Невообразимые записки работодателя

Почему я решил написать данный текст? Потому что вчера перед сном решил раз в месяц зайти на Пикабу и что-то почитать для отвлечения мыслей. Набрел на теги работа, офис и пошел читать записи от топовых к менее топовых, а у особо занятных читал даже комментарии. После чтения я ужаснулся дикой и невообразимой аномалии - сколько же у нас в СНГ одаренных, честных, исполнительных и умных сотрудников, которыми управляют отсталые, самовлюбленные и ужасно неприятные начальники. Только пару постов из сотни (я реально зачитался, пытаясь узнать себя в ужасных начальниках, а в моем случае - и владельцев бизнесов) рассказывают о хороших начальниках (при том это ТОЖЕ не всегда объективно =), все остальное о плохих угнетателях. Это как же у нас толковые работники управляются уродами, где же карьерные лифты? Аномалия какая-то.


Поэтому я решил взять в руки просвещение масс и рассказать о своем опыте частного бизнеса и предпринимательства, а именно о моем персонале. Афишировать себя я не буду, скажу кратно - бизнес с 2009 года, офис и производство на окраине СПб, в штате около 28 человек. И попробую выжать из себя интересные истории о своих сотрудниках. Если кто-то сомневается в их правдивости - покажите их друзьям, у кого есть частный бизнес и хотя бы пара сотрудников, они подтвердят мои слова, скорее всего. Может, мои истории позволят Вам лучше понять своего работодателя (не просто начальника, а владельца бизнеса).


Итак, короткие зарисовки с не самыми приятными вещами, которыми сталкивается собственник бизнеса:


1) Вы не знаете своих коллег. Они могут быть сколько угодно крутыми и знать как работать лучше начальства и развивать бизнес, но когда они заходят в кабинет директора, то легко могут преобразиться в лебезящих подхалимов, которые будут нахваливать новые ботинки директора или открыто восхищаться им перед важным разговором (отпроситься с работы пораньше, взять отгул за счет фирмы или повышение зп). Я не знаю, каким надо быть человеком, чтобы получать от этого удовольствие, но лично меня от этого воротит прям на физическом уровне.


2) Все могут только советовать или предлагать, брать ответственности не может и не хочет никто. Если в диалоге опрашиваешь мнения сотрудников, а потом происходит не так как ты поступил, а так как говорил сотрудник - он часто об этом вскольз напомнит. При этом на предложение взять на себя эту ответственность и отчитываться за результаты принятия своих решений передо мной - никто не соглашается, мол, не его профиль. Но тут есть нюанс - мой бизнес не высокоинтеллектуальный, возможно, из-за этого - обычные продажи производимой продукции. Может быть, если бы это был яндекс или Тинькофф банк, там было бы больше решительных людей. Но резюме - когда все в курилке вокруг Вас обсуждают как надо строить бизнес, то 99% из этих людей не готов взять даже рабочую ответственность за принятие важных решений, не то что финансовую, которую несу я как владелец бизнеса.


3) Взрослые люди не умеют врать умному взрослому человеку так, чтобы он не понял или не почувствовал. Тут речь об обычных людях, а не про супер-мошенников или экстра-лгунов. На бумаге еще грамотно отмазаться сотрудник может, но вот при личном разговоре о его опоздании, косяке или странном поведении - не могут, это сразу же видно. В большинстве случае в работодатель готов простить какие-то мелкие прегрешения, косяки и обман - поэтому скорее сделает вид, что поверил. Потому что если по-честному все оценивать - можно сразу увольнять всех сотрудников в приступе ярости, тк грехи есть у всех. Скорее всего Ваш босс просто закрывает на это глаза.


4) Человеческая наглость просто не знает границ, особенно когда работодатель адекватный, не орет и не штрафует, а пытается научить чему-то сотрудника, даже если это банальная внимательности при оформлении документа. Последний пример, который еще раз лишил меня веры в человечество: в 2020 году поднимали вновь сборы на новые машины, поэтому я решил поменять свою машину на новую, чтобы опять отъездить пять лет и опять поменять. Машина японская, большой и хороший кроссовер, не Феррари или Ламборгини. Купил машину в начале года, еще пандемии не было на горизонте. Приехал, поставил перед офисом. Сотрудники тут же заметили и собрались вокруг обсуждая и заглядывая в салон (мужчины и женщины, это важно). На следующий день 4 из 10 человек отдела продаж зашли ко мне в офис поговорить о повышении зарплаты. Причинно-следственные связи ясны - дела вроде идут хорошо, директор даже себе машину купил, хорошую. Надо сходить. Это выглядело ужасно мерзко, но 4 девушки так не думали, особенно когда видели, что они заходят в офис шефа и закрывают дверь за собой, тк обычно все двери в офисе открыты (не опенспейс, кабинетного типа с небольшим коридором. Если Вы знаете что такое испанский стыд, то тут у меня был именно он. Я просто не представляю, что должно было меня подтолкнуть к тому, чтобы идти просить повышения ЗП после того, как я увидел, что мой директор купил новую машину. Причем просили без каких-либо конкретных примеров, просто типа жить стало тяжелее и трактата. Но о деньгах я расскажу ниже.


