященной нашей любимой теме и так увлекся, что насобирал их в количестве почти 4000 лент. Сюда входят и отдельные фильмы и сериалы, причем большинство сериалов, где каждая серия как отдельный фильм со своим сюжетом и набором актеров. И уж только потом я перекинулся на перевод книг, когда увидел, сколько из них еще ни разу не переводились на русский язык.

Общаясь с любителями фантастики заметил, что первым фильмом в этом жанре называют, в лучшем случае, фильм Жоржа Мельеса "Полет на Луну" 1902 года, но на самом деле и до этого фильма, которому уже исполнилось 120 лет со дня показа, было выпущено несколько лент, признанных, как фантастические.

О кинофантастике. Начало начал Научная фантастика, Фантастика, Кинематограф, Фильмы, Космическая фантастика, Инопланетяне, Космический корабль, Робот, Длиннопост

Итак, барабанная дробь! Первым фильмом, попадающим под определение "фантастика", признана немая короткая лента "Механическая колбасная", он же "Механический мясник" (La Charcuterie mécanique) Луи Люмьера снятая аж в 1895 году!В фильме живую свинью помещают в машину - большой деревянный контейнер. Затем свинья превращается в различные мясные продукты, которые вынимаются из другого конца машины. Полная автоматизация и механизация по Марксу и Энгельсу, что должно было способствовать развитию коммунистического общества).

Эта тема широко повторялась в таких фильмах, как "Изготовление сосисок" (он же «Конец всего») 1897 года от Джорджа Альберта Смита, в котором кошки и собаки превращались в сосиски (вместе с уткой и сапогом) с помощью машины. В том же году компания American Mutoscope and Biograph выпустила "Колбасную машину", которая стала пародией на конвейерную систему. Затем последовали ленты студии Эриксона "Веселье в мясной лавке" 1901 года и "Собачья фабрика" 1904 года, обе из которых изображали домашних собак, превращенных в сосиски и обратно. В первом фильме показан простой примитивный кривошип, а во втором - электрическая машина с обратимым процессом.

О кинофантастике. Начало начал Научная фантастика, Фантастика, Кинематограф, Фильмы, Космическая фантастика, Инопланетяне, Космический корабль, Робот, Длиннопост

Далее надо отметить фильм "Клоун и автомат" (Gugusse et l'Automate) снятый в 1897 году знаменитым Жоржем Мельесом. В фильме показан клоун, пораженный и сбитый с толку механическими движениями автомата. Фильм ознаменовал собой первое известное кинематографическое появление робота (слово, которое заменит слово "автомат" лишь после его использования в пьесе Карела Чапека "RUR") и был одним из первых фильмов, в которых были представлены темы "научных экспериментов".

О кинофантастике. Начало начал Научная фантастика, Фантастика, Кинематограф, Фильмы, Космическая фантастика, Инопланетяне, Космический корабль, Робот, Длиннопост

В том же 1897 году появилась лента "Рентгеновские лучи" (The X-Rays) от британского режиссёра Джорджа Альберта Смита, показывающий влюбленную парочку, подвергшуюся воздействию рентгеновских лучей.

В отличие от многих фильмов позднего викторианского периода, производство "Рентгеновских лучей" можно очень точно датировать октябрем 1897 года благодаря записи в бухгалтерских счетах компании Смита. Это означает, что он должен был быть показан почти ровно через два года после открытия Вильгельмом Рентгеном рентгеновских лучей в ноябре 1895 года. Публикация его открытий привела к тому, что "рентгеномания" охватила мир в начале 1896 года, и, хотя медицинское значение открытия было быстро воспринято (он получил первую Нобелевскую премию по физике в 1901 году), вместе с ним был принят и его комический потенциал - ссылки на рентгеновские лучи появлялись в самых разных средствах массовой информации, от рекламы до политических карикатур.

О кинофантастике. Начало начал Научная фантастика, Фантастика, Кинематограф, Фильмы, Космическая фантастика, Инопланетяне, Космический корабль, Робот, Длиннопост

Так же можно, хоть и с некоторой натяжкой, назвать фантастическим фильмом ленту "Сон астронома" или "Луна всего лишь в метре" (La Lune à un mètre) Жоржа Мельеса снятую в 1898 году. По мне так это больше фэнтези, нежели фантастика, но для тех лет, где наука и волшебство шли рука об руку, этот фильм был все же фантастическим. Основанный на одном из его сценических фокусов и с самим Мельесом в главной роли, фильм представляет разнообразный набор образов и фантазий, приснившихся астроному.

О кинофантастике. Начало начал Научная фантастика, Фантастика, Кинематограф, Фильмы, Космическая фантастика, Инопланетяне, Космический корабль, Робот, Длиннопост

И вот только после этого, спустя четыре года, т.е. в 1902 году появляется знаменитейшее "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса. И вот тут, конечно, надо уже отметить симбиоз литературы и киноискусства - сюжет фильма был вдохновлен романами Жюля Верна "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны" (1865 и 1870 года соответственно). Фильм, по сравнению со всеми предыдущими, грандиозен - огромный состав актеров, кордебалет, обилие декораций (одна пушка чего стоит!).

Самое интересное, что хотя этот фильм и относят к научно-фантастическим, на самом деле он создан в ключе патафизики (это "философия" науки, изобретенная французским писателем Альфредом Жарри (1873–1907) и призванная стать пародией на науку. Трудно дать простое определение данному термину, это было описано как "наука воображаемых решений". Говоря проще, фильм "направлен на то, чтобы показать нелогичность логического мышления" с его сатирически изображенными неумелыми учеными, антропоморфным луноподобным лицом и невозможными нарушениями разумных законов физики.

Если вам интересна данная статья о кинофантастике, то ставьте лайки и подписывайтесь.

Ваш, Дионисий)