0

«Мозг халтурщик, разум обманщик». Примеры иллюзий и манипуляций

Все мы, хотим мы того или нет, стремимся упростить картину мира, чтобы легче и быстрее ориентироваться в жизни. Для этого мозг ищет знакомые образы, названия и явления. Хотите классическую загадку на иллюзию разума?

Я задам вам всего один вопрос:

«Сколько особей животных Моисей посадил в ковчег?»

Если человек невнимательно слушает или читает вопрос, он сразу начинает вспоминать библейскую историю и, не задумываясь, назовет пару из каждого вида.

«Мозг халтурщик, разум обманщик». Примеры иллюзий и манипуляций Книги, Мнение, Критическое мышление, Иллюзия, НЛП, Психология, Длиннопост

"Логично?"

Вроде бы да: ковчег, животные… Но на самом деле ковчег был у Ноя, а не у Моисея. Я вас уверяю, что 99% людей подумают точно также. Всё дело в том, что разум упрощая картину мира старается думать о предмете вопроса, а не о его логике. Для нашего мозга, что Моисей, что Ной библейские персонажи, поэтому мы пропускаем сразу переходя у сути. Вот если бы я спросил «Сколько животных Паша Гусев посадил в ковчег?», то вы тут же поняли в чём подвох.

Увы, если это загадка, то в реальной жизни нас подстерегают ещё более изощрённые «ловушки разума».

Когнитивные искажения

Психологи давно изучают такого рода систематические ошибки и дали им название “когнитивные искажения”. Самый простой способ понять, что это такое, — взглянуть ещё на несколько примеров.

Подтверждающее искажение (confirmation bias). Мы склонны обращать внимание только на те факты, которые подтверждают наши уже существующие взгляды. Например, если мы считаем, что определенное лекарство «работает», мы будем запоминать случаи, когда оно помогало, и игнорировать ситуации, когда оно не дало результата. Тут ещё хорошо вспомнить, когда заговорённый зуб перестал болеть, когда знахарка что-то нашептала. После этого многие ещё больше укрепляются в вере в то, что магия работает.

Эффект якоря (anchoring effect). Когда нам называют какую-то цифру (порой даже совершенно случайную), она становится для нас «якорем». Дальнейшие суждения мы строим, отталкиваясь именно от этой исходной цифры, иногда даже не осознавая этого. Например, в магазине может действовать акция: «Обычная цена — 400 рублей, а сейчас всего 300». Хотя реальная ценность товара может быть и 200 рублей, у нас создается ложное ощущение выгоды, ведь мозг «заякорился» на цифре 400. Маркетологи - это мошенники 21 века.

Эффект ореола (halo effect). Если нам понравился один аспект человека (скажем, он доброжелателен или хорошо одет), мы подсознательно начинаем считать, что он во всем хорош: умный, честный, надежный. Аналогично, если человек чем-то нас оттолкнул, мы бессознательно приписываем ему другие негативные черты, при том что реальной связи может и не быть.

Так работает, например, с известными людьми, о которых раскрываются не очень хорошие детали жизни. Всю жизнь на людях они показывали, какие они добрые и вежливые, а на деле были просто лжецами и негодяями. Так вот, поклонники таких людей до последнего не хотят верить, что это правда.

Но дальше ещё интереснее

Иллюзии памяти: как мы “сохраняем” то, чего не было

«Мозг халтурщик, разум обманщик». Примеры иллюзий и манипуляций Книги, Мнение, Критическое мышление, Иллюзия, НЛП, Психология, Длиннопост

Еще одна разновидность самообмана — иллюзии памяти. Они могут проявляться по-разному: мы воспроизводим историю детства так, как будто мы помним каждую деталь, а на деле воспоминания сформированы из рассказов родителей и фотографий. Или уверены, что видели знакомого человека в определенном месте, хотя на самом деле он там никогда не бывал.

Ложные воспоминания (false memories) — Когда мы «помним» событие, которого не было. Иногда это случается в результате общения с другими людьми, которые рассказывают какую-то историю, а мозг «приписывает» ее нам.

Конфабуляции — Более серьезный вариант, когда человек «заполняет пробелы» в памяти вымышленными деталями, будучи абсолютно уверенным, что говорит правду.

Здесь ещё хорошо работает "постоянное повторение истины". То есть, если в новостях будут каждый день говорить, что Австралии не существует и мы живём на плоской Земле, то с каждым днём всё больше и больше людей будут считать, что это так. А потом ещё и спорить будут доказывая, что это вы придумали Австралию. И вообще везде заговор и провокации.

Поэтому, чем меньше вы смотрите и читаете новостей, тем лучше будет ваше восприятие реального мира.

Иллюзии знания

Простой пример — нам кажется, что мы знаем, как работает смартфон или автомобиль, пока кто-то не попросит нас объяснить принципы действия пошагово.

Почему так происходит?

Мы воспринимаем информацию из разных источников (новости, разговоры с друзьями, ролики на YouTube), в результате складывается впечатление, что «всё ясно».

Мозг не любит пробелы. Он пытается «довосполнить» картину внутренними догадками, чтобы держаться в уверенности.

Социальные сети усиливают иллюзию, так как мы получаем много «лайков» и комментариев, которые подтверждают нашу точку зрения, а значит, мы убеждаемся, будто и правда хорошо разбираемся в теме. А уж если говорить про фейки, то ради лайков даже популярные каналы идут на всё:

«Мозг халтурщик, разум обманщик». Примеры иллюзий и манипуляций Книги, Мнение, Критическое мышление, Иллюзия, НЛП, Психология, Длиннопост

Я вам больше скажу: благодаря рекомендательным алгоритмам многие люди вообще читают и смотрят контент, который только укрепляет их точку зрения. Создателям таких платформ нужно как можно больше удерживать ваше внимание. Вот как с некоторыми материалами моего канала, например, некоторым читателям не нравятся мои мысли по поводу религии. Им проще написать «аффтор несёт чушь» или «даже читать эту муть не буду», чем разобраться в том, что я хотел донести в статье.

Тут дело в том, что такие тексты или видео не многим нравятся, потому что либо шатают стандартную картину мира человека, либо заставляют его думать. А мозг не любит, когда его заставляют думать.

Я не говорю, что всё, о чём я пишу, — истина в последней инстанции, наоборот, я рад, если читатель начнёт рассуждать или найдёт у меня ошибки. Я буду только «за», потому что я хочу развиваться, а не стоять на месте.

Спасибо за внимание!

Мой телеграмм канал - Дмитрий Джулиус

Другие записи о магазине книг ищите по тэгу Читай-город. Скидки и актуальные предложения для покупки книг в Читай-городе ищите в нашем купонном разделе. Там вы найдёте актуальные промокоды для Читай-город.