Немного об оценке искусства и Ёжике Лисичкине

Оценка любого объекта искусства, будь то музыкальное произведение, картина, скульптура, фильме, граффити и т.д., зиждется на субъективном представлении. Культурная ценность создаётся людьми, обществом, веянием той или иной эпохи. Это не какая-то физическая, математическая или химическая константа.

Не удивительно, что мнение о фильме и его смысле зачастую различно у трёх групп - автора, критиков и зрителей. Взять хотя бы дилогию Балабанова "Брат" и "Брат 2". Невозможно и даже бессмысленно или невозможно смотреть на творение глазами его творца, будучи зрителем. В этом, вероятно, и суть: каждый видит что-то своё. Едва ли все зрители, например, прочитали послание критикам в полотнах Шьямалана или Тарантино. Или же наоборот - перемудрили, приняв балабановские трамваи за какую-то глубокую авторскую задумку. Интересно вдруг, узнавать, что режиссер советского кинохита хотел "заработать денег", но при этом создал нетленку.

На оценку искусства и его популярность напрямую могут повлиять и случайности, внимание СМИ, а также мода. Например, некоторые любители граффити культуры субъективно считают, что можно найти что-то красивее и интереснее, чем у Бэнкси. Но хайп делает своё дело.

Едва ли можно оценить вклад в популярность картины Да Винчи «Мона Лиза» её кражу из Лувра. Или моду 2020-2021 года на переделки старых песен, которая причастна к появлению на радио нескольких танцевальных ремиксов на музыку Эдуарда Артемьева из советского фильма "Сибириада".

В попытках как-то классифицировать искусство умные головы придумали концепцию "кич-мид-арт".

Немного об оценке искусства и Ёжике Лисичкине Искусство, Оценка, Музыка, Живопись, Фильмы, Книги, Видео, Длиннопост
Немного об оценке искусства и Ёжике Лисичкине Искусство, Оценка, Музыка, Живопись, Фильмы, Книги, Видео, Длиннопост

Картинки взяты из видео Ёжика Лисичкина "Деградация культуры".

Первый и главный вопрос к схеме такой: а можно ли сравнивать современное и старое? Ведь сложно отбросить историческую ценность.

И вот блогер говорит, что главным отличием этих категорий является знание контекста. Для книг по истории это отчасти верно. Но тут мы приходим к парадоксальному выводу. В отрыве от развития жанра какой-нибудь трек Оксимирона, который невозможно понять без знания культурных отсылок, становится выше, чем какая-нибудь картина Шишкина или Айвазовского, созданная под впечатлением от красивого места. Какие-нибудь современные активисты могут справедливо заявить, что классическая музыка родом из Европы была насаждена в качестве общемировой культурной ценности, а значит, никакой не "арт". Так писали её белые, а не китайцы или африканцы.

Например, возьмем полотно Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель". Отбросим историческую ценность (вроде возгласов: "это же творение самого Леонардо!). Окажется, что никто не знает, что хотел сказать автор. А о возможном гомоэротическом подтексте знают только искусствоведы. Может быть, это какой-то локальный прикол Леонардо и Салаи.

Немного об оценке искусства и Ёжике Лисичкине Искусство, Оценка, Музыка, Живопись, Фильмы, Книги, Видео, Длиннопост

Также возьмем любой сюжет Эпохи Возрождения по библейской тематике. Прекрасные образцы искусства, никем нисколько не превзойденные. Жителю северной Италии века так 16-го или 17-го не надо было объяснять, кто такой Иисус, апостолы, кто такой Моисей. При отсутствии других тем в искусстве женщина с младенцем подавляющим большинством горожан воспринималась как Мария и Иисус. То есть, практически никакого знания специального контекста не было. Так что это мид или даже кич. Это нам сейчас необходимо гуглить, кто такой Бартоломео Коллеони или Лоренцо Медичи, но я не думаю, что после установки ему памятников венецианцы или флорентийцы бы ломали головы. А вот любой поселковый памятник Ленину можно даже отнести к категории "арт", так как образ понятен почти любому жителю земли, изучавшему всемирную историю на должном уровне.

Напрашивается вывод: искусство и нужно можно оценивать вне каких-то рамок. Мне не надо изучать историю возникновения рэпа и угнетения чернокожих рабов, чтобы послушать Эминема. Я просто могу попасть в Русский музей и насладиться «Девятым валом» , предварительно не изучая биографию художника-мариниста.

Поэтому не стоит удивляться, если "Чёрный Квадрат" супрематиста Казимира Малевича (а картина уровня "мида" или даже "арта") люди считают невыразительной мазнёй. Да, изучение контекста эпохи, картин-предшественниц поможет вам глубже понять тему. Вот только контекст создания может быть и у любой детской песни. Кстати, забавно, что картина долгое время висела вверх ногами.

Так что любителей покричать о том, что у нас деградация и в моде оказываются какие-то простенькие песни про Луну, можно спросить: в дореволюционном Петрограде тоже хитом была песня про Луну. Получается, у нас в деградации не такой большой прогресс или что?

P.S. - в качестве бонуса: фрагмент разговора о том, что научная фантастика - слишком "белая, мужская и гетеросексуальная". Книга любой представительницы SJW  - продукт эпохи и уже может стать "мидом или артом". Это же не просто литература.