Нигилизм и разумизм

Нигилизм… какие ассоциации у вас вызывает это слово? Скорее всего, большинство людей, когда-либо погружавшиеся в данную тему, ответят, что нигилизм у них ассоциируется с разрушением. И этот ответ в данном случаи окажется самым правильным. Нигилизм это разрушение. Однако это не простое разрушение, а разваливание морально-нравственных и онтологических представлений. Это явление имеет антиконсьюмалистическую квинтэссенцию, характерную для теперешнего потребительского времени и для двадцатого бунтарского века. Спрашивается, почему или из-за чего возник нигилизм? Индустриальное бытие человека за этим стоит? Ежели придерживаться принципа, что бытие определяет сознание, то ответ становится очевидным – прогресс цивилизации способствовал развитию абстрактного мышления людей, которое в свою очередь позволило философам выдвигать нигилистские идеи, породить нигилизм, выражая свою неприязнь к существующим морально-нравственным устоям обществ. Сия неприязнь не возникла благодаря прогрессу, промышленным революциям: она имелась у homo sapiens с момента его появления. И стала возможной данная неприязнь благодаря стадной природе человеческой натуры. Сами подумайте: если есть стадо, коему свойственны определенные устои, за нарушение которых предусмотрено наказания (а за следование которым предусмотрены похвала, какое-то вознаграждение или просто отсутствие давления со стороны общности), то в этом же стаде будут иметься нарушители порядков и недовольные ими. Недовольные и нарушители всегда отчуждались стадом. Ранее отчуждение от общности было фактически равносильно смерти (или просто пребыванию в состоянии отшельника, что, естественно, не являлось чем-то благодатным для отчужденных), поэтому жизнедеятельность стада не обладало современной степенью диалектизации (внутренней и внешней борьбы). Неолитическая же революция перезапустила с новой силой процесс усложнение человеческой природы: отныне у активных деятелей появилась возможность образовывать партии, философские школы, научные школы. Производящие хозяйство начало постепенно деформировать устои общностей и подарила классовое разделение, этологические предпосылки которого были еще во времена первобытные. Классовое разделение в свою очередь породило прослойку людей, не занимающихся хозяйством, физическим трудом, у которой были развязаны руки, что позволило явиться на свет философии, развиваться наукам и абстрактному мышлению. Именно этот люд больше всего являлся склонным к поляризации и к соответствующим деяниям. По мере же развития цивилизации грамотность становилась всеобщей, а интерпретации мира более масштабными и в большей степени соответствующие объективной истине. Именно в индустриальном мире появились нигилистские, революционные идеи. В чем их отличие? Нигилизм зачастую имеет индивидуалистическую, асоциальную направленность, в отличии от революционизма. Революционер всегда социально активный, наполненный энтузиазмом действия-борьбы. Нигилист, напротив, отказывается от социальной борьбы: он борется на индивидуальной почве. Социальность революционера не позволяет ему бороться с морально-нравственными порядками в его обществе, поэтому он их поддерживает и выворачивает в нужную для него сторону, пока нигилист их безбожно отрицает. В итоге что нигилист, что революционер имеют право назвать себя борцами, однако они борются на разных фронтах. Из-за сего положения между родственными друг другу философскими явлениями лежит огромная пропасть, не дающая ни революционеру понять нигилиста, ни нигилисту понять революционера. Не забудем также упомянуть о «сектианстве». В чем суть данного направления? Это, так сказать, коллективный нигилизм, который явился еще в доиндустриальные времена. Правильнее это дело назвать чем-то средним между революционизмом и нигилизмом. Член секты, как и нигилист, стремится отмежеваться от окружающего общества, но не в индивидуальном, а  в общинном плане, что равносильно фанатичному повиновению идеям общности-секты, провозглашаемые главой (главами) общности-секты и отказом от индивидуальности. Революционера от члена секты отличает более высокий уровень сознательности, отсутствие стремления к отмежеванию от большинства в пользу меньшинства. Однако что революционер, что нигилист, что член секты страдает от максимализма: они яро верят в реализуемость своих идеалов и абсолютизирует борьбу (за новый строй, правильные ценности, преодоление греха).

