Наркотики. Как не сторчаться

Привет, народ. Я здесь бываю редко и в основном читаю. Но в последние месяцы из-за глобального пиздеца образовалось чересчур много свободного времени, поэтому стал заходить гораздо чаще. Почитал тут всякого, в том числе и статьи с тегом «наркомания» и «наркотики». И слегка прих.. удивился очень. Такое впечатление, что уже 30 лет гласности, открытости и прочей демократии, а народ до сих пор не понял, что такое наркота. В основном 2 вида статей:

1 какой-нибудь обыватель пишет, что «Наркомания – это ерунда, вон моя соседка курила коноплю, а потом бросила»

2 человек из Системы начинает длинопост о вреде наркотиков, при этом мешает в одну кучу коноплю, мет, героин и прочую лирику. С перечислением зловещих подробностей, побочек – так что создается впечатление что это все говно одного уровня вредности.

На мой взгляд, оба вида постов вредны. Захотелось немного поделиться своими «знаниями». Сразу говорю, что не наркоман и не был – так, в студенчестве траву в разных видах потреблял. Потом знакомства и интересы поменялись, перестал и не стремлюсь. Но в окружении разные люди встречались, к некоторым то и слово «люди» применять не хочется.. Кроме того, с детства любил читать и вникать в проблему.

Да, медикам, наркологам и прочим гражданам в теме – ступайте своей дорогой, сталкеры. Нового здесь не предвидеться, а пояснения будут довольно малограмотны, в упрощенно-примитивной форме, и без ссылок на литературу. Так, немного опыта. Может кому пригодиться.


Начать хотелось бы с азов.

Всей нашей жизнью управляют гормоны. Не, есть конечно ДНК, РНК, условные и безусловные реакции, у некоторых даже мозги имеются – но включением и выключением большинства процессов мы обязаны гормонам. Рос, физическое развитие, характер, настроение – это они. Уровень гормонов в общем то задан генетически, но меняется под воздействием среды, окружения и много чего.

Среди гормонов выделяются «гормоны удовольствия». Это не грамотное название достаточно большой группы, которые участвуют в работе «Системы вознаграждения или Системы внутреннего подкрепления». Обычно в их состав включает несколько разновидностей. Окситоцин (любовь и обнимашки), серотонин (нормализатор настроения), дофамин (мотивация и удовольствие), эндорфины (расслабляющие, успокаивающие, обезбаливающие). Иногда причисляют адреналин (бей или беги) и норадреналин (гормон преодоления).


Наркотики

Что же, если вы дочитали досюда, то вам, наверное, понятно, что большинство наших эмоций – это гормональные реакции. Часть из них безусловна, т.е. запрограммированы изначально, а часть условны – т.е. появляются путем взаимодействия с окружающей средой, и что главнее – с социумом. Т.е родители, школа, институт, окружающие.. ВСЕ нам в течении жизни объясняют, что такое хорошо, а что такое плохо. Ну и так как человек существо общественное, он это впитывает и мозг вырабатывает реакции поощрения/наказания.

Наркомания – это процесс изменения естественного фона тех самых «гормонов удовольствия». Она может быть и природной – например, адреналиновые наркоманы, люди, которые подсаживаются на чувство опасности. Многие спортсмены привыкают перерабатывать в спортзале, желая получить повышенный фон эндорфинов. Или сексоголики. Карьеристы, которые лезут наверх не столько ради денег, а ради возможности командовать. Много видов, и они не очень опасны. Обычно.

А есть наркомания искусственная – т.е. внесение в организм различных сложных и запрещенных веществ, сиречь наркотиков. В основном они действуют как возбудители, заставляя организм выдавать в кровь повышенные концентрации гормонов. Например, кокаин и MDMA являются агонистами дофаминовых рецепторов. Если почитать медицинскую и юридическую литературу, там наркотики делятся на разные группы: по происхождению - естественные и искусственные; по силе - слабые и легкие; по действию – наркотики, психотропы и прекурсоры ну и в разных странах есть свои градации. При этом градации эти условны и достаточно спекулятивны – например, конопля, которая может вызвать только легкое психологическое привыкание (не считая различных побочек, типа постепенного отмирания нейронов) – это наркотик, а алкоголь и никотин – вполне разрешённые вещества. Хотя тот же никотин вызывает быстрое привыкание (почти как героин) и очень токсичен. Слезть с него очень сложно. Этиловый спирт тоже при регулярном употреблении тоже вызывает зависимость, и очень разрушителен для организма. В свое время приходилось мне сравнивать любителей плана и любителей синьки – вторые деградировали гораздо быстрее.