5) Повышение зп. Ко мне никто (можно сделать скидку на то, что у нас не ИТ-компания и не физтех, работа простая (об этом еще расскажу)) не приходит просить повышения ЗП конструктивно: готов взять на себя больше ответственности, придумал новый проект который может принести фирме денег, предлагаю открыть новое направление и тд. Все приходят просто просить денег. Если мужики делают это немного стесняясь, то некоторые женщины часто рассказывают о тяжелой доле и даже плачут. Это все реально ужасно, просто попробуйте представить такой процесс с 28 сотрудниками, при том, что если средняя зп в СПб за 2019 год составила 65 тысяч, то у меня она составила 77 тысяч без учета выполненного плана и премий за него. Стоит отметить, что 3 из 4 градаций плана выполняются каждый месяц, это еще до 30к человеку. А насчет просьб о повышении - смотри следующий пункт.


6) Дела у бизнеса идут неплохо, отличный продукт и выгодные цены + работает кое-как SEO и отлично (тысяч на 300 - 400 в месяц контекстная реклама при том, что ниша не очень популярная и это весомые деньги). Отдел продаж без мотивации со стороны уже и не звонит особенно, тк есть входящие звонки, которые закрывают крутыми скидками под соусом -сейчас тяжелое время и у людей нет денег, а продать надо-, причем эти разговоры идут с 2011 года, когда я только стартанул =) Менеджер по продажам превращается просто в оператора, который закрывает входящие звонки новых клиентов и выставляет счета дилерам по РФ и КЗ. Тк продукт действительно неплохой и даем скидки, то дилеры, к отбору которых мы относимся внимательно, увеличивают свои продажи, тем самым увеличивая продажи моим менеджерам. Которые потом приходят ко мне и говорят, что нужно повысить зп, тк времена тяжелые и работы стало больше. И ты киваешь, мол, да, все так и есть (потому что сказать что вы что-то особо не вкалываете это навлечь на себя гнев всего коллектива, даже если это так ;). Киваешь такой, а потом смотришь статистику - количество выписанных счетов и количество телефонных разговоров в пересчете на сотрудника и видишь, что счетов стало чуть больше, но средний размер счета вырос (работают дилеры), а телефонные разговоры не увеличились, а потом это все добиваешь отчетом по новым клиентам, где 9 из 10 клиентов пришли по рекламе и нативной выдаче поисковика. Но работать стало тяжелее менеджерам, ага.


7) Я не очень люблю неконструктивного поднятия зп по простой просьбе, это лучше делать через рабочие показатели и KPI, выдавая премии в конце месяца. Но я адекватный человек и понимаю, что месяц на месяц не приходится, а базис должен быть, тем более что товары растут. Поэтому я часто по своей инициативе поднимаю зп на 5-10 тысяч. Вы удивитесь, но увидев что ему на карточку в виде зп стало приходить больше денег, не каждый сотрудник подойдет и скажет простое спасибо. Для меня это тоже было шоком, честно говоря, но я привык. Где-то половина так или иначе говорит спасибо, а другая как-то и не говорит. Загадка.


8) Люди постоянно ноют, что нахватает денег и как где-то их товарищ или подруга получает 200+ без вопросов, особо не работая, а он тут на 70+30 горбатится. Отмечу, что у нас нет маркетологов или супер-инженеров, обычные бухи, продажными, секретарях, производственный персонал и водители. Так может это я негодяй и соки выжимаю? Может быть, но у нас уволился только 1 человек за 9 лет работы, только прирастаем.


9) Мы были вынуждены не работать в пандемию, как и наши дилеры (специфика бизнеса, нет возможности, тк нет конечных клиентов по РФ и КЗ, все дома сидят). Все сотрудники получали оклад не работая полтора месяца. Без бонусов за результат, естественно. Уже потом начало потихоньку улучшаться жизнь вокруг и работа появилась. Никто не сказал спасибо, что, мол, директор, спасибо, мы это ценим. Даже просто из вежливости. Завидую тем работодателям, где сотрудники сказали.


Пока все. Если будут вопросы, то задавайте - с удовольствием отвечу в комментариях или в новом посте, если зайдет тема. За сумбур извините - наболело после прочтения взгляда со стороны сотрудников.