Настольная игра Сахкко. Полная история игры

Друзья! Мы провели масштабное исследование по истории и правилам игры Сахкко. Материал готовили долго и тщательно и наконец-то можем его опубликовать. В этом посте будет рассказана история игры Сахкко. В следующем же мы подготовим все варианты правил по данной игре.

Сразу хочется предупредить что данное исследование довольно большое и тег ДЛИННОПОСТ стоит не просто так))))

Итак. В данной статье вы найдете информацию по развитию самой игры, историческую справку о Саамах, удивительном северном народе, пути развития и мысли по поводу почему именно так развивалась игра, карты с местами находок инвентаря и регионов распространения всех разновидностей правил. Ух сколько пота, слез от экрана компьютера и бессонных ночей было проведено ради этого))

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Введение


Sáhkku - настольная игра саамского народа. Является традиционной среди северных саамов, Skolt саамов, Инари и Луле саамов. Возможно, также играли в других частях Лапландии.

Сахкко, о которой сейчас пойдет речь, - ближайшая родственница дальдозы. Обе эти игры относятся к семейству «боевые гонки» и являются единственными известными нам представителями этого семейства в Европе.

Что касается Сахкко, то, во-первых, сложно отделить изучение этой игры от дальдозы - родной, можно сказать, сестры. Вполне вероятно они обе имеют единого предка, и разделение на две самостоятельные игры произошло не позднее 18 века.

Во-вторых саамскую культуру долгое время сознательно угнетали, пытаясь её полностью искоренить, подменив чужой.

Занимались этим все доминирующие культуры, на территории которых проживали саамские общества: норвеги, шведы, русские, и в какой-то момент даже финны.

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос как эти игры, точнее, скорее всего, их общий предок, попал на территорию Европы. Но есть несколько наиболее распространенных версий.


Версии

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Варяжский след


Первая, называемая «Варяжский след» предполагает, что скандинавы, курсируя по пути «Из варяг в Греки» между 800-ми и 1000-ми годами, привезли домой из Византии одну из игр семейства “боевых гонок”.

Эта теория имеет некоторые несоответствия. Например, в те времена в самой Византии еще не было игр этого семейства. Да и доподлинно известно, что в Византии были шведские викинги, тогда как сахкко и дальдоза бытовали в пределах современных границ Норвегии и Дании, частично Финляндии и России (территории Лапландии, саамского побережья)

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Поморский след


Вторая, «Поморский след», предполагает, что предок Дальдозы и Сахкко в Скандинавию попал через саамов, с русскими купцами через поморскую торговлю (ок. 1740-1917). Однако и тут есть нестыковки: Дальдоза больше известна в Дании, а большинство находок Сахкко расположены на севере, у саамов. Да и остаётся открытым вопрос: откуда эта игра была известна поморам? Возможно сыграл роль Варяжский след, ведь на территории России есть аналогичные находки. В Новгороде и Изборске.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

След викингов


Третья теория: «След викингов» предполагает что викинги позаимствовали эту игру в Испании, которая в то время была частью империи исламских Омейядов. Переосмыслили её в дальдозу, которая после попала к саамам и трансформировалась в сахкко.

Но тут смущает тот факт, что проходя свой путь от викингов к саамам, игра стала сложнее. Что противоречит теории развития игр «от сложного к простому».

Оставим это на совести исследователей.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

След вандалов


Есть еще и 4-я теория, смелая, называемая «Следом вандалов», которая предполагает что неизвестный предок сахкко и дальдозы был сначала привезен из европы в Северную Африку вандалами (германские племена) в период 400-500 гг. Н. Э. , и распространился оттуда на Ближний Восток. И за следующую 1000 лет добрался обратно до Европы.

Эта теория хороша тем, что во-первых объединяет предыдущие (дальдоза могла вернутся в Данию следом викингов, а сахкко варяжским или поморским следом), во-вторых, просто приятна на слух европейцам ))


След Квенов


Возможно с Сахкко саамов познакомили их соседи: финские племена квенов, которые около 1800 года начали вытеснять саамов с их исконных мест обитания дальше на север, в районе фьордов Норд-Тромс и Финнмарке. У финнов тоже есть такая игра, только называется она Биркун, а не Сахкко. Ну и тот факт, что в финском языке слово sakko имеет то же значение, что и его саамский эквивалент, также подтверждает идею финского происхождения.