Механизм формирования зависимости.

Тут будет классический пример – героин. Хотя от любой наркоты зависимость формируется примерно одинаково.

Итак, допустим некий имбецил решил пустить себе по венам баян хмурого. Тут нужно уточнить – героин относится к опиатам.


Отступление 1: Немного истории.

Производное сырье для опиатов – тот самый опиумный мак, который заботливые дехкане разводят в предгорьях Афганистана. В основном, но также мак разводят и в других отдаленных и не очень местах с жарким климатом. Также сырьем может быть обычный кондитерский мак – хотя сырье он так себе. А уж из дикого мака никакого опиума не получишь, хоть усрись. Сок недозрелых маковых коробочек собирают, сушат – получается опиум. Далее его очищают, получают морфин. Ну и далее путем нехитрых химических реакций морфин переделывают в герыч. Затем различными запутанными путями он идет в Америку и Европу. Есть и другой путь получения – путем достаточно сложных химических реакций произвести метадон, синтетический аналог героина.

В середине XIX века морфин стал тотально использоваться для обезболивания. В этот момент вдруг оказалось, что любой человек, если ему вводить морфин, буквально за пару недель становится морфинозависимым, то есть наркоманом. Это было открытием для медицины того времени, потому что до этого момента считали, что наркомания возникает как некая слабость человека: человек стал наркоманом, потому что у него какие-то психологические проблемы, он слаб и так далее. В этот момент вдруг оказалось, что любого человека можно сделать наркоманом, если, например, две недели каждый день вводить ему морфин.

В XX веке стали искать рецепторы к морфину, когда поняли, как работает эта система. Ясно, что должны быть синапсы, где работают и функционируют такие рецепторы. В итоге были найдены эти места связывания белковой молекулы, и их назвали опиоидные рецепторы. Мы знаем три основных класса опиоидных рецепторов: мю, дельта и каппа. Сначала были открыты мю-опиоидные рецепторы — можно сказать, что они главные. Мю — это как раз от слова «морфин», то есть отсюда взялось такое обозначение этих рецепторов. Еще через несколько лет открыли эндорфины, то есть пептидные медиаторы, которые действуют на эти рецепторы, чье влияние имитирует морфин.


И вот доза героина пошла по венам. Если не вдаваться в медицинские подробности – в организме резко повышается уровень эндорфинов (как основное действие) и дофамина (как побочка).


Отступление 2: Немного медицины

В нашем организме система эндорфинов работает в двух основных блоках, совершенно независимых: во-первых, в центрах болевого контроля, во-вторых, в центрах контроля положительных эмоций. Центры контроля проведения боли в основном расположены на входе в спинной мозг и на входе в головной мозг. Это те зоны, где спинной мозг входит в спинномозговые нервы, а в головной входит тройничный нерв, отвечающий за восприятие болевой чувствительности головы. Там есть специальные синапсы, которые контролируют вход болевых сигналов, и их реальная задача — это не пропускать слабые болевые сигналы. Там все время выделяется немного эндорфинов и энкефалинов, и они сдерживают слабые болевые импульсы. Это важно, потому что мы по жизни все время испытываем небольшие повреждения, а если бы все болевые сигналы передавались дальше, то у нас бы все время все болело. Боль как сенсорное явление возникает при повреждениях клеток и тканей, неважно каких: раздавили ее механически, термически обожгли или ударило током. Важно, что повреждается клетка, повреждается ее мембрана, появляются специальные вещества вроде гистамина, которые дальше запускают импульсы, импульсы бегут, и потом уже, на уровне коры больших полушарий, это воспринимается как боль. Чтобы заблокировать слабые болевые сигналы, работают эндорфины. Если бы не они, у нас все бы болело: ударил ногу о стол — уже больно, в кишечнике процессы пошли как-то не так — уже больно. Полезно блокировать слабые болевые сигналы, а пропускать только средние и сильные.

Популярное представление о том, что эндорфины являются «гормонами счастья» или «гормонами радости», базируется на том, что введение в организм наркотиков, сходных с эндорфинами, в частности морфина и других опиатов, приводит к сильной эйфории. На самом деле, эйфория вызывается побочным действием на другие нейромедиаторы, в частности дофамин. Кроме того, существуют другие сильные эйфоретики, не имеющие отношения к эндорфинам, например кокаин и MDMA, почти все они являются агонистами дофаминовых рецепторов.


