Необычный авианосец, который так и не повоевал. Commandant Teste на службе ВМС Франции

В статье о так и не построенных французских авианосцах типа Joffre упоминался также гидроавианосец Commandant Teste. Долгие годы он был самым современным авианесущим кораблём флота Франции. Эта статья именно о нём.

После ввода в строй авианосца Béarn командование желало получить ещё один такой же корабль. Но какого-то готового корпуса под него, в отличие от Béarn, не имелось. Строить же подобного гиганта с нуля было слишком дорого. К тому же Франция только-только стала участницей Вашингтонского морского соглашения, установившего пределы по суммарному тоннажу кораблей различных классов, в том числе и авианосцев.

Необычный авианосец, который так и не повоевал. Commandant Teste на службе ВМС Франции Франция, Великобритания, Авианосец, Корабль, Проект, Длиннопост

Commandant Teste в Тулоне, 9 ноября 1942 года

Обойти положения этого договора можно было, построив гидроавианосец. Этот класс никак не ограничивался, поскольку не подпадал под определение авианесущего корабля (самолёты должны иметь возможность взлетать и садиться на его палубу). Таким образом, по поручению Морского министерства Франции началась проработка проекта плавбазы для самолётов и гидроавиатранспорта, совмещавшего эти функции с функциями штаба оперативного командования воздушных операций.

Готовый проект имел следующие характеристики. Общая длина составляла 167 м, ширина — 27 м, а осадка — 6,7 м. Водоизмещение — 10000 тонн при стандартной нагрузке, 11500 тонн при нормальной нагрузке и 12134 тонны при полной нагрузке. Первая из характеристик водоизмещения точно совпадала с определёнными для всех участников Морского соглашения нормами, позволяющими не учитывать их при расчётах допустимых возможностей наращивания мощи ВМС.

Гидроавианосец имел двухвальную компоновку агрегата с чередующимися котельным и машинным отделениями. Паровые турбины с редуктором от Schneider-Zoelly были рассчитаны на мощность 23230  л.с. Четыре мелкотрубных котла с пароперегревателем фирмы Loire-Yarrow приводили в действие турбины при давлении 2000 кПа и температуре 290°C . Именно на этом корабле французского флота впервые были использованы котлы с пароперегревателями. Неудивительно, что в дальнейшем они постоянно подвергались проверкам и модификациям. Но эксперименты на этом не заканчивались. Конструкторы предусмотрели различные типы топлива для корабля. Два носовых котла работали на жидком топливе, а два кормовых могли отапливаться либо мазутом, либо углём. Проектная скорость составляла 21 узел, но во время ходовых испытаний 23 июля 1933 года она была превышена и достигла 22 узлов.

Имелась и защита. Броневой пояс по ватерлинии максимальной толщиной 50 мм имел высоту 3,76 м и защищал машинные отделения. Он дополнялся частичными поперечными переборками толщиной 20 мм, палубой из двух слоёв обшивки толщиной 12 мм каждый и ещё трёх слоёв — над котлами. Борта боевой рубки имели толщину 80 мм, а крыша — 30 мм.

Вооружение по плану должно было состоять из 138,6-мм или 155-мм основных и 75-мм зенитных орудий, но уже в ходе постройки в его состав были внесены изменения. Корабль получил батарею из 12 100-мм универсалок и 8 37-мм зенитных орудий образца 1925 года. Дополнила вооружение установка 12 13,2-мм пулемётов Hotchkiss.

Необычный авианосец, который так и не повоевал. Commandant Teste на службе ВМС Франции Франция, Великобритания, Авианосец, Корабль, Проект, Длиннопост

Летающая лодка Loire 130. Именно такими зачастую загружался Commandant Teste

Авиационное вооружение тоже было довольно необычным. Имелся очень большой ангар на миделе корабля высотой в три палубы и размерами примерно 80 на 26,5 м. Он был разделён на две части переборкой, в которой располагались дымовая труба и вентиляционные каналы. В ангаре могли разместиться десять больших торпедоносцев со складывающимися крыльями, либо 20 самолётов меньшего размера. Ещё два больших самолёта и четыре малых можно было перевозить в разобранном виде в ящиках в трюме под ангаром.

Планировалось, что самолёты будут перемещаться на системе колёсных тележек, двигающихся по рельсам к корме. Там должны будут раскладываться крылья, а затем уже готовый самолёт с помощью большого крана будет спущен на воду. На испытаниях в 1937 году потребовалось три часа для посадки или высадки группы из 16 самолётов, 17 минут для посадки одного гидросамолёта-разведчика Gourdou-Leseurre GL-812 и семь минут для запуска группы из четырех гидросамолётов с помощью катапульты.