Находки


Сахкко, как и дальдоза относятся к семейству игр «боевые гонки», семейству, которое само по себе мало изучено, и представителей которого не так уж и много в мире в целом. В основном из-за того, что для игры обычно использовались подручные материалы, а поле чертили прямо на земле.

Косвенно мы имеем доказательства, что их предок был известен в начале развитого средневековья. Например, есть находки деревянных досок из Новгорода 12 и 13 веков, с полем, очень схожим с современным представлением дальдозы и сахкко (15 и 17 линий), а также игральные кости к этим играм. Четырёхгранные, продолговатые бруски с метками.

На каменных плитах Труворова городища в Изборска имеется изображение нескольких игр, в том числе и поле с 15 линиями, как и на досках из Новгорода.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост
Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Рисунок игрового поля на плитах Труворова городища в Изборске


Есть упоминание этой игры в кодексе из аббатства Черн (Англия) 13 века, где изображено характерное поле, но нет описания игры.

В арабской поэме 14-го века упоминается игра под названием "таб ва-д-дукк",

В других источниках, начиная с 17-го века, рассказывается о людях, играющих в игры из этого семейства, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, под такими названиями, как киоз, таб, сиг и сирью.

Также есть много других материальных находок так или иначе связанных с игрой. Например крышка дубовой бочки с британского корабля 16 века «Мери Роуз», или доска с корабля из Ньюпорта, Уельс (15 век).

Имеются и другие интересные находки: высеченная на камне собора Святой Марии в Линкольне поле для, вероятно, дальдозы.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост
Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

(Не очень заметное) игровое поле, высеченная в камне в Линкольнском соборе, Великобритания.Фото Марка Холла в History et Images Medievales 28.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Доска из Ньюпорта

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Крышка дубовой бочки с Мэри Роуз с изображением игровых полей Мельницы и Дальдозы


По этим полям трудно сказать к какой игре они принадлежат. С равной долей вероятности они могли принадлежать как Дальдозе, так и Сахкко, либо их общему предку.

Вряд ли мы когда нибудь узнаем когда и как игра попала к саамам.

Самое раннее письменное упоминание было сделано Иоганном Шефферусом в его книге «Лаппония» (1673 г.). Но там не описана игра, а лишь говорится о некоей игре, с 3-мя костями, со сторонами X-II-III-0

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Первое недвусмысленное описание сахкко было сделано Я. А. Фриисом в 1871 году, который подробно описал версию, что была известна на территории Финнмарка (графство в Норвегии, граничащее с Финляндией и Россией)

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Разновидности


На сегодняшний день известно несколько вариантов правил игры.

Норвежский исследователь Миккель Берг-Нордлие из Столичного университета Осло (OSLOMET) в 2018 году выпустил статью, где подробно описал найденные и восстановленные им правила по игре Сахкко.


Миккель Берг выделил правила в 4 группы, дав им имена на саамском языке. В основном названия отражают регионы, где были обнаружены те или иные правила.

• Навуотна (Návuon): этот вариант является традиционным вокруг фьорда Квенанген (Kvænangs), а также связан с деревней Мазе (Máze).

• Гавкевуотна (Gávkevuon/Gávkevuotna): в этот вариант играют в основном на территории фьорда Кофьорд (Kåfjord) на Северном мысе (Гавкевуотна) и Вуовдагуойке (Vuovdaguoika) на финской стороне границы.

• Лагесвуотна (Lágesvuon): связано с лососевым фьордом в восточной части Финнмарка (Лагесвуотна).

• Уньярга (Unjárga): муниципалитет в округе Тромс-ог-Финнмарк, Норвегия. Расположена на южном побережье полуострова Варангер, недалеко от внутренней части Варангер-фьорда на восточной окраине обитания саамов.


«Навуотна»


Первый, «Навуотна», вариант является традиционным в районе фьорда Нанген (Навуотна), а также связан с деревней Мазе.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Традиционный вариант Квенангена сахкко был сохранен для потомков благодаря фольклорному историку Ингвару Мейланду из Нордрейсы. В 1950-х годах Мейланд написал статью, в которой рассказал о Сахкко.

Об игре он узнал от своего прадеда, Нильса Ольсена, который был знаком с этой игрой с детства.