После приема героина приблизительно от 4 до 6 часов пОциент пребывает в состоянии блаженства и удовлетворения. Ему абсолютно все равно, хорошее поведение или плохое. Он чувствует внутреннее тепло, отсутствует боль, у него все хорошо, боль (если есть) исчезает. Захлестывает чувство радости, наслаждения. Человек всего добился, жизнь удалась, он счастлив. Если хотите понять состояние наркомана в кайфе – послушайте Арию, «Ангельская пыль». Кипелов знал толк в этом вопросе.


Отступление 3: маятник удовольствия.

Эволюция так “устроила”, что  в центрах положительных эмоций существует эндорфиновое торможение. Там все сделано хитро. В центре положительных эмоций генерируется радость, если мы что-то удачно сделали, но, чтобы мы не слишком радовались, над этими центрами стоит ГАМК-торможение, то есть существуют ГАМК-нейроны, которые не дают нам слишком радоваться. Биологически это понятно, потому что козленочек, который эйфорически бегает по лесу, долго не проживет, поэтому радость должна быть в разумных пределах.


Если организм чувствует, что в крови чересчур сильно растет уровень какого-либо гормона, он

а) тормозит системы производства этого гормона

б) запускает процессы утилизации.

Т.е. через некоторое время уровень счастья и раслабухи начинает падать. Но у процессов в организме есть особенность – они аналоговые, и поэтому обладают довольно сильной инерционностью. В результате он проскакивает средние для организма уровни и начинает уходить в минуса. Состояние сменяется на противоположное – все плохо, хреново, больно и прочий негатив. Если человек только встал на эту кривую дорожку – это состояние скорее всего быстро пройдет. Ну, более-менее быстро. Организм и психика индивидуальны. Но потенциальный наркоман решил взбодриться новой дозой, он опять поднимает уровень гормона. Организм, охреневая от происходящего, опять запускает процессы торможения и утилизации, на этот раз сильнее – так что и отходняк будет хуже. Это называется «маятником удовольствия». Чем сильнее и чаще его качать – тем сложнее остановить. В какой-то момент производство внутреннего гормона практически сходит на нет – развивается абстинентный синдром.

Вкратце, абстинентный синдром – это когда человек (хотя уже скорее нечеловек) не может существовать без внешней подпитки. Образуется зависимость. Она бывает 2 типов:

Физическая зависимость. В случае героина, она выражается в основном в полном падении уровня дофамина - все плохо, мир полное дерьмо, жизнь ничтожна.. И падении уровня эндорфинов -полностью падает блокировка болевых ощущений. Все малейшие болевые ощущения, генерирующиеся организмом, захлестывают наш мозг. Это и есть пресловутая «ломка». Но в принципе, физическая зависимость не так страшна. Ее можно перетерпеть, обычно на это уходит от 5 (если проведена детоксикация) до 12 суток (если с абстиненцией справляться собственными силами). Если у наркозависимого нет серьезных заболеваний сердечно-сосудистой системы, то ломка не приведет к летальному исходу. После того, как больной «перетерпел» абстиненцию, она больше не развивается, но пока не нормализовался процесс выработки эндорфинов, человек испытывает резкую смену настроения, начиная от состояния удовлетворенности, а через 5 минут депрессию. Полностью процесс восстановления естественной выработки эндорфинов нормализуется через полгода-год.

Гораздо страшней психологическая зависимость. Находясь в состоянии эйфории, человек не испытывает болезненных ощущений, а наоборот у него появляется легкость и беззаботность: никаких переживаний, проблем, забот, ответственности. Он чувствует себя счастливым, крутым, любвеобильным. Как только действие наркотического вещества заканчивается, состояние эйфории сменяется депрессией, чувством холода, болью и одиночеством. Кроме того, у наркоманов со стажем меняется психика. Нормальный человек управляется «Системой вознаграждения». Сделал что-то «хорошее» и «правильное» (в системе общественных ценностей) мозг дал тебе конфетку. Сделал «плохое» - мозг конфетку отобрал.

У конченных наркоманов нет плохого и хорошего. Т.е. «хорошее» - это доза, «плохое» - отсутствие дозы. Ради этого они готовы на любое преступление, готовы торговать собой и своими детьми. Он пообещает все что угодно, вынесет из дома умирающих родителей последнее, предаст лучшего друга. У некоторых получается сохранить какие-то моральные ориентиры. Но это вопрос времени.

