Небольшой стихотворный ликбез
Лукавый попутал вести поиск по тегу "стихи".
Впрочем, поэзия - явление популярное, а Пикабу - не только развлекательный сайт. Почему бы и да? Но, читая выложенные произведения, я понял, что большая часть "поэтов" не имеет представления о теории литературы. Вообще. Банальное содержание, ужасная форма и никакой техники...Впрочем, с любителей каков спрос? - Пусть пишут, но тем, кто хочет всерьёз заняться литературой, может пригодиться следующая статья.
В арсенале современного автора имеются тонны приёмов и средств. Взять, к примеру, поэта: тот может использовать популярный ныне анжамбеман (проще говоря, перенос строки - см. "Ниоткуда с любовью" И. Бродского как яркий пример), силлепс (см.пример в названии группы **вырезано, чтобы не получилось рекламы** или в предложении "Шёл дождь и два студента"), каламбуры, другие интересности. Но...обратимся к такому явлению как размер. Наряду с рифмой, он является одной из основных проблем начинающих стихотворцев.
Казалось бы: пиши, чтобы звучало складно, или...наоборот: ты художник, зачем тебе рамки?
Но всё-таки большая часть современной лирики написана в том или ином стихотворном размере, сбои которого вызывают у искушённого читателя досаду, недоумение.
Рассмотрим 5 силлабо-тонических размеров стиха в виде схем ударений.
2-4-6-8 - ямб;
1-3-5-7 - хорей;
1-4-7-10 - дактиль;
2-5-8-11- амфибрахий;
3-6-9-12 - анапест.
Теперь поясню на примере:
Ямб - двусложный размер стиха, где ударение в строке падает на чётные слоги: на каждый второй, получается.
Часто в стихотворениях, написанных этим метром, преобладают слова из 1-2 слогов, что логично.
- И? Как этот ямб определить, видя перед собой текст?
- Просто берёшь строку и смотришь, считаешь ударные слоги, согласно указанной схеме.
На примере четверостишия из своего же стихотворения уточню:
"напро(2)тив шка(4)ф. Четы(6)ре по(8)лки – кни(10)ги,
леве(2)е – сто(4)л. Компью(6)тер, при(8)нтер, фа(10)кс
его венчают. Будто для интриги
правей плакат, который режет глаз..."
- А если что-то не сходится?
- Допустим, у нас такая картина: 1,2,4,6,7,8 - всё равно видно, что ямб.
- А если размер не совпадает с указанными?
- Скорее всего, перед тобой, читатель или начинающий автор, тонические размеры стиха. Например, дольник (см.большинство стихотворений В.Маяковского). В строках этого метра совпадает число ударных слогов, а кол-во безударных варьируется до двух. Википедия радует отличным примером:
"Дней (0) бык (0) пег,
Медленна (2) лет (1) арба,
Наш (0) бог (0) бег,
Сердце (1) наш (2) барабан."
Сюда же мы отнесём тактовик, где кол-во безударных слогов варьируется до трёх (в качестве примера см. А. С. Пушкина, а именно - «Влах в Венеции»).
А - акцентный стих - в нём совпадает лишь кол-во ударных слогов в строке. Из тонических размеров он определяется легче всего.
Преподавая литературу ***, я - среди прочего - давал детям брахиколон. Нет, это не успокоительное или синоним "ремня", что крайне непедагогично.
Имхо, тут проще некуда:
"Я
сел.
Ел
мел.
Был
бел,
но
смел" - как видите, это односложный размер стиха. Написать подобное произведение не составляет труда: у меня на это ушло 20-30 секунд.
Кроме вышеописанных метров, есть и другие, но сейчас поставим точку здесь. Ну, или запятую, ведь...
....напоследок прочитаем парочку терминов (а начнём с буквы "а"?), знание которых может поспособствовать написанию качественной, интересной лирики.
Ассонанс — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных). Тут мне импонирует как пример "слов моИх сухИе лИстья лИ" В.Маяковского ("Лиличке!").
Антите́за, антите́зис («противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Тут я не стану снова изобретать велосипед и просто возьму пример из Вики: "И мира нет — и нет нигде врагов" (Ф.Петрарка) и т.д.
P.S.
- А если...
- М, что?
- Ну, нет ритма и рифмы.
- Верлибр.
Быть может, сделаю цикл подобных материалов по стихосложению, если в комментариях появятся желающие такое прочесть.