Правила этого варианта ничем не отличаются от правил норвежской дальдозы, за исключением наличия фигуры короля. Те же 12 фигур солдат, возможность «съедания» неактивных, то же количество дайсов (два), с такой же разметкой X-I-II-III, с характерным для дальдозы началом движения солдат: при активации - шаг вперед. Та же схема движения по доске.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Вариант «Навуотна» имеет свои подвиды правил «Райза» и «Мази», разница в которых лишь в ранге значений на дайсах. В «Райзе» существует строгая иерархия значений, X-I-II-III, то есть нельзя сначала передвинуть фишку на 3 хода, если на второй кости есть значение 2. Сначала фишка должна сделать ход на 2, и уже потом, если есть возможность на 3 хода. Если возможности нет, ход сгорает.

В «Мази» такой строгой последовательности значений нет, использовать можно в любом порядке.

Единственное преимущество короля в варианте «Навуотна» это его бессмертие. Ходит он точно так же как и обычные солдаты.

В целом этот вариант игры сильно отличается от представленных ниже. В первую очередь сильно бросается в глаза его схожесть с дальдозой. Как в правилах так и игровым полем.


«Гёвкевуотна»


«Гёвкевуотна» известен в районе Финмарка.

Одна из переходных форм правил. И это самый распространённый подвид Сахкко.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Фишек здесь уже 15, дайсов три. Домашние ряды традиционно так и называют «домом», фишки - «Солдатами». Активация и движение фишек аналогично активации и движению в дальдозе.

Неактивные фишки съедаются.

Король двигается строго вперёд, как и обычные фишки.

Так же имеет подвиды, разница в которых незначительна, но в связи с локацией распространения этого подвида - существенна:

В подвиде Охеджот гонагас / Утйок-Король (Ohcejot gonagas / Utsjok-konge), распространённый на северо-восточной границе Финляндии и юго-восточной границе саамов, Гонагас ограничен возможностями. Это сильная фигура, но не бессмертная.

Это важное уточнение, особенно если учесть что Охеджот и Утйок находятся в пограничной зоне распространения этой традиции правил с соседней «Лагесвуотна», где такие же характеристики имеют Королевы, но не Гонагас. То есть тут имеет место смешение двух видов, плавный переход от одних правил, к другим.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Традиция играть в саххко по этим правилам не прерывалась, передавалась из поколения в поколение, и известна сегодня на достаточно большой территории

Это вариант игры, используется в деревне Вуовдагуойка (здесь игра носит название Биркун, а не Сахкко) на финской стороне границы и в деревне Гавкевуотна (Кофьорд) на Северном мысу. Вероятно, он также известен в районах, расположенных между этими двумя местами, то есть в Карашйохке и Порсангу.


«Лагесвуотна»


Самый оригинальный подвид игры. Правила и доски с этой вариацией в основном находят на восточной границе обитания саамов, (в Инари, Суенжеле, Оутакоски и др.)

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Здесь уже совершенно однозначно фигуры именуются «мужчины» и «женщины». Никаких полутонов типа «армия мужчин/женщин» или «солдаты-мужчины/женщины», как в предыдущих вариациях.

Имеются фигуры короля и двух королев.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Сначала предполагалось что фигуры королев были позаимствованы из другой саамской игры «Даблот», согласно которой, фигуры эти назвались «принцами». Однако, из-за того, что королев в сахкко могут съесть и рядовые фигуры, чего нельзя сделать с принцами из даблота, было решено разделить эти понятия.

Фигуры активируются строго по порядку, от первой к последней в ряду, который называется «дом», и схема движения напоминает огромную восьмерку.

Король в этой версии действительно всесилен, и имеет право называться человеком-птицей в полной мере, так как имеет возможность ходить в любую сторону и даже перемещаться из ряда в ряд

Королева имеет все те же возможности что и Гонагас, но в отличии от последнего - смертна. И с её потерей игра заканчивается.

Если бы королевы имели те же функции что и принцы в даблоте, тогда они могли бы рубить простые фишки и друг друга, сами же могли быть срублены только друг другом или королём, а для простых фишек были бы неуязвимы.

В этой версии еще много тонкостей и нюансов, которые более подробно описаны в правилах, в конце статьи.

Лагесвуотна играли в Лаксефьорде по крайней мере до 1960-х годов. Вариант Лаксефьорда, в который играют сегодня, реконструировал Эдмунд Йохансен по старым воспоминаниям об игре и изучению письменных источников.

Замечу лишь что именно версия «Лагесвуотна», или один из её подвидов, наиболее оригинальна и самобытна.


«Уньярго»


Известно, что в районе Нессебю также играли в сахкку, но, к сожалению, правила игры этого региона весьма расплывчаты и не имеют описания многих нюансов.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Тем не менее, можно частично «реконструировать» этот вариант из имеющихся источников.

