Музыка - больше, чем искусство и шире, чем время

Добрый вечер (и другие виды суток, если чтение застанет вас в другое время), ребята.


Поскольку я пока ещё не в курсе тонкостей выкладывания постов, то, по обычаю, поделюсь почти что самым сокровенным, что есть у меня в мыслях и таком довольно метафизическом понятии, как "душа".


Как вы уже поняли, текст наверняка будет грузный для тех, кто любит краткие и изящные формулировки историй, захватывающих с первого предложения, поэтому прошу пройти мимо, если не собираетесь вникать в суть излагаемой здесь мысли. И, разумеется, для первого и ознакомительного текста здесь будет очень много "пометок от автора", заключённых в скобки. Прошу прощения, если это будет отвлекать от чтения и сбивать с мысли. Писать таким образом мне значительно удобнее, и пока я не выработал альтернативного и/или другого способа усовершенствовать своё мыслеизложение.


Если же вы из когорты тех, кто любит повеселиться, различным образом пытаясь (и довольно успешно делая это) вывести собеседника или собеседников из себя, то... всё равно добро пожаловать. Я очень рад любым личностям, поскольку, возможно, очень сильно морально одичал и оголодал от общения с обществом (тавтология, приветики!).


Главная моя просьба относится к тем, кто, не совсем осознавая этого, хочет излить накопившийся за день или другой период времени негатив. Пожалуйста, постарайтесь не тратить своё время на гневные или по-злому саркастичные комментарии, которые будут направлены на стремление повысить вашу собственную моральную остойчивость (не ошибка, а намеренное употребление этого интересного слова) за счёт принижения моей или кого-либо, кто будет так же присутствовать в обсуждении. Принизить мою "самооценку", к сожалению для вас, не получится по различным причинам, которые, если я начну объяснять, существенно затруднят моё продвижение к изложению своих мыслей, для которого я и создал этот пост.


Спасибо за внимание, терпение и расположение (если вы уже смогли добраться до этого предложения)! Прошу набраться ещё терпения и двинуться дальше. В конце концов, никто из нас ничего не теряет.



ПРЕДИСЛОВИЕ.


Прежде всего, очень рад находиться здесь, в этом активном, местами забавном и, несомненно, очень горячем Пикабу. Здесь выкладывается очень много хорошего контента - жизненные истории, "гайды", новости, исторические и фактические справки. Очень много такого хорошего контента (можно читать модным в наше время словечком "годный") попадает в "горячий" раздел, который подвергается просмотру и оценке от тысяч людей практически ежеминутно. Это радует, поскольку является признаком того, что основная или бОльшая часть посетителей - достаточно рационально мыслящие люди, которые сформировали или ещё формируют своё собственное мнение.


Этот фактор и побудил меня (вкупе с далеко- и вышеуказанным "оголоданием") обратиться к вам, друзья/посетители/незнакомцы, с порцией размышлений об очень пространном и довольно захватывающем понятии, как "музыка".


Перейдём к сути.



ЧАСТЬ 1. МУЗЫКА "AS IT IS" ("как оно есть" - англ.).


Музыка, как выражается моя любимая Википедия, - вид искусства[1]. Вид той самой осмысленной деятельности человека, которая до сих пор отделяет человека от всех остальных прочих существ. Воздействуя на сознание людей через органы слуха посредством создания определённых ассоциативных, идейных и абстракционных образов, музыка становится в один ряд с таким понятием, как язык общения. Возможно, даже одним из видов общения.


Музыка фактически состоит из звуковысотных последовательностей, которые уже веками были "приручены" сознательными обитателями Земли с помощью различных видов нотных записей и правил исполнения музыки на инструментах - вещах, которые были сделаны для возможности извлечения богатой палитры звуковысот. Инструментов очень много, нот общестандартно - семь, людей - много. :)



ЧАСТЬ 2. ИМЕЮЩИЙ УШИ - ДА УВИДИТ, или зрим в корни.


