411

Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте

Первая часть
Теперь для всех тех, кто сохранил первую часть на случай того, что они будут единственным достойным посадить самолёт без пилотов - можете удалять, запомните ток где связь и скорость)

Напомню как выглядит вся юзательная кабина боинга 737NG:

Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте Boeing 737, Интересное, Самолет, Работа, Кабина пилота, Длиннопост, Авиация, Гражданская авиация

В прошлом посте надо бы было сказать ещё про нижний центральный дисплей - на нем тоже отображается информация по двигателю, уже более подробно:

Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте Boeing 737, Интересное, Самолет, Работа, Кабина пилота, Длиннопост, Авиация, Гражданская авиация

N2 - это обороты турбины двигателя (т.емы понимаем, что если нет оборотов N1 - значит не крутится большой вентилятор двигателя, нет оборотов N2 - не крутится внутри турбины)

FF - fuel flow - расход топлива в тоннах на каждый двигатель соответственно (на картинке представлено, судя по параметрам взлётной режим - так что расход топлива такой большой. В горизонтальном полете примерно 1.2 тонны/час

OIL PRESS - давление масла

OIL temp - температура масла

OIL QTY - oil quantity - количество масла

VIB - вибрация двигателя

Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте Boeing 737, Интересное, Самолет, Работа, Кабина пилота, Длиннопост, Авиация, Гражданская авиация

По обе стороны от центрального дисплея расположены FMC - flight management computer - сюда мы вносим перед рейсом всю информацию, создаём маршрут, забиваем скорости для взлета, и кучу чего ещё. Занимает 5~10 минут подготовка (в начале карьеры и больше). Так же в полете вносим коррективы туда (если дают спрямление на какую-то точку маршрута, если задают какую-то скорость и т.п )
Можно долго про него рассказывать - но не думаю что это сильно важно, куда важнее то, что идёт дальше

Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте Boeing 737, Интересное, Самолет, Работа, Кабина пилота, Длиннопост, Авиация, Гражданская авиация
Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте Boeing 737, Интересное, Самолет, Работа, Кабина пилота, Длиннопост, Авиация, Гражданская авиация

MCP - mode control panel - панель управления автоматом тяги и автопилотом:

Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте Boeing 737, Интересное, Самолет, Работа, Кабина пилота, Длиннопост, Авиация, Гражданская авиация
Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте Boeing 737, Интересное, Самолет, Работа, Кабина пилота, Длиннопост, Авиация, Гражданская авиация

Сначала пойдём по прямоугольным окошкам с цифрами:

Course - сюда ставим ЗМПУ - заданный магнитный путевой угол, как правило совпадает с посадочным курсом, зависит от типа захода ILS, VOR и т.п. (там на самом деле все несколько сложнее, но это уже лишнее)

IAS/MACH - тут мы задаём самолету скорость приборная/скорость по маху. Кнопочка C/O под окошком так раз для перехода от приборной к маху и наоборот. Белая (серая) кремальера - для установки скорости (вращение вправо увеличивает, вращение влево уменьшает, меньше 100 узлов быть не может). От кремальеры 2 линии к кнопкам speed и lvl chg (level change)
Speed - самолёт будет выдерживать заданную скорость.
Lvl chg - самолёт будет набирать с максимальным режимом работы двигателя/снижаться на малом газу выдерживая заданную скорость. Ему будет пофиг на ограничения по маршруту забитые в компьютер, профиль снижения и прочее. Как правило используется если диспетчер попросил выдерживать какую-то скорость, ну или от желания пилотов, или если того требует ситуация (к примеру при разгерметизации - снижаться мы будем на этом режиме).
Левее кнопки speed - кнопка n1 - автомат тяги будет выдерживать максимальный режим работы двигателя (обороты n1) посчитанные fmc.
Справа от окошка скорости - кнопка VNAV - в этом режиме автоматика будет выдерживать тот профиль полета, который забит в FMC, выдерживая все ограничения по маршруту (как правило этот режим и используем). Но на снижении ставит двигатель на малый газ и выдерживает профиль полета, если скорости мало - сам добавит нужную тягу, если скорости слишком много - выдаст сообщение drug required (в этом случае можно выпустить speedbrake/ интерцепторы чтобы притормозить).

Так идём дальше окошко heading - все просто наш текущий курс - какая цифра стоит ту самолёт и будет выдерживать если активна кнопка под окошком HDG SEL (heading select). Задаётся с помощью кремольеры под окошком, у основания крепольеры колесо селектора крена - самолёт будет выдерживать при разворотах в этом режиме заданный крен - 10, 15, 20, 25, 30 градусов.
Справа от окошка кнопка LNAV - тут автопилот будет выдерживать полет по маршруту забитый в FMC. Крены будет рассчитывать сам, но не более 30 градусов.
(Как вы уже наверно догадались LNAV/VNAV - наши любимые режимы, когда самолёт сам выдерживает все, что мы ему забили на земле в FMC, и дальше вносим изменения уже в саму фмску)
Кнопки VOR LOC - для захвата курсовой на посадке, APP - для захвата глиссады.