Этот вариант похож на Лагесвуотна, ближайшем соседе: имеет по 15 фигур с каждой стороны, именуемые «мужчины» и «женщины», одного «гонагаса», но не имеет королев. Активация фигур происходит строго по порядку, от первой к последней. Кости имеют значения X-III-II-пусто.

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

К сожалению неизвестно, строгий ли был порядок использования значений кубика, или свободный. Однако, если брать во внимание район распространения и схожесть правил с вариантом из соседнего региона (лагесвуотна), то скорее всего иерархия такая была.

Правила Уньярго имеет одну характерную особенность: активация фигур идёт не по домашнему ряду, а сразу на центральный.

Ещё одной уникальной особенностью сахкку, описанной в Уньярго, является то, что король остается нейтральным до тех пор, пока один из игроков не переместит фигуру в домашний ряд противника. Игрок, который сделает это, захватывает короля и может двигаться с ним как со своей собственной фигурой.

Король в Уньярго, также как и в лагесвуотна, всесилен, и может двигаться в любом направлении.

Не стоит забывать, что исследования проводимые Mikkel Berg-Nordlie, проходили исключительно на территории Норвегии, и не берут во внимание находки из, например, Борисоглебска или Новгорода.


Если взять за основу классификацию Миккель Берг-Нордлие из Осло и сравнить с находками и описанием Алана Борво, вырисовывается интересная закономерность. А именно: на западе большей частью распространены правила «Навуотна» (дальдозоподобные), на севере - «Гёвкевуотна» (переходные), а на востоке «Лагесвуотна» и «Уньярго» (наиболее оригинальные)

Настольная игра Сахкко. Полная история игры Настольные игры, Ретро-игры, Хнефатафл, Викинги, Игры, Исследования, Длиннопост

Напрашиваются достаточно интересные выводы о развитии и трансформации игры, и чтобы понимать причины этих трасформаций нужно немного углубится в историю саамского народа.


История Саамов

Древнее саамское население жило на существенно более обширной по сравнению с нынешней территорией их обитания: южная граница страны саамов находилась в районе Ладожского озера.

Саамы были известны ещё древнегреческим (под названием finoi упоминание об этом народе встречается в 325 году до н.э. у историка Пифея) и древнеримским авторам (под названием fenni).

Название саамов lapp появляется в шведском языке в XII в. и получено, возможно, от викингов, употреблявших его в своих поселениях в окрестностях Ладожского озера. Ранее ими использовался этноним «финны» (finn).

Обложение саамов регулярной данью начинается в большей мере с 9 в., когда норвежский конунг предоставил своим приближенным право собирать с саамов дань и торговать с ними.

К 11 веку «цивилизованная» Европа добралась и до саамов. С искренней верой в то, что только христианский мир имеет право на существование и начали наносить добро и причинять справедливость. Но посеять «чистое, доброе, вечное» тогда не особо получилось. Саамы видя всё это безобразие, попросту ушли ещё дальше во льды и заслонились большим стадом оленей.

В 13 веке, например дошло до того, что саамы должны были платить дань сразу нескольким «хозяевам». Помимо норвежцев, саамов облагали данью шведы, финны, карелы и русские. Часто бывало так, что за данью приходили сразу несколько сборщиков. И всем вынь да положь.

В 17 веке до саамов таки добрались и православные монахи, и лютеранские проповедники. Примерно в это же время начинаются притеснения саамов территориально, Норвегия и Швеция вытесняли племена всё дальше на север, захватывая плодородные земли.

Чтобы успешнее осваивать территории, культурная Скандинавия начала активное спаивание лопарей и алкоголизм стал настоящей проблемой, люди влезали в огромные долги из-за спиртного, чем пользовались ушлые помещики всех мастей и отбирали взамен целые хозяйства. Эта проблема в какой-то момент все же толкнула саамов на открытый бунт с кровопролитием, был убит хозяин лавки, торгующей алкоголем и чиновник, который покровительствовал этому бизнесу.

Кстати, это был чуть ли не единственный в истории саамов эпизод, когда они настолько открыто выражали свое несогласие, об этом событии впоследствии даже был снят фильм.

Нельзя сказать, что это сильно помогло саамам, бунт подавили, наказали виновных, и таки обратили в лютеранство. Точнее, в лестадианство, более консервативное течение с категорическим неприятием алкоголя.

С одной стороны, это оказалось своего рода спасением для саамов - обращаясь в веру, они все меньше употребляли алкоголь, но, с другой стороны, их традиционные верования, их культура начала исчезать, под влиянием церкви.