По моему личному убеждению, основанному на опыте собственной жизни и наблюдений окружающего мира, наш мир, как и всё, что его наполняет, существует из, внутри и благодаря Идее/-ям, коих, разумеется, бесконечное количество. Путём достаточно простых умозаключений и проведения аналогий, я пришёл однажды к выводу, что музыку можно назвать чем-то вроде кодированного языка, шифра, который успешно передаёт информацию об той или иной идее напрямую в наше Подсознание, в практическом большинстве минуя мозг.


Почему мы можем заплакать или засмеяться от какой-либо проникновенной мелодии, песни, мотива? Ведь это, если смотреть с точки зрения физической прослойки реальности, всего лишь набор колебаний молекул и атомов, выстроенных в определённом порядке.


Ответ заключается в самом пояснении к вопросу.


Повторим предложение ещё раз: "...набор колебаний молекул и атомов, выстроенных в определённом порядке."


Музыку от хаоса звуков отличает порядок. В языковых системах присутствует такого же рода порядок. Установленные правила произношения, настройки речевого аппарата, значения букв/фонем и целый ворох последующих комбинаций букв, слов, правил, значений, толкований, и проч.


А вот теперь я подошёл к главному убеждению большого количества людей, которое достаточно парадоксально звучит в контексте моих размышлений.


Большинство людей привыкли воспринимать музыку, как набор звуков.


Саркастично, не правда ли? Прямое значение, притеревшись к сознанию человека, стало противоположным. Большинство людей считают, что музыка является именно продуктом творческого хаоса/гения/музы/чего-либо другого, что эти самые люди привыкли списывать на иррациональность и то, что они, эти люди, якобы не в силах понять.


Очень это напоминает историю с "историей религии", но я постараюсь эту тему сейчас не затрагивать, поскольку это отдельное место для размышлений, которое, возможно, найдёт пристанище в одном из моих будущих постов на Пикабу (а, может, и нет; не зарекаюсь).


Так получилось, что на свете были различные типы людей. Те, кто осознавал себя, своё бытие и место в этом гипер-уникальном бытии раньше остальных, начинали своё бесконечное, но более скорое движение в сторону расширения сознания. Это может напоминать внутреннюю разработку софта типа интернет-браузера, который, воспринимая шифрованную и/или кодированную информацию, дешифрует её и подаёт её нам на экраны в удобном для нас виде и оболочке. Также это напоминает разработку лекарства, которое превращается из грубо молотого набора трав в капсулу с концентратом разработанного вещества, которое фактически запрограммировано на определённое поведение внутри нашего организма.


Возвращаемся к типам людей.


Другие же люди, которые своё осознание начали позже, либо в определённый/неопределённый момент ещё не начали процесс мыслительного осознания, становятся чем-то вроде прямых участников экспериментов, которые проводят первые типы людей, которые начинают заниматься получением осознанного опыта, на котором они учатся и постигают постулаты бытия. В итоге получается просто гигантское количество вариантов развития общества, которое мы можем наблюдать и сейчас, везде, где бы мы ни находились.


Оглянитесь вокруг.



ЧАСТЬ 3. ИСТОРИЯ.


Есть разработки - есть и опыт разработок. То есть, ошибки, эксперименты, результаты которых либо находятся за пределами нынешнего осознавания осознанных людей, либо не удовлетворяют собственным постулатам этих самых людей по различным причинам.


Если сейчас буквально на минуту отвлечься (если вы следовали за мыслью (молодцы!)), то можно увидеть, что мы от размышлений о музыке переключились на историю развития человечества. В любой момент я могу вернуться обратно благодаря простому действию ассоциаций.


Если среди вас есть люди, получившие музыкальное образование - очень хорошо. Но и те, кого, скажем так, не тащили в музыкальную школу, или же просто сфера музыки, как наука, обошла их стороной, тоже фактически ничего не теряют в исследовании этого вопроса.


