Необычные автопортреты художников

Многие слышали про фреску Микеланджело «Страшный суд». Микеланджело среди прочих святых показал Варфоломея, держащего шкуру грешника. И в этой шкуре, по мнению большинства искусствоведов, он изобразил себя!


Возникает вопрос – а зачем? Вот тут единения мнений как раз нет. Одни говорят про нежелание мастера заниматься этой фреской, ну и вот что вы со мной сделали, дорогие заказчики.


Другая версия подразумевает истинно христианское самобичевание Микеланджело – мол, получу за все грехи и в рай.

Необычные автопортреты художников Живопись, Картина, Искусство, Художник, Микеланджело Буонарроти, Караваджо, Поль Гоген, Александр Дейнека, Автопортрет, Картина маслом, Обезглавливание, Кожа, Пресс, История искусств, Длиннопост

А еще говорят, что так он изобразил свое опустошение и тяжесть труда: по рассказам его учеников, автор изредка ел, только чтобы не умереть, и спал прямо в рабочей одежде – не хватало сил раздеться. Несколько раз, когда подручные стаскивали с него сапоги, они слезали вместе с кожей.


Возможно, тут зарыт конфликт – Варфоломей очень уж напоминает Пьетро Аретино, известного публициста своего времени и одного из главнейших критиков художника. Так его достал этот злодей, что шкуру спустил.


Но самый простой вариант объяснения – просто традиция так изображать святого и отсутствие натурщика под рукой. Хлоп – и изобразил себя куском кожи.

А мы теперь гадаем – синие занавески или тайный смысл?


Другой хитрец, живший в 19 и 20 веках, тоже оставил странный автопортрет с христианскими отсылочками. Дело было так. В 1889 году Поль Гоген тусил с друзьями в небольшой гостинице в Ле Пудальдю. Хозяин узнал про гостей-художников и упросил их украсить интерьер, ну и добавить изюминки. Гоген выбрал себе для творчества дубовый шкаф, написав на нем свой автопортрет.


Как правило Гоген просто изображал себя серьезным и задумчивым мастером, но тут разыгрался с символами. Самое очевидное – христианские отсылочки. Над головой у художника висит нимб (мол, он святой или выбран судьбой), но одновременно с этим в руках змея и яблочки рядом. Намек на грех и скорое падение? А уж зная биографию и проделки художника, все сомнения отпадают.


Поль Гоген - «Автопортрет с нимбом», 1889

Необычные автопортреты художников Живопись, Картина, Искусство, Художник, Микеланджело Буонарроти, Караваджо, Поль Гоген, Александр Дейнека, Автопортрет, Картина маслом, Обезглавливание, Кожа, Пресс, История искусств, Длиннопост

Снова крутанемся во времени назад, на очереди мой любимый Караваджо. Он несколько раз писал сюжет про Давида и Голиафа, но этот вариант самый интересный. Здесь все не так просто, как кажется.


Голова Голиафа, висящая в руке юноши, безусловно принадлежит самому Караваджо. А вот кому принадлежит другая, целая и невредимая головушка?


Караваджо – «Давид с головой Голиафа», 1610

Необычные автопортреты художников Живопись, Картина, Искусство, Художник, Микеланджело Буонарроти, Караваджо, Поль Гоген, Александр Дейнека, Автопортрет, Картина маслом, Обезглавливание, Кожа, Пресс, История искусств, Длиннопост

Тут начинаются версии. Философская догадка предполагает, что это двойной автопортрет. Мол молодой Караваджо смотрит на себя старого и думы его сумрачны, посмотрите на его лицо. На мече в руке Давида красуются буквы H-AS OS, которые интерпретировали как сокращение латинского выражения «смирение убивает гордыню». Зная ухабистую биографию художника, невольно задумаешься о глубоком символизме.


На момент создания картины Караваджо был в уголовном розыске за убийство, и его собирались помиловать папские чиновники. Тут художник как бы и шедевр пишет, и показывает свое раскаянье. Правда, не судьба – по дороге к помилованию при малоизвестных обстоятельствах разгульный мастер умер.


Вот эти буквы на клинке:

Необычные автопортреты художников Живопись, Картина, Искусство, Художник, Микеланджело Буонарроти, Караваджо, Поль Гоген, Александр Дейнека, Автопортрет, Картина маслом, Обезглавливание, Кожа, Пресс, История искусств, Длиннопост

Казалось бы, дело раскрыто? Не торопитесь, Ватсон, есть еще пара деталек. Время романтической версии.


Юноша на картине также смахивает на Чекко, подмастерье и предполагаемого любовника Караваджо. А помимо этого томного взгляда (теперь он стал томным, не правда ли?) меч уходит между ног молодого Давида, аля фаллический символ. Караваджо, этот умный пройдоха, обожал добавлять намеки и хитрые детали в свои работы.


В общем, Караваджо гений, снова переиграл нас. За это его и любим.


Рана во лбу есть (все каноны Библии соблюдены), а заодно и сходство с собой:

Необычные автопортреты художников Живопись, Картина, Искусство, Художник, Микеланджело Буонарроти, Караваджо, Поль Гоген, Александр Дейнека, Автопортрет, Картина маслом, Обезглавливание, Кожа, Пресс, История искусств, Длиннопост

А завершить пост я бы хотел на спорте, а не отрезанной головой.


На момент написания автопортрета Дайнеке было 49 лет. Какая удивительная у него форма, молодец – скажите вы. Нуууу…


Автор, в молодости бывший поджарым боксером, немного приукрасил, в 49 лет такого пресса кубиками у него уже, увы, не было. Но сделал он не для саморекламы перед товарищами женщинами, а по идейным соображениям.


Дейнека, большой патриот и видный представитель соцреализма, хотел привносить в искусство красоту. Поэтому он часто немного приукрашивал советскую действительность. Даже если это касалось количества кубиков на животе.


Александр Дейнека – «Автопортрет», 1948

Необычные автопортреты художников Живопись, Картина, Искусство, Художник, Микеланджело Буонарроти, Караваджо, Поль Гоген, Александр Дейнека, Автопортрет, Картина маслом, Обезглавливание, Кожа, Пресс, История искусств, Длиннопост

А чего он вышел в боксерский трусах? Ну, во-первых, раз уж изображаешь всю страну молодецкой и спортивной, изволь соответствовать: снимай деловой костюм и ну качать советские мышцы во славу Родины.


А во-вторых, это еще и ответ критикам – художник готов бороться с недоброжелателями. В 1948 году Дейнека потерял пост руководителя Московского института прикладного и декоративного искусства, его обвиняли в формализме и считали картины идейно несостоятельными. Короче, явно кому-то он насолил.


Но автопортрет художника показал – он будет бороться. Борьба удалась – художник не попал в ссылки, тюрьмы и расстрелы, не эмигрировал, а вполне успешно дожил партийным товарищем во всевозможных президиумах. И своим талантом вошел в историю русского искусства)


Мой телеграм-канал: https://t.me/picturebymaslo

Добра!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Автопортрет с нимбом 1889, а не 1899.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, действительно

Спасибо!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку