Мой первый загранрейс. часть 2

Дело было осенью, холод, дождь и всё такое прочее. Но курс был строго на юг, и с каждым днём становилось теплее и радостней. И вот они, тропики! Боже мой! Первые дни с радостью смотрел на летучих рыбок и радовался солнцу. Вот он, курорт, за который ещё и деньги платят! Океан абсолютно гладкий, полный штиль, ни волны, даже ряби нет. В небе ни одного облачка, горизонт идеально пустой на все 360 градусов. И так день за днем. Кругом полная пустота и идеальная полоса пены за кормой, уходящая прямой линией в даль.


Однажды ночью, когда стоял вахту со старпомом, я пошел на бак выключить свет в подшкиперской, боцман забыл. Хотя свет пробивался в небольшую щель, все равно непорядок, впереди должна быть полная темнота, или можно прозевать какой-нибудь световой сигнал. На море всякое может быть. Ну, вот, иду я по верхнему мостику, который тянется на бак вдоль всего судна над трубопроводами, а было новолуние и такая фантастическая картина над головой! Абсолютно черное небо, огромные звезды, холодно сверкающие в незнакомых созвездиях. На баке полная тишина, машины не слышно и вибрации почти не ощущается. Теплый ветер бьет в лицо, скорость около 18 узлов. Я встал на кнехт, раскинул руки - полное ощущение полета. Насладился, весь умиротворенный спустился к подшкиперской, выключил свет и пошел обратно уже по палубе. А у танкера, особенно груженного, высота надводного борта маленькая, шум и шорох пены буквально возле ног, а перед тем как идти сюда, я случайно глянул на карту, и мне бросилось в глаза, что глубина под нами около 5 километров. И что-то такая жуть меня охватила, вот сейчас ка-а-ак выпрыгнет из глубины какой-нибудь гигантский осьминог… и я легкой рысью скорей к надстройке…

Мой первый загранрейс. часть 2 Моряки, Реальная история из жизни, СССР, Владивосток, Длиннопост

Еще мы со старпомом любили наблюдать за заходом солнца. Вытащим два стула на верхний мостик, жара уже спала, полная нега и умиротворение. Солнце – оно когда в зените неподвижное. А когда возле горизонта - прямо на глазах красный диск стремительно опускается в море. Мы хотели увидеть зеленый луч – когда солнце уже почти скрылось и в долю секунды из последнего краешка иногда вырывается зеленый луч. Но только однажды видели зеленую вспышку. Зато как-то ночью видели лунную радугу, вернее даже несколько, а одна была прямо по курсу, и танкер прошел прямо через нее.


Наш старпом был очень интересный человек, занимался йогой, карате, а чай заваривал! Это было целая чайная церемония: он и пришептывал и притоптывал, и каких-то трав кидал… Но чай получался просто царский. Жаль не помню фамилии, помню только имя – Владимир.


В конце концов (что за человеческая натура!) эта монотонная, спокойная (можно сказать райская) картина перехода через Тихий океан как-то начинает приедаться, одни и те же физиономии примелькались до нельзя, хоть бы что-нибудь мелькнуло на пустом горизонте, все имеющиеся фильмы пересмотрели наизусть, все имеющиеся книги перечитали, спасает только хобби. Я, например, вязал сумки и мочалки, но это тоже как-то приедается. И все с нетерпением стали ждать пересечения экватора. В тропиках каждому положено ежедневно по 100 (или 150, не помню) грамм сухого вина, но мы-то люди бывалые, что нам каждый день по 100, лучше в один день, но все три литра на грудь зараз!


Заранее были распределены все роли, но так как на мою долю выпадало стоять на руле, то в подготовке праздника я участия не принимал. Кто был Нептуном, а кто чертями, уже не помню, но сейчас смотрю на фотографии и ужасаюсь бандитскому видику русалки (наш донкерман).


И вот он, экватор, пароход ложится в дрейф, весь экипаж собирается на палубе на обряд крещения, я один остаюсь в рулевой рубке, по взмаху руки капитана трижды гудю на всю пароходную мощь. Нептун принимает рапорт капитана куда и откуда плывет судно, затем черти по одному вытаскивают некрещеных и после допроса окунают в бочку с морской водой.

Мой первый загранрейс. часть 2 Моряки, Реальная история из жизни, СССР, Владивосток, Длиннопост

Вынос русалки

По окончании вспоминают про меня и под конвоем двух чертей ставят на колени перед Нептуном, один успел подсунуть мне под колено бороду Нептуна (страшная дерзость с моей стороны!) в наказание меня измазывают черной мазутой (боцман целый день готовил какую-то легко смываемую грязь) и кидают в купель.

Мой первый загранрейс. часть 2 Моряки, Реальная история из жизни, СССР, Владивосток, Длиннопост

Экватор

Когда все отмылись и собрались в кают-компании, всем крещенным торжественно вручили свидетельства о крещении (меня нарекли Проционом – звезда в созвездии Малых Псов) и очень успешно был уничтожен весь месячный запас сухого вина.