Вспомните, как менялась музыка в поп-индустрии. Какими были композиции 3, 5, 7, 10, 12, 15, 20 лет назад? Что вы слушали краем уха в магазинах, на улицах, в клубах, на дискотеках, в мобильных телефонах или дома на компьютерах, аудиоплеерах и музыкальных центрах?


Согласитесь, что в 100% случаев можно пронаблюдать изменение и/или тенденцию в истории музыки за последние несколько лет и/или десятков лет. Даже в такой сравнительно малый период можно увидеть, куда двигается общественное восприятие и музыка, которая особенно в поп-индустрии старается следовать этому общественному мнению.


Возможно, некоторые из вас сталкивались с такой фразой (которую мог изречь любой человек, принадлежащий к старшему поколению):


- Вот музыка до чего дошла! Набор звуков, один шум. Вот раньше было...


Помните, что я говорил в части 2 про практическое определение музыки? "Набор звуков, взятых в определённом порядке..."


А ведь сухая терминология перекликается с модными музыкальными тенденциями XXI века - транс, металл, рэп, битбокс, и так далее. Интересно получается.


А теперь поднимемся ещё чуть выше, и вспомним суть определения музыки - "определённый порядок".


Музыка является продуктом компоновки мышления человека и генерации идей. То есть, в создании музыки на самом деле участвует и область сознания/разума/рационализма, и область бессознания/подсознания/мира идей/абстракционизма.


Вместе. Представьте теперь, что развитие музыки является продуктом бесконечного количества опытов гигантского количества людей, которые осознали, что есть на самом деле музыка.


(В данный момент можно отвлечься и/или задаться вопросом: "А разве нельзя сказать то же самое про любые другие виды искусства? Про само искусство?"


Можно! Самая интересная в жизни вещь заключена в том, что для мышления никто никогда на самом деле границ не устанавливал. Подумал про часть целого - можешь подумать и про само целое, применив умозаключения к нему. А потом с удивлением обнаруживаешь, что есть нечто ещё большее, что вполне подчиняется тем логическим связям, которые работали и в малой области эксперимента.)


Вернулись к представлению того, что музыкальное искусство и/или музыка сейчас является плодом вполне себе рациональной работы гигантского количества людей, осознававших и осознающих суть музыки.



ЧАСТЬ 4. СБОР ВЫЯВЛЕННЫХ ПОНЯТИЙ О МУЗЫКЕ.


Итак.


1) Музыка - набор звуковысот, взятых в определённом порядке.


2) Из п. 1 следует, что музыка является продуктом не только "вдохновения музы", тобишь - абстрактной идеи, но и продуктом рациональной деятельности, в состав которой входит преобразование абстрактного понятия в удобное понятие, которое способен (на самом деле) усвоить любой человек на Земле.


3) Из п. 2 можно вывести информацию о том, что рациональный подход также включает в себя экспериментальную работу, которая направлена на развитие и сбор постулатов о музыке и правилах её воплощения для возможности дальнейшего её приемлемого для слуха человека воспроизведения.


4) Из п. 3 следует, что осознанные и более осознанные люди проводили эксперименты по изучению музыки, в чём были задействованы (и задействованы сейчас) люди, которые менее либо совсем не осознанны.


5) Из пп. 2-4 следует, что музыка, как и искусство в целом, выходит теперь за рамки привычных по сегодняшний день ярлыков "творчество", "абстракция", "непознанное", и проч.



ЧАСТЬ 5. ВЫВОДЫ И ПРОЧИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ В СВОБОДНОМ ПОТОКЕ.


Что ж, дорогие друзья, если вы добрались до этой части моего опуса, я становлюсь очень вам признателен за внимание к моим записям. На данный момент я не знаю, сколько ещё смогу сказать в тему сегодняшнего размышления, но основные мысли по этому поводу я уже, кажется, выразил.


Хочу заявить, что мои раздумья привели меня к тому, что обычно называют просветлением, но для меня это стало больше Осознанием.


Музыкой в любом её виде может заняться любой.


Подход к прослушиванию музыки можно сделать осознанным, благодаря чему довольно быстро можно будет услышать идею, которую преподносит нам композитор.