Хорошо, нигилизм появился в индустриальном мире, но с тех пор прошло уже два века. С учетом ускорения развития человечества нигилизм должен был либо уйти в прошлое, либо развиваться, принимать различные формы, не так ли? Понятное дело, что нигилизм (как и революционизм) никуда не делся, ведь у него с течением времени появлялось все больше и больше простора. Таким образом, нигилизм развивался, менялся, развивается и меняется, но никуда не уходит. Прародительницей нигилизма можно по праву считать пессимистические философии (к философам которых относятся Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и Гартман) и индивидуалистическую философию Макса Штирнера. Всем представленным философиям свойственно неприятие действительности. Например, по Ницше, европейские (и не только) общества проникнуты декадансом, выражающимся в рабской морали европейского человека, коя культивирует стремление к пассивному нигилизму и к различным декадентским идеям (к социализму, либерализму, скептицизму, кантианству и т. д.). Что же такое этот… „пассивный нигилизм“? Это, как и „ активный нигилизм“, вид нигилизма, по Ницше. В чем их разница? Активный нигилизм представляет из себя нигилизм, перестраивающий мировоззрения человека. Пассивный же нигилизм не ведет к перерождению человека – он его лишь уничтожает.

Нигилизм. Он может иметь двоякое значение:

а) Как знак повышение мощи духа – активный нигилизм.

b) Как падение и регресс мощи духа – пассивный нигилизм.

Также, по Ницше, нигилизм – это промежуточная естественная стадия развития индивидуума. Обращаемся к „учению о трех превращениях духа“: существуют три состояния духа – верблюд, лев и ребенок. Верблюд является олицетворением конформизма; лев символизирует активный нигилизм; ребенок обозначает новую жизнь, конечную цель льва. Можно навсегда остаться верблюдом или пойти путем льва-ребенка. Короче говоря, активный нигилизм мы способны приравнять к «львиному» протесту против декаданса ради достижения благодатной жизни на индивидуальном поприще, пассивный нигилизм – к смирению верблюда перед сухостью декадентской жизни.