А начиная с 19 века и вовсе началась насильственная ассимиляция, норвегизация и «окультуривание отсталого народа», и это продолжалось вплоть до середины 20 века.

Не стоит забывать и советской насильственной коллективизации, проводимой СССР в 1920-30 годы, когда началось активное промышленное освоение Кольского полуострова.

Как при всём этом Саамы смогли сохранить свою культуру и самобытность до наших дней?

Нам кажется, что свою культуру они смогли сохранить не только потому что жили в местах труднодоступных для «цивилизованного» человека. Но и в том числе за счёт сублимации\ухода от несправедливости не в открытую конфронтацию, а в отражении своих ценностей\принципов в творческой деятельности, шаманизме и опять таки в интеграцию всего этого в свой культурный аспект.

О материальном наследии саамской культуры так же известно очень мало. Отчасти благодаря политике норвегизации, которая продлилась без малого 250 лет, отчасти благодаря фашисткой армии, которая во время 2МВ, отступая через норвежскую финмарку провела там тактику выжженной земли, практически полностью уничтожив и без того небольшой пласт культурного быта саамской культуры.


Осмысление Сахкко


Все эти исторические события нашли отражение и в настольных играх этого народа.

Например, никогда не имея в своей социальной структуре правителя как такового, или землевладельца (в их языке даже нет таких слов как «король» и «владеть». Все эти понятия заимствованы), постоянно подвергаясь ущемлениям со стороны культур имеющих таковых, “более развитых”, саамы в свои игры вводили фигуру короля, принцев, королев, помещика/сына помещика. Составляли модели борьбы с захватчиками. Будь то Даблот, Таблут или Сахкко.

И так как саамы по своей сути весьма кроткий и миролюбивый народ, они никогда не сопротивлялись открыто тем несправедливостям которым подвергались.

Вместо этого они вносили эти события в свой фольклор тем самым направляя свою обиду не вовне, а вовнутрь своего мира, отражая меняющуюся реальность в своей культуре, в том числе и в играх.

И если рассматривать игры в этом ключе, то многие моменты, внесённые или изменённые в правилах заимствованных ими игр, можно увидеть трансляцию собственной философии этого народа

Потому что в их понимании это не битва на смерть, не борьба за подчинение проигравшего победителю, не война, агрессия и ненависть, а соперничество за благосклонность духов.

Это игра-диалог в поисках разрешения конфликта, в которой практически отсутствует элемент конкуренции или соперничества.

Трансляция простой мысли, что удача (духи) непостоянны, и все может измениться в любой момент, а от тебя самого мало что зависит. Тем самым вычеркнув всю меркантильную борьбу за власть, борьбой духовной. Сменив и характер игры и её конечную цель.

Естественно, боевая составляющая не ушла совсем. Но ролевая составляющая исключила из себя элемент жестокости заменив духом соперничества.

Грубо говоря фишки мужчин и женщин это не воплощение живых людей, которых надо УБИТЬ. А скорее абстрактные «аргументы» в споре между двумя игроками. И проигрывает тот, у кого этих «аргументов» не осталось.

К сожалению, эта уникальная идея игры, под давлением христианизации, норвегизации, дабы сохранить хоть что-то своё, сошла на нет. И началось обратное упрощение идеи: гонагас*, который раньше имел значение духовного лидера - шамана «человека-птицы», посредника между материальным миром и миром духов, превратился во вполне себе мирского «Короля людей».

*от древнегерманского слова конаги - король, а я напомню, у саамов нет в языке слова «король»

А две полярные по своей сути силы (мужчины и женщины), в обычных бойцов конкурирующих армий. Ну и конечная цель теперь - завоевание, уничтожение, подчинение.

И всё это ради чего? Чтобы «цивилизованные хозяева жизни», христиане, перестали видеть в этом явлении «Игру дьявола».

Вообще, если тщательно рассмотреть географию разновидностей сахкко, можно увидеть некоторую закономерность. Чем ближе к «цивилизации», тем больше светских элементов ней присутствует (сахкко напоминает дальдозу).

Стоит также обратить внимание на места, где сохранились правила и доски. В основном это самые северные и отдаленные, труднодоступные для «окультуривания» регионы.

В процессе игры практически невозможно определить или рассчитать кто победит, ведь ситуация меняется мгновенно, и даже одна оставшаяся фишка соперника, переманив гонагаса на свою сторону, вполне способна решить ход игры в свою сторону.

