Муки принятия решения

На днях произошёл один занятный случай, над которым по дурацкой привычке хочется порефлексировать для извлечения выводов на будущее. Ситуация была следующего характера.

В январе 2021 у нас истекала ДС на импортный рис. ДС нужна как для продаж, так и для таможенного оформления приходящих поставок. Чтобы выпустить новую ДС, нужно было провести испытания образцов по параметрам, указанным в техническом регламенте. В январе лаборатории не могли проввести испытания риса по всем параметрам, так как в этот период у них были непонятки с аккредитациями: лабораториям их то не продлевали, то не предоставляли, то задерживали, то отменяли и т.д. В итоге передо мной встал выбор:

1. не выпускать новую ДС на рис до решения проблем с лабораториями. Это мгновенно бы означало остановку поставок, ситуацию out of stock с наличием риса, а также радостные реляции продажников, что они не выполнили план продаж, потому что были перебои с наличием риса; либо

2. выпустить новую ДС по протоколам испытаний тех параметров, на которые у лабораторий ещё были действующие аккредитации. Естественно, данный путь был тоже не идеальным, так как рано или поздно настала бы проверка, и всё бы вскрылось.

Я пошёл по второму пути, принял новую ДС на неполных протоколах. Собственно, дальше случилось именно то, что и должно было случиться. Если без ненужных подробностей, то в сентябре, когда об этом уже давно забыли, РСХН стал резко запрашивать протоколы испытаний к ДС на фитосанитарный товар (муку, рис и т.д.). При виде, что в протоколах неполный состав параметров, РСХН благополучно отменил эти ущербные ДС и передал дела в суды на выставление штрафов. В итоге, помимо прочих проблем, нашей компании присудили штраф в 100 тыс. руб.

Наверняка, у многих случались подобные ситуации, необязательно связанные с импортом, когда судьба ставит их выбирать из двух зол наименьшее или откровенного цугцванга, когда что бы ты ни решил, никогда не угадаешь. Действительно, давайте рассмотрим все возможные варианты развития событий.

Чем чревато первое решение? Как я уже сказал, ждать, пока лаборатории решат свои проблемы с аккредитациями, можно неизвестно сколько времени, за которое соответствующий товар на складе закончится, а за неимением ДС оформить новую поставку на таможне будет невозможно. Это будет означать остановку продаж, о чём будет мгновенно доложено руководству. Какова будет реакция руководства?

"Имярек, ты вообще берега совсем попутал? Ты почему оставил компанию без риса? Ты что, забыл что твоя зарплата берётся из продаж, и если нечего продавать, то не из чего тебе платить зарплату?... Ах, там заморочки с испытаниями? Ну так у нас что, проверяет что ли кто эти чёртовы протоколы? Пусть выпускают новую ДС как есть, и чтобы завтра на складе был рис, а то продажники без него планы выполнить не могут!"

В общем, в проблемах лабораторий с аккредитациями резко станешь виноват ты со всеми вытекающими.

Чем чревато второе решение? Если кратко: будет остановлена поставка риса по указанию РСХН, который отменит действующую ДС и выставит штраф. Рис останется на таможне, придётся принимать новую ДС, а потом доставать рис с таможне уже по новым документам - это всё выполнимо, но займёт некоторое время, за которое СВХ не забудет выставить ещё счёт за хранение, а транспортная компания - за довоз риса с СВХ на склад. Какова будет реакция руководства?

"Имярек, ты вообще с дуба рухнул? Ты что вообще забыл элементарные вещи? За счёт чего нам теперь покрывать дополнительные расходы от таможни и транспортников - за счёт твоей зарплаты? А штраф, который нам выставили через суд? Ты вообще где работаешь? У нас или ты специально вредишь той компании, где работаешь?.. Ах, там протоколы испытаний были неполные? Так кто тебя просил принимать ту ДС? Ты понимаешь, что из-за тебя у компании появился ещё один судебный прецедент? Короче, остаёшься без премии."

Возможен такой вариант? Очень даже.

А теперь вопрос знатокам. Уважаеые знатоки, как необходимо действовать в таких случаях, чтобы избежать обеих вариантов? Время! (Би-и-ип). Так, обсуждение закончилось. А теперь внимание, правильный ответ. (Бу-ум!)

Действительно, какой правильный ответ? Что делать в таких случаях? А вот что.

1. Забыть про всё, что пишут в умных книгах по менеджменту, принятию решений и т.д. Сколько бы там ни писали, что нужно уметь принимать решения, что нужно уметь брать на себя ответственность, не вздумайте заниматься этим самостоятельно. Просто смысл этих умных фраз совершенно иной, чем пишут в книгах - о нём как раз чуть ниже.

2. Берёте телефон (или какое другое средство связи) и связываетесь с непосредственным руководством. Прикинувшись валенком, в самых тупых выражениях объясняете всю эту канитель с аккредитациями, протоколами, ДС, поставками и задаёте именно руководству сокровенный вопрос самым тупым тоном: "Ну, что делать-то будем?"

3. И вот как тебе руководство скажет, именно так и действуете. Буквально и не отходя ни на шаг от указаний. Умение принимать решение и брать на себя ответственность, о которой пишут в умных книгах - это умение вовремя переложить ответственность с себя на руководство.

Преимуществ у данного варианта очевидны: при любом дальнейшем исходе событий твоя совесть будет чиста перед всеми. В первом случае просто доносишь до менеджеров, что походу с поставками риса намечаются перебои. Дальше пусть они возмущаются сколько хотят - это уже будут не твои проблемы. Во втором случае просто передаёшь на оплату соответствующие счета: за новые испытания риса, за перевыпуск ДС, за хранение на складе, за довоз с СВХ, штраф за недостоверное декларирование. Руководство уже никогда не признает, что приняло неверное решение. Напротив, решения руководства обсуждению не подлежат. У жирафа шея длинная - ему виднее. Заодно к тебе не будет вообще никаких претензий - ты выполнял решение руководства. Напротив, какое бы решение ни принял ты, оно будет заведомо ошибочным и неправильным. Так что именно описанный образ действий является истинно правильным и беспроигрышным.

То же самое касается аналогичных случаев, которые, больше чем уверен, встречаются у каждого из нас на работе. Надо уметь вовремя переложить ответственность за принятие решения на тех, кто потом не будет ни перед кем за них отчитываться. Это краеугольный камень менеджмента. Может быть, этим постом я кого-нибудь уберёг от необдуманных действий.