Итак, мы вкратце разобрались, что такое нигилизм и как он возник. Перед нами остается следующий вопрос – причем тут разумизм. Но перед тем, как ответить на сей вопрос, требуется нам разобраться, что такое разумизм. Разумизм – это философская теория, созданная Ваномасом (Иваном Анатольевичем Маслаковым). Суть ее вкратце такая: развитие цивилизации привело к формированию общественных систем подобных суперорганизмам, которые ради своего выживания устанавливают морально-интеллектуальный контроль над своими агентами с помощью догматической иррациональной прошивки, сознательным же индивидам следует взяться за голову и начать думать, ставши разумистами. Немного подробнее мною рассмотрен разумизм Ваномаса в предыдущей статье под названием «Синопсис нового разумизма». Также в этой статье относительно коротко (по меркам философских трактатов) выведена философская система под названием «новый разумизм». Новый разумизм – это материалистическая, индивидуалистическая философия, ориентированная на интровертов. Ее практическая составляющая описывает идеал человека-разумиста, который зиждется на всестороннем накоплении сил, саморазвитии. Надобность накопления и использование силы выводится из философского анализа процессов энтропии. От сюда еще выводится учение о двух направленностях, которое гласит, что перед каждой единицей Вселенной стоит экзистенциальный выбор между Вектором Разрушения и Вектором Созидания. Вектор здесь не равносилен понятию пути: направленностей две, а путей огромное множество. Вектор Разрушения символизирует пассивный нигилизм; Вектор Созидания символизирует обратные пассивному нигилизму созидательные, накопительные порывы совместно с активным нигилизмом. Однако в той статье, кроме этих двух векторов, выводится третий – Срединный Вектор. Правда, это по большей части некая середина между двумя направленностями. Как стать разумистом? В статье был дан относительно краткий ответ на данный вопрос, который имел нигилистский характер. Поэтому именно в сем произведении я предлагаю основательно разобраться с данным вопросом. Возьмем для начала современного молодого  уставшего от жизни студента. Он учится в каком-то университете и где-то подрабатывает. Причем представим, что его учеба и его подработка не наполнены никакими порывами, ибо они для него равносильны механическому труду. Следовательно, отдых его абсолютно пассивный, декадентский. Как же ему быть? Преодолеть декаданс иль смириться с ним? Ежели бороться с декадансом, то каким образом? Что вообще нужно ему назвать декадансом? Как вы понимаете, единственно правильных ответов на данные вопросы не существует, ведь Бытие многообразно и объективно нейтрально. Однако развернуто ответим на сии вопросы с позиции нового разумизма. Декаданс – ментальное и физическое падение индивида, выражающееся в пассивном образе жизни. Пассивный же образ жизни объединяет в себе и культивирует все духовные и физические проблемы индивидуума. Пассивность противоречит Вектору Созидания и, соответственно, энтропическим устоям Бытия. Так как энтропия гласит, что все единицы Сущего накапливают, удерживают и рассеивают энергию, то активность единицы Жизни заключается в большой интенсивности участия в данных процессах, а пассивность, напротив, в малой интенсивности участия в сиих процессах. Поэтому регулярность различных плодотворных  умственных, физических практик, подкрепленных личным энтузиазмом, свойственна активному образу жизни. Естественно, декаданс, по новому разумизму, требуется преодолеть, ибо это бремя, сковывающее волю к жизни человеческой души (а воля к жизни – основной ключ к Вектору Созидания) и проявляющееся во всех вредных привычках человека. Бремя это активно распространяется сейчас в постиндустриальных обществах, где господствует культура потребления, пассивный образ жизни; что, впрочем, вызвано объективными эволюционными, естественными процессами.  Для сей задачи нашему студенту нужно, во-первых, проникнуться трудовыми удовольствиями, попытаться проявить свою креативность в учебе и на работе, во-вторых, минимизировать вредные привычки, контролировать свои страсти, потребление, грубо говоря, взять себя в руки. Борьба с декадансом невозможна без выстроенных антидекадентских ценностей в голове нигилиста (революционера). Итак, по новому разумизму, нашему студенту следует стать нигилистом. Хорошо, станет он нигилистом, начнет заниматься спортом, правильно питаться, выражать в своих буднях творческие порывы, философствовать, презирать ценности консьюмализма… что дальше? Дальше у нашего героя появится выбор – либо всеми силами держаться за нигилизм, либо преодолеть нигилизм, ставши ребенком. Первый выбор ведет к антинатализму, второй – к Пути Разумиста. Что такое антинатализм? И что такое Путь Разумиста? Антинатализм – совокупность пессимистических философских учений, которые отрицают, презирают Жизнь и возвеличивают самоликвидацию. Это самое яркое выражение пассивного нигилизма. Путь Разумиста – один из путей Вектора Созидания, идеалом коего есть разумист. Понятное дело, что ради собственного блага студенту требуется принять Путь Разумиста, но принять его можно только осознав, что разумистом стать невозможно. Невозможно им стать потому, что ни один идеал (порожденный абстрактным мышлением) не может быть воплощен в жизнь: идеал – это русло. Почему осознание нереализуемости идеалов так важно для преодолевающего нигилизм? Эта деталь столь важна из-за того, что нигилизм зиждется на максимализме (как уже было сказано) и на идеализме (в данном случаи под термином идеализм имеется в виду возвышение идеалов). В итоге мы имеем относительно длинный и тернистый философский путь, требующийся для обращения к разумизму. Нигилизм в нем ключевой механизм.

На этом данная небольшая статья подходит к концу. Да прибудет с вами философия! 

Философия

2.6K постов5.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество создано ради общения, поэтому не рассчитывайте на помощь с поднятием рейтинга.


Огромная просьба: не выкладывайте посты, нацеленные на разжигание религиозных войн. Все аргументы сторон мы уже давно изучили;)


Дешевые провокации, откровенная дичь, а также посты не по теме сообщества будут перемещаться в общую ленту сразу после объяснения причин.