С помощью профессионалов или пережив какие-то сильные эмоции, наркоман может справиться с этой зависимостью. Обычно ненадолго. Бывших наркоманов не существует, он всегда будет помнить состояние кайфа. «Что мне добро и зло, если я могу достичь небес ценою одной пайсы?».


Вред организму.

Ничто не дается даром. Вред от героина разный. Помимо зависимостей, есть и чисто медицинские побочки.

Психологические проблемы. Уже в начале приема начинает меняться психика. С продолжением проявляются отклонения в виде галлюцинаций, психозов, агрессии. Далее человек перестаёт понимать, что происходит, реальность в его сознании подменяется иллюзиями. Он способен на любое преступление и суицид. На последней стадии, больной становится слабоумным. В таком состоянии даже реабилитация в наркоцентре не поможет вернуть его к осмысленной жизни.

Медицинские проблемы. Токсичность опиатов (чистых) небольшая. Но когда их требуется все больше и больше, организм начинает разрушаться от перегрузок гормональной и нервной систем. Заканчивается это в «лучшем» случае передозировкой, комой и смертью. Кроме того, чистый героин достать практически невозможно. Уже при производстве (обычно корявом) он загрязняется различными химикатами. Сам чистый героин не продается, так как приняв его чистым, легко схватить передозировку. Да и дорог он. Поэтому сначала он поступает крупным барыгам, которые разбодяживают его различными веществами, обычно нейтральными. Затем мелкие барыги (обычно они сами наркоманы) еще больше бодяжат. И вот тут в героин может попасть что угодно, вплоть до стирального порошка или строительной химии. Все это эффективно разрушает организм, вызывает аллергические реакции и поэтому вопрос, когда нарик начнет выхаркивать свои внутренности, очень спорен.

Ну и крайне важен вопрос гигиены. При использовании общих шприцов и игл, при нахождении на в наркоманских вписках можно подхватить любую инфекцию, от тубика и сифилиса до ВИЧ или гепатита.

Считается что смертность у героиновых наркоманов наступает в среднем через 7-10 лет после первого приёма. На самом деле все относительно. Можно сторчаться за несколько лет, а можно принимать понемногу и нечасто и прожить лет 20-30.


Подсаживание на иглу.

По разному. В голливудских фильмах мы можем увидеть как на точках стоят продавцы, торгующие наркотой, в нашей стране принято гнать бочку на цыган и прочие самобытные меньшинства, которые всякими путями проникают в школы и впихивают в руки диточек пакеты с героином.. Может в крупных городах и так, хз. На большей части нашей страны подсадка на наркоту чаще всего происходит довольно тупым путем. Допустим, есть школьник/студент. Он знает о вреде наркоты, но обычно узнает из крайне топорной антинаркотической пропаганды. Это когда всю наркоту смешивают в одну кучу и старательно рассказывают об ужасах приема страшной конопли. Но жизнь такая, что в большинство старшеклассников и студентов пробуют ее. И узнают, что в общем-то ничего страшного не происходит. Хотя может, конечно произойти, но побочки от канабиолов не часты и происходят обычно если постоянно эту хрень дуть. Но это узнаешь потом, а сейчас происходит слом запретов. Оказывается, власти то скрывают! Если повезет, человек дальше не сталкивается с серьезной наркотой, и шобит потихоньку. Ну или бросает.

Но может произойти и по-другому. Индивид в какой-то момент встречается с новой компашкой. Ну и присмотревшись к нему, новые друзья предлагают ему ширнуться. Ну а чо, все так делают. Пережив слом запрета на слабой наркоте, индивид берет баян и ширяет его в вену. Пережив первый кайф, он может попросить еще. И скорее всего, новые друзья поделятся. Ну а после нескольких широк, объяснят, что бесплатного кайфа нет. Дело в том, что многие наркоманы также являются мелкими барыгами. Т.е. они берут пару доз у более крупных поставщиков, бодяжат их чтоб получилось побольше. Дальше часть продают, а оставшейся ширяются. И так по кругу. Поэтому постоянное расширение круга покупателей им жизненно необходимо. И это может быть кто угодно – веселый и смешной Вася в институте или симпатичная девчонка в классе..

Ну а дальше понемногу начинается обычный путь наркомана. Повезет, если родители на начальной стадии смогут разглядеть изменения и оттащить чадо к нормальному наркологу.

Борьба с вредными привычками

3.1K постов11K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе запрещена реклама, пропаганда религиозных направлений и, естественно оскорбления пользователей или групп пользователей