Невьянск и Невьянская башня
Городок Невьянск находится всего в 80 километрах от Екатеринбурга. Нет ни одной экскурсии, которая миновала бы его. И немудрено - маленький Невьянск - один из серьезных исторических островов, демидовская вотчина. Именно здесь находится великолепная наклонная Невьянская башня. Можно не просто полюбоваться ею, но и зайти внутрь - подняться на самый верх, на колокольню, познакомиться с устройством ее часового механизма, пошептаться в волшебной комнате. Здесь же, в Невьянском заводе сформировался и еще один уникальный уральский бренд - Невьянская Икона.
Вид на Невьянский пруд с Демидовской башни. Тишина и безмятежность.
Невьянский завод был основан в 1701 году для выработки чугуна и железа. Датой его рождения считается первая плавка 15 декабря 1701 года.
А в 1890 году Невьянск сгорел практически дотла. Это был один из самых страшных и разрушительных пожаров, парализовавший практически на два года нормальную жизнь богатого процветающего города Невьянска.
Пожар в Невьянске
23 мая ровно в полдень, как только куранты на Невьянской башне сыграли свою мелодию, ударил набатный колокол: недалеко от торговой площади, на левой стороне Нейвы загорелась посудная мастерская.
С утра день был солнечным и тихим, но как раз к полудню подул сильный ветер, который в считанные минуты разметал появившееся пламя по всей усадьбе, а через четверть часа огонь охватил не только соседние дома, но и ближайшие улицы. Вслед за ними загорелись здания на площади Невьянска, где к тому же были сложены бревна, приготовленные для строительства школы.
Сначала невьянцы пытались бороться с огнем, но ветер усиливался, относил в сторону водяные струи, бившие из пожарных насосов, одновременно перенося пламя с дома на дом. Большинство жителей бросилось спасать свое имущество. Вспыхивали все новые строения Невьянска, из-за усиливающегося жара огонь охватывал их сразу, целиком.
Началась паника, люди бросались в горящие дома, в надежде спасти хоть что-нибудь - появились первые жертвы пожара.
Икона "Троица ветхозаветная" знаменитого невьянского письма. Вторая половина XVIII века.
Всего через два часа почти все левобережье Невьянского пруда было охвачено огнем: центр завода, торговые ряды, церкви, жилые дома утонули в пламени.
Теперь люди спасались бегством, но в раскаленной атмосфере вспыхивали одежда, волосы, вещи, которые люди пытались унести с собой. Не успевшие убежать от огня, прятались в подвалы и погреба, но все они сгорели или задохнулись.
Через плотину и пруд люди бросились к Нагорной части завода. Вода почти кипела, у тех, кто находился в воде, вспыхивали волосы, плоты тлели. На плотине рухнул тяжелый заплот, по которому бежали толпы обезумевших людей.
Сильный порыв ветра выхватил из пожара огромный огненный лоскут и швырнул его через пруд, вдогонку убегающим людям. Загорелась и Нагорная часть города Невьянска. Кто-то побежал на гору Лебяжку, а кто-то просто за город, в поля. На Лебяжке загорелись склады угля.
Вскоре пламя охватило и главную рыночную площадь, гостиничный двор, деревянные лавки, каменные и деревянные церкви и часовни, здание волостного правления, заводская контора и богатейший архив, больница, родильный приют, школы, аптеки, здание суда – огонь не пощадил ничего и никого.
К вечеру огонь начал ослабевать, стала прибывать помощь из окрестных мест, прибывшие пожарные помогли отстоять окраины города Невьянска. А к девяти часам вечера пожар практически прекратился.
Утром следующего дня трагическая картина обгорелого города открывалась с Невьянской башни.
Невьянская башня
Главное украшение Невьянска – наклонная белая башня была построена в период между 1722 и 1732 годами.
Точных сведений о том, когда именно началось ее возведение, кто его возглавил, были ли сделаны чертежи, или строительство велось, как обычно это происходило на Руси – по наитию – неизвестно.
Очевидно, история башни состоит из двух этапов: первый – когда после отмены в 1722 году запрета на каменное строительство, был построен «четверик» - четырехстенное строение, являющееся основой башни.
Второй – возведение «восьмерика» - изящной восьмистенной верхушки. В 1730 году были отлиты колокола, а в 1732 – установлены часы.
Через десять лет на вершине башни блестел игольчатый шар громоотвода и указывал направление ветра флюгер с гербом Демидовых.
Каменщики были редкими гостями, по переписям тех времен их в Невьянске было всего несколько человек, иные из них приходили, уходили и снова возвращались. В основном это были уроженцы Ярославля и Хлынова (Вятки). Тех, кто в силу опыта и долговременного пребывания в городе во время строительства башни мог бы претендовать на руководящие роли, было и того меньше.
Старый громоотвод с верхушки Невьянской башни сейчас заменен на новый.
Историки предлагают нам несколько имен: Алексей Родионов Забелин из соликамских посадских людей, Михаил Леонтьев Овчинников – каменщик из бобылей слободы Трупиной города Ярославля, Иван Савин, сын Нарсеков – родом из города Хлынова, государев камещик, крестьянин Ярославского уезда Иван Борисов Сорока, приказчик Сидор Феоктистов Горяев, ранее «жил на Москве, детей учил грамоте и писать» (сын его Яков позднее надзирал за литьем колоколов для башни), да Константин Алексеев сын Совин, отец которого «сошел» из Хлынова.
Кто из этих людей сыграл важную роль в появлении Невьянской башни, кто не имел к этому никакого отношения – остается только гадать. Возможно, имя настоящего зодчего мы никогда не узнаем.