Окошко ALTITUDE - для задачи автопилоту высоты в любом режиме он не будет набирать/снижаться после занятия установленной высоты в этом окошке - исключение режим APP - там он уже выдерживает глиссаду - и мы ставим в это окно высоту ухода на второй круг.
Задаётся так же как и скорость и курс. Кнопка ALT HLD (altitude hold) - для того чтобы остановить набор/снижение на текущей высоте - самолёт сразу начнёт выходить в горизонт.

Окно VERT SPEED (vertical speed) - мы задаём автоматике выдерживать заданную скорость (футы/мин) - ему пофиг на нашу горизонтальную скорость, на профиль, на ограничения - он будет держать ту вертикальную скорость которую мы ему задали. Задаётся с помощью вертикального колесика ниже стрелки DN/UP показывают где набор, где снижение (куда крутить).

Кнопки CMD и CWS:
Собственно это и есть кнопки подключения автопилота:
CMD - самолёт полностью под управлением автопилота - управляет самолётом согласно выбранного режима.
CWS - какой крен и тангаж я задам штурвалом - тот автопилот выдерживать и будет (вроде как на аэробусе или суперджете - это ручной режим, хотя могу ошибаться - это лучше к тем, кто на них летает)
Кто летит - с той стороны и подключается автопилот (как правило, при рейсе, к примеру питер-казань-питер, в одну сторону один летит, обратно второй - решаем на месте кто куда). Для автоматической посадки нужно чтобы были подключены оба автопилота. Горизонтальная серая плашка под кнопками автопилота - отключение автопилота, если кнопка на штурвале не работает.

Тумблер слева A/T (auto throttle) - подключение автомата тяги. Отключается кнопкой на ручках управления двигателем.

Маленькие тумблеры с каждой стороны - flight directors - директора: показывают какой крен и тангаж должен выдерживать пилот или автопилот для того, чтобы следовать заданным режимам работы автоматики.

Ну собственно с автоматикой управления закончили) но не с этой панелью:

По обе стороны от MCP находится такие вот панели для каждого пилота:

Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте Boeing 737, Интересное, Самолет, Работа, Кабина пилота, Длиннопост, Авиация, Гражданская авиация

Кремольеры:

Левая верхняя - установка минимума для захода на посадку, нижнее кольцо позволяет выбрать по какому высотомеру радио или барометрическому. Информация отображается на PFD (в прошлом посте).
Чёрная кнопка RST - reset, чтобы сбросить установленный минимум

Правая верхняя - установка давления для барометрического высотомера (радио используется только для захода по 2ой и 3ей категории). Нижнее кольцо позволяет выбрать инчи или гектопаскали. Чёрная кнопка STD - переводит к стандартному давлению 1013 гектопаскалей и обратно.

Левая нижняя - выбор отображения информации на ND (прошлый пост). Чёрная кнопка позволит посмотреть профиль полета.

Правая нижняя - масштаб карты на ND. Чёрная кнопка включит/скроет самолёты вокруг.

Тумлеры - отображение приводов/vor маяков на ND.

Чёрная кнопка FPV - flight path vector - белым кружком покажет куда именно движется самолёт на PFD.

Чёрная кнопка MTRS - метры, покажет рядом с высотой в футах окошко в метрах.

Так дальше находятся панели сигнализации

Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте Boeing 737, Интересное, Самолет, Работа, Кабина пилота, Длиннопост, Авиация, Гражданская авиация
Ну что продолжаем про кнопочки в самолёте Boeing 737, Интересное, Самолет, Работа, Кабина пилота, Длиннопост, Авиация, Гражданская авиация

Они зеркальные, но в чёрном квадрате разные системы указаны слева и справа.

Обычно загорается мастер коушен и система с которой возникла проблема (к примеру master caution и fuel - остальные огни чёрные - такое бывает часто, когда в центральном баке закончилось топливо, а насосы центрального бака работают. В крыльевых баках топлива ещё много).

Fire warn - сигнализация о пожаре. Эти сигнальные лампы находятся на уровне глаз - всегда заметишь.

Полотно получилось большое - будет 3 часть про верхние панели... А пока вы имеете представление какую кнопку нажимает пилот, чтобы ничего не делать)

Надеюсь для вас было познавательно! Задавайте вопросы (даже самые глупые), постараюсь ответить на все.

Гражданская авиация

326 постов938 подписчиков

Правила сообщества

Запрещено нарушать правила Пикабу

Запрещено нарушать законодательство РФ

Запрещено нарушать воздушный кодекс