Необычный авианосец, который так и не повоевал. Commandant Teste на службе ВМС Франции Франция, Великобритания, Авианосец, Корабль, Проект, Длиннопост

Commandant Teste

Из-за высокой и тяжёлой надстройки существовали опасения по поводу остойчивости корабля в плохую погоду. Чтобы убрать крен, два боковых бака были соединены дисковым затвором под давлением. Таким образом, вода могла течь между баками, противодействуя качке. На испытаниях в 1933 году система была признана успешной, поскольку она уменьшала крен корабля на 37–65%. Однако её обслуживание было крайне проблематичным из-за затруднённого доступа к резевуарам.

Корабль, получивший имя Commandant Teste, был заложен 6 сентября 1927 года на верфи Forges et Chantiers de la Gironde в Бордо и введён в строй 18 апреля 1932 года. Он стал самым большим гидроавианосцем в Европе и одним из крупнейших в мире. В составе Средиземноморской эскадры корабль с сентября 1937 года находился в Оране, прикрывая торговые суда от возможных осложнений из-за шедшей в Испании гражданской войны. Полгода спустя он ушёл в Тулон на небольшую модернизацию. После этого гидроавианосец служил транспортом, перебрасывая самолёты из Франции в колонии.

В августе 1939 года Commandant Teste загрузил на борт эскадрилью и отплыл в Оран, где и встретил начало Второй мировой войны. Однако к боевым действиям его не привлекали. До декабря он лишь осуществлял охрану французской Северной Африки, после чего вернулся в Тулон. Первую половину 1940 года гидроавианосец провёл в постоянных рейсах в Северную Африку, куда доставлял самолёты и грузы. В ходе очередного визита в Оран произошла капитуляция Франции, поэтому Commandant Teste остался в этом порту наряду с массой других кораблей.

Необычный авианосец, который так и не повоевал. Commandant Teste на службе ВМС Франции Франция, Великобритания, Авианосец, Корабль, Проект, Длиннопост

Расположение кораблей французского флота в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940 года

В конце июня 1940 года командование решило уменьшить концентрацию кораблей в Оране. Часть флота перешла в Мерс-эль-Кебир, включая и Commandant Teste. Там гидроавианосец встал рядом с линкорами Dunkerque, Provence и Strasbourg. В ходе налёта Королевского флота Великобритании 3 июля в рамках операции «Катапульта» гидроавианосец получил лишь мелкие повреждения от шрапнели. Не повлияло даже то, что совсем рядом с ним стоял линкор Bretagne, около 17:00 взорвавшийся после попаданий от орудий главного калибра британского линейного корабля HMS Resolution.

Commandant Teste оказал помощь в спасении членов экипажа погибшего собрата, после чего в тот же день вышел в Оран. 4 июля гидроавианосец уже шёл из Орана в Бизерту, но был обнаружен подлодкой HMS Proteus. Тем не менее атаки не последовало, поскольку британские подводники не смогли выйти на удобную позицию для пуска торпед. 18 октября 1940 года Commandant Teste прибыл в Тулон, где и был разоружён.

В июне 1941 года Commandant Teste был вновь возвращён в строй и передан учебно-артиллерийской школе, где находился до ноября 1942 года.

В конце ноября 1942 года немецкое командование начало операцию «Антон» по оккупации Свободной Зоны и захвату Тулонского флота. Командующий базой адмирал Жан де Лаборд 27 ноября приказал пустить все корабли на дно. Экипаж Commandant Teste выполнил приказ, хотя и получал предложения от нескольких других кораблей совместно попытаться прорваться в открытое море и уйти к союзникам.

Гидроавианосец лёг неглубоко. Уже 1 мая 1943 года итальянские специалисты смогли его поднять. В сентябре Commandant Teste оказался под прямым управлением немецкого командования. Что-либо предпринять с кораблём немцы либо не успели, либо не планировали вообще. В ходе авианалётов союзников 18-19 августа 1944 года одной из главных целей был как раз повреждённый гидроавианосец. Его удалось вновь потопить.

Необычный авианосец, который так и не повоевал. Commandant Teste на службе ВМС Франции Франция, Великобритания, Авианосец, Корабль, Проект, Длиннопост

Поднятый Commandant Teste

В очередной раз Commandant Teste был поднят французами в феврале 1945 года. Поскольку корабль всё ещё подлежал ремонту, в Морском министерстве началась проработка идей по превращению его в учебный или даже эскортный авианосец. Но на это не имелось ни денег, ни промышленных мощностей. Поэтому бывший гидроавианосец стоял на приколе в Тулоне в качестве склада полученного по ленд-лизу от США оборудования до 1950 года. 15 мая 1950 года его исключили из списков флота и продали на металлолом.

Так закончилась служба единственного соответствующего требованиям Второй мировой войны авианесущего корабля французских ВМС. Однако толком его так ни разу и не использовали. Всё время мешали обстоятельства, связанные то с ходом войны в 1939-1940 годах, то с капитуляцией Франции и нежеланием большей части флота прорываться на соединение с силами Великобритании. Да и неоднократное потопление тоже сделало своё дело. По итогу этот необычный корабль так и не восстановили.

Необычный авианосец, который так и не повоевал. Commandant Teste на службе ВМС Франции Франция, Великобритания, Авианосец, Корабль, Проект, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»