Например одно из главных отличий Сахкко от Дальдозы заключается в том, что движение (в самобытных вариантах) начинается не с одной стороны, когда столкновение лбами бойцов происходит сразу же на входе, но происходит на встречу друг к другу. Т.е. «Мужчины» и «женщины» идут друг к другу.


Игровое поле


Теперь, имея представление об истории саамов, можно понять как и почему трансформировалась сахкко, меняя со временем не только внешний вид, но и своё смысловое наполнение.

Саамы, в силу отсутствия малейшей агрессивности, видоизменили дальдозу (или общего предка), весьма боевую, военную игру, под себя, лишив её завоевательных элементов - под свой менталитет, уклад жизни своего общества - получилась мирная игра во главе угла которой стояло обращение к духам покровителям. Постепенно, по мере усиления попыток христианизации, вытеснения с плодородных земель, окультуривания, игра начала постепенно терять свой сакральный смысл.


Гонагас


Центральной фигурой игры является Гонагас - человек-птица, верховный шаман, которого почитали и простые саамы, и нойды - их рядовые шаманы. Прямым указанием на сакральность данной фигуры являются символы солнца - кресты, которыми украшали Гонагаса и игровое поле. И, как мы знаем, такими крестами так же были украшены идолы в местах поклонений и жертвоприношений.

Слово «гонагас» не саамского происхождения, оно означает король. А, как мы уже упоминали, этого понятия у саамов не было. Но им было свойственно наделять различные слова иными смыслами. Как, например, и само название игры - сахкко, которое переводится как «штраф», но имеет и другое значение «подношение».

Гонагас все меньше олицетворял высшие силы, приобретая вполне светские черты, превращаясь в фигуру обычного короля. Возможно, последним гвоздем в крышку гроба шаманского наполнения игры явился запрет на неё со стороны лютеранских проповедников, окрестивших её Игрой дьявола, ведь церковь на дух не переносила все, что было в «дохристианскую эпоху».

И постепенно под давлением обстоятельств на западных территориях обитания саамов игра окончательно утратила сакральность. В то время как в северных и северо-восточных регионах, где цивилизация имела наименьшее влияние, сохранился её ритуальный дух.


Фигуры


Как и фигура «гонагаса», рядовые фишки Сахкко имеют уникальный вид. За счёт переосмысления игры под свой менталитет и быт, саамы заменили абстрактные «вёсла/колышки» дальдозы во комфортные им образы: знакомые традиционные мужские и женские головные уборы. Сами фигуры, естественным образом, стали именоваться «мужчинами» и «женщинами».


Заключение


В заключение можно сказать что у игры был весьма интересный путь трансформации от одной идеи к другой под влиянием местного менталитета, и обратно уже под влиянием внешних сил.

И ещё раз хочется обратить внимание на особенности разновидностей вариантов игры в зависимости от географического местонахождения.

Вполне вероятно игра к саамам пришла не одним путём, а сразу двумя или тремя, с запада в виде дальдозы, с востока - другой игры этого семейства.

Или же имеет место влияние одной игры на другую. Вполне возможно что на западе, в районе Тромсё, саамы познакомились с дальдозой от пришлых норвежских мореходов, и свою вариацию сахкко они построили на похожем поле дальдозы, унифицировав последнее, в то время как на востоке игра не имела такого влияния, и сформировалась самостоятельно.

Возможен и третий путь развития: игра пришла с востока, и в северных регионах, где было наименьшее влияние других культур, игра лучше сохранила изначально заложенные в неё элементы. Саамы в целом, известны своей способностью «консервировать» своё наследие, сохраняя его в неизменном виде на долгие века. На западе же, под влиянием норвежской дальдозы мимикрировала под неё, сохранив, однако фигуру Гонагаса.

А может быть дальдоза тут и вовсе не причём, уж слишком далеко на юге Норвегии была она известна.

Нам кажется, на такие вещи необходимо обращать пристальное внимание при изучении настольных игр древности. Собственно в этом и был основной посыл данной статьи.


На следующей неделе ждите статью по правилам всех вариаций сахкко и вишенкой на торте вариант от нашей мастерской. Да, да. Когда мы начинали разбираться с этой игрой информации было так мало что мы в нашем Скриптории Юлианоса придумали собственную версию правил.)))))

Настольные игры

3.1K поста11K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Основное и единственное правило для постов: здесь обсуждаются только хардовые настолки, компоненты которых можно пощупать руками. Никаких компьютерных, планшетных, и прочих электронных игр.