Самая главная цель (для меня, может быть, ещё для кого-нибудь) - изучение такого явления, как музыка; максимальное осознание данного явления может привести к тому, что человек сможет встать в развитии коммуникаций с окружающим его миром на новый и более широкий/глубокий/(неважно) уровень.


Что стоит упомянуть - музыка уже была упомянута (честно - не помню, где) в виде универсального способа общения с любым человеком. Если языков - сотни, то музыкальный язык по факту своему - един, и только лишь обладает огромным количеством вариантов способов озвучивания.



ЧАСТЬ 6. ...ШИРЕ, ЧЕМ ВРЕМЯ?


Вспомнил сейчас, что не обосновал эту часть мысли.


Идея об условности времени, несомненно, возникала уже давно. Сейчас на научном уровне фактически доказывают относительность понятия времени, более того - на уровне популярного блоггинга в социальных и медиа-сетях логически доказывают относительность времени и созависимость этого масштабного понятия с движением [2].


Сейчас мне хочется углубиться не в физику с её захватывающими, но не совсем подходящими для этого текста объяснениями, а в историю музыки. Да и в принципе в историю, чего уж мелочиться?


Можно найти немало (или хотя бы несколько) упоминаний от современников знаменитых композиторов того или иного случая, когда очередная пьеса композитора воспринималась аудиторией, как новаторская, новая, непонятная. Такого рода пьесы нередко воспринимались в штыки публикой, и нередко премьеры этих произведений омрачались провалами.


Из примеров можно вспомнить не очень известный факт из биографии Бетховена. Примерно в 1820-х гг. вниманию слушателей был представлен Струнный квартет №13, который содержал в себе финальный сюрприз в виде "Гросс-фуги". Эта последняя часть квартета оказалась настолько необычной и для того времени ужасной, какафоничной музыкой, что слушатели уходили из зала, не дослушав и до середины фуги.


Чтобы иметь представление о том, почему публика так отреагировала на произведение, давайте сначала определимся и/или вспомним, что такое фуга.


Фуга - полифоническое (многоголосное; каждый голос практически самостоятелен) музыкальное произведение. Каждый голос как бы является отдельной мелодией, которая двигается, практически не прерывая своего движения, до самого конца пьесы. Особенность произведения в том, что голоса, имея достаточную свободу, подчинены лишь одному фактору - теме, которая из голоса в голос передаёт определённую музыкальную идею, выраженную мотивом. Фуга начинается исполнением темы по очереди в каждом голосе, причём, вступление темы в следующем голосе обычно начинается сразу после окончания звучания темы в предыдущем. Схематично это выглядит вот так:

Музыка - больше, чем искусство и шире, чем время Моё, Рабочее место, Искусство, Музыка, Философия, Мышление, История музыки, Полифония, Длиннопост

Дальше произведение начинает разрабатывать озвученный музыкальный материал, собственно, как происходит с любой музыкальной мелодией (как минимум - классической), во время которого тема может звучать где и когда угодно. Тема может видоизменяться, переворачиваться, сжиматься и увеличиваться, "зеркалиться" и пятиться задом наперёд. Но основная идея, заключённая в определённой последовательности нот, остаётся без изменений, что позволяет при прослушивании музыки осознанно эту самую тему улавливать. Самый простейший пример из советского[4] и современного зарубежного[5], [6] музыкального наследия привожу ссылками на видео в YouTube. Данные примеры взяты для возможности наблюдать за темой и её "беготнёй" от вашего внимания по всему произведения. Дополнительно даю ссылку на русскоязычную статью Википедии о фуге[7]



(Беготня упомянута намеренно, поскольку "fuga" в переводе с латинского означает "бег")



ЧАСТЬ 8. СТРАШНАЯ ФУГА БЕТХОВЕНА.


