Надувные орбитальные модули Bigelow Aerospace - длиннопост

Надувные орбитальные модули Bigelow Aerospace - длиннопост Космос, Космонавтика, Bigelow Aerospace, NASA, Луна, Длиннопост

Доброго всем вечера друзья, с вами на связи Miron_Bleek в вечерней космической рубрике, и сегодня у нас на повестке дня тема, которую я не успел раскрыть вчера. Сегодняшний длиннопост будет посвящён главному космическому "надувательству" этого десятилетия, причём только в прямом, но не смысловом значении. Поехали!


- А рассказ будет об одной известной компании Bigelow Aerospace, родом из Соединённых Штатов. Компания достаточно новая, она была основана в 1999 году Робертом Бигелоу, владельцем сети отелей Budget Suites of America. На данный момент компания занимается разработкой надувных модулей для постоянной эксплуатации в составе орбитальной станции.

Из успехов компании имеются надувные модули Genesis-I и Genesis-II, непилотируемые герметичные, надувные мини-модули. Каждый объёмом в развёрнутом виде порядка 11,5 кубических метров и стартовой массой в 1360 килограмм. Были запущены в 2006 и 2007 соответственно, на ракетах-носителях "Днепр" с пусковой базы "Ясный", дислоцированной на территории позиционного района «Домбаровский» РВСН РФ.
*Genesis-I войдёт в атмосферу в 2019 году, Genesis-II в 2023 году, собственных ДУ у них нет, как и бортового оборудования. Это просто демонстраторы технологий.


Более поздним (Текущим) успехом компании является запуск на корабле Dragon (CRS-8) - экспериментального надувного модуля BEAM (Фотографии в раскрытом виде были под позапрошлым моим постом). Это уже полноценный, обитаемый надувной модуль, немного превосходящий по габаритам Дженезисы, который космонавты на МКС будут использовать в качестве склада. А через 2 года модуль отсоединят манипулятором от МКС, и его отправят на землю в негерметичном грузовом отсеке дракоши (Правда, в отличие от спускаемого аппарата самого дракоши - набитый мусором модуль, вместе со створками "багажника" и всего его обвеса сгорит в атмосфере).
- В сложенном виде модуль очень компактен, на самом деле после раскрытия он в 1,5 раза больше, чем дракон, перевозивший его в своём "багажнике".

Надувные орбитальные модули Bigelow Aerospace - длиннопост Космос, Космонавтика, Bigelow Aerospace, NASA, Луна, Длиннопост

На данный момент Бигелоу планирует ещё один запуск, уже в районе 2017-2020 годов, но только более здорового модуля BA330 (Где число после инициалов названия компании - означает внутренний объём оного в развёрнутом состоянии).

- Он тоже будет к международной космической станции, модуль пристыкуют к американскому сегменту. Вообще, хоть станцию и не достраивали аж с конца эксплуатации шаттлов (5 лет, мать его) - но ближе к поздним срокам её существования она будет выглядеть в значительной степени по-другому. BA-330 достаточно здоровая штука, в надутом состоянии этот модуль будет размером больше, чем "Скайлэб". И про российский сегмент забывать не надо, из третьего стыковочного узла "Звезды" будет продолжаться станция, аж на 4 модуля. Трансформируемый модуль, предложенный к использованию будет хоть и меньше BA-330, из-за большого кол-ва "металла", но в развёрнутом состоянии тоже больше любого другого модуля станции.


В дальнейшем (На вторую половину 2020-ых годов) - у Бигелоу запланирована эксплуатация собственной орбитальной станции, состоящей только из своих надувных модулей, в том числе и особо крупного размера (BA2100), в металле же останутся только ферменные конструкции и каркас под наружное оборудование.
- А вот, кстати, и внутренний вид BA-330 (В четыре раза здоровее любого другого модуля станции. Я надеюсь, что туда всё-таки запихнут душ для удобства космонавтов. Благо, есть отработанные технологии Скайлэба.

Надувные орбитальные модули Bigelow Aerospace - длиннопост Космос, Космонавтика, Bigelow Aerospace, NASA, Луна, Длиннопост

Основным средством доставки астронавтов и туристов на борт станции будут корабли SCT-100 "Starliner" и DragonV2. Но об этом всём я уже рассказывал в одном из своих постов, поэтому перехожу к делу. Почему надувные модули - это хорошо, и вообще они настолько же безопасны, насколько "Железные".

Для начала, давайте вспомним о том, что толщина стандартных модулей МКС в некоторых местах может падать до пары миллиметров, за которыми внешняя прослойка энергетической инфраструктуры станции и вакуум.
- Да, пускай в наших модулях толщина слоя даже в контакте уплотнения стыковочного узла составляет пару сантиметров как металла, так и мягких материалов, что как бы должно их делать надёжнее (А заодно съедая восьмую часть полезного объёма), но кто вообще сказал, что два-три миллиметра алюминия - надёжнее, чем несколько десятков сантиметров многослойной надувной конструкции из плотных, мягких материалов?


Вот и я не знаю, кто додумался такое вякнуть. Сами модули беззащитны против прилетающих обломков космолома и микрометеоритов, поэтому мы обвешиваем стыковочные узлы, иллюминаторы и сами модули (Их уязвимые части) - противометеоритными щитами (Белое покрытие на всех российских модулях, начиная от служебной части ТКС и заканчивая модулями станций "Мир" и МКС - это внешний корпус станции, прослойка отделяющая космонавтов от вакуума находится в нескольких сантиметрах под оболочкой).
- Надувные модули не уступают обычным в стойкости к поражению обломками. Просто потому что уступать там нечему. Куча прослоек внутри надувной оболочки модуля - гермоперегородки, плюс внутри газ. Микроосколок, диаметром не больше миллиметра просто испарится о газовую прослойку внутри внешней оболочки модуля, из-за аэродинамического сопротивления.


Более здоровые осколки, до пары сантиметров прошибут, что обычные модули, что надувные. Только вот надувные могут под давлением уплотнить "дырку" в месте попадания, пока там не восстановят целостность. Починить надувную конструкцию парой заплаток гораздо проще, чем искать брешь в стандартном модуле.

Надувные орбитальные модули Bigelow Aerospace - длиннопост Космос, Космонавтика, Bigelow Aerospace, NASA, Луна, Длиннопост

Ну а космолом, от 7-10 сантиметров в диаметре и прочие объекты - отслеживаются почти поголовно службой контроля околоземного пространства в США и её российским аналогом.

- Поэтому нет ничего страшного в надувных модулях. Они большого объема, они куда легче обычных, не менее безопасны (А может даже более) оных. Соответственно, затрат значительно меньше, и деньги будут экономиться.


Плюс, это отработка технологий перед Луной. Пока невероятно надёжные автоматические микро-роботы с печами для реголита и 3D принтерами на борту не начали строить на Луне города - человечество будет довольствоваться парой обитаемых баз, совокупной численностью персонала не более полутора-двух сотен человек.

- А для таких баз, если мы хотим их отправлять и обслуживать с земли, при околонулевой автономности оных, единственный реальный вариант более-менее дешёвого развёртывания это надувные модули. Засыпанные сверху реголитом.

Поэтому, не стоит думать о том, подходят ли такие модули для космоса. Надо задавать другой вопрос, в каких редких случаях эти модули для космоса НЕ подходят?
- А с вами на связи был Miron_Bleek в вечерней космической рубрике, надеюсь вам нравятся мои посты и удачи вам, товарищи!

Исследователи космоса

16.1K пост46.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)