Теперь надо вернуться к практически глухому Бетховену, которого "немость" окружающего мира уводит внутрь себя, где композитор начинает всецело исследовать музыку и её возможности. К тому же, нужно учесть, что это были его последние годы жизни, и чувствовал он себя не очень хорошо; чувство это побудило в нём размышления о том, о чём думает каждый человек, который начинает ощущать неминуемое приближение конца своей жизни. Оба этих фактора накладываются друг на друга, что воплощается в Гросс-фуге.


Надо упомянуть что некоторые современники композитора слышали сквозь лавину музыкальных образов одну из постоянно присутствующих там эмоций - страх. Что, как я говорил выше, логично.


Но также я бы сказал, что страх - это всё же эмоция, которая возникала у слушателей в то время при прослушивании фуги. А страх обычно означает, что человек столкнулся с чем-то, что он не в силах осознать.


Понятно? Оглянитесь вокруг.



ЧАСТЬ 9. ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ.


Содержание этой части больше может содержать призывы, поэтому будьте, скажем так, готовы. :)


Дорогие друзья, вот я на ваших глазах и подошёл к сути музыки и её исторического развития.


В части 4 я собирал нечто вроде логических выводов о музыке, где упомянул, что музыкальное искусство также включает в себя рациональное и осознанное исследование музыки, не минуя и практические эксперименты.


Те люди, которые в некоторой степени осознанно относятся к своему существованию, понимают, что за счёт более "спящих" можно укрепить своё материальное положение. Всё просто - кто более изворотлив и умён, тот и при лучшем благосостоянии. Тем более, что музыкантами и композиторами в поп-индустрии уже довольно давно исследована теоретическая часть секрета популярности определённой музыки.


Моя же цель - пойти дальше, дальше комфорта простоты музыкальных битов, дальше ритмично повторяющихся текстов, от которых ноги пускаются в пляс. Я не против этого вида музыки. Я предлагаю вам попробовать "проснуться" и подумать над тем, что в ваших руках находится фактическое будущее. Потенциал развития человеческих коммуникаций в обществе и окружающем мире.


Для развития этого потенциала я предлагаю очень простую вещь - начать осознанно слушать музыку, шире плейлиста во Вконтакте. Пробуйте слушать не только по критериям "нравится - не нравится", но ещё и по возможности исследовать что-то новое. Вы боитесь нового? Рано или поздно каждый из нас сталкивался/сталкивается/будет сталкиваться с новым жизненным опытом. Но легче принимать опыт с распростёртыми объятиями, нежели бегая от него, как тема в фуге от логического завершения.



ПОСЛЕСЛОВИЕ.


Вот здесь нам нужно будет отдохнуть, переварить информацию и попробовать как-нибудь устаканить её в своём мозгу.


От себя могу сказать, что я чрезвычайно благодарен всем, кто обратил внимание и прислушался к тому, что я изложил в этом тексте. Я буду рад любым конструктивным дискуссиям на обозначенную статьёй тему; также мне будет забавно наблюдать (если это произойдёт) за флудом и офф-топом в комментариях, который, насколько я понимаю, неминуем. И всё же, прошу - давайте покультурнее, и без лишнего болталова не по теме обсуждения. Это всего лишь мусор, но это бардак. Никому не хотелось бы грязи у себя в гостиной, верно? :)



Спасибо за внимание! Всем до встречи и приятного отдыха!



_____________

Ссылки-сноски:


[1] - Статья "Музыка";


[2] - Внутри текста на этом сайте есть встроенное видео, ведущее на популярный YouTube-канал "MinutePhysics" и рассказывающее доступным языком о вопросе относительности времени;


[3] - Раздел статьи на английском языке о Гросс-фуге Бетховена. К сожалению, русского варианта статьи не существует, что иногда меня побуждает сделать перевод самому.


[4] - Шаинский. "Весёлая фуга"


[5] - Деттори. "Фугага" (фуга на тему мелодии припева песни Леди Гага(-и) - Bad Romance)


[6] - Деттори. Фуга на знаменитую вступительную тему песни группы Nirvana - Smells Like Teen Spirit


[7] - Статья "Фуга"