Все встряхнулись, приободрились и оставшиеся пару недель прошли незаметно. Тем более, что с каждым днем появлялось все больше перемен - становилось холоднее и про штиль уже вспоминали с грустью.


И опять начались тяжелые будни и работа в экспедиции. Здесь еще осложнялось постоянной океанской зыбью. Это не беринговоморская зыбь, это - медленная волна высотой 6-9 метров, шириной метров 20, затем через 100-150 метров следующая такая же волна и так до бесконечности. Ты постоянно вместе с судном то медленно взлетаешь как на качелях, то падаешь вниз, но тоже медленно. Через неделю от такого так же медленно начинает съезжать крыша. У кого куда. Все уже полностью освоили работу, если раньше вся палубная команда суетилась на швартовке, то сейчас 2-х человек хватало за глаза.


Наконец и этой части рейса пришел конец, забрали письма от рыбаков домой и направились на экзотические Фиджи.


За сутки до прихода в порт легли в дрейф, к великому изумлению нашего танкера стаканы не звенели, все дружно красили и драили свое судно, и из рабочей лошадки, кое-где уже ржавенькой и потрепанной снова на свет появился красавец танкер, краса и гордость русского флота.


Я с двумя матросами красил наружный борт с беседки свесив ноги в воду, вдруг напарники по очереди как-то очень быстро оказались на палубе - смотрю из глубины ко мне приближается огромная тень, в одно мгновение тоже получился акробатический прыжок на палубу. Не знаю, белая это была акула или нет, но здоровенная. Помполит тоже принимал посильное участие в аврале – ловил рыбку, и действительно, поймал акулу. Не ту, что нас напугала, всего метра 2 длиной. Вытаскивали ее хором, а потом спасались бегством от нее – акула злобно билась о палубу и щелкала пастью. Помполит схватил топор с пожарного щита и в несколько ударов успокоил хищницу. На память сохранил кусок шкуры акулы, использовал как наждачку.


И вот стою на мостике, вглядываюсь, и вижу: вдали из моря появляется круглый остров, весь зеленый. Как в сказке. Когда стали заходить в гавань, все судно окутало благоухание экзотических цветов, стайки разноцветных попугайчиков весело перелетают с пальмы на пальму. Я не мог надышаться и насмотреться на буйство красок.. Сказался месячный переход в пустынном океане и серая работа в экспедиции. Нас поставили к причалу, и все свободные от вахты вывалили на палубу. Помполит (раньше была такая должность – помощник капитана по политической части) провел судовое собрание, где зачитал порядок выхода на берег. Строго по 5 человек, назначается старший из комсостава, никому никуда не отлучаться, везде ходить всем гуртом. Можно не в ногу. Ни в коем случае не заходить в не рекомендованные места, особенно в клуб «Белая лошадь», там возможны провокации в отношении советских моряков.


3-й штурман выдал валюту, и вот первая часть экипажа отправилась в город. Естественно в первую очередь в магазины – здесь дешевая парфюмерия и магнитофоны. Моя очередь идти в город была на следующий день, поэтому вдоволь наглядевшись, я пошел в каюту. Вечером ко мне заходит радист и говорит: «Я сейчас с ревизором (2-й помощник капитана) идем в город, пошли, если хочешь! Помполит уже спит, никто не заметит».


Ну, думаю, эти оба уже неоднократно были за кордоном, всё знают, с ними не пропаду! Спустились с трапа, возле порта всегда дежурят такси, садимся, слышу: «Давай в «Белую лошадь»! Ничего себе начало!


Клубом оказалось довольно обшарпанное одноэтажное здание, обыкновенная забегаловка, несколько столиков, страшненькие пластиковые стулья. Заказали пива, бармен, хоть и смотревший искоса, принес нам по кружке пива. Сидим, разговариваем. Народу мало, всего два столика заняты. Смотрим, к нам направляется один детина. Ревизор говорит: «Молчите, говорить буду я». Этот негр к нам подходит и сразу быка за рога «Рашн?». Ревизор в ответ – «Рашн, рашн! Смотри – этот боксер (показывает на радиста), а этот каратист (это на меня-то!)» - типа не таким рога обламывали. Негр молча и оглядываясь пошел к своим, что-то пошептались, и все пошли к нам, что-то боламоча по-своему. Сдвинули еще один столик, подставили стулья, на столе появилось еще пиво, и пошло неформальное общение. Может и провокационное, но так как никто из нас не понимал их, а они естественно нас, все дружно кивали друг другу. В итоге набравшись этого пива по самое горло, еле попав внутрь такси покатили мы обратно.


Утром моя пятерка во главе с помполитом пошли на берег. Оказалось, головной болью страдал не один я, поэтому взяли по паре бутылок пива, по оглядывались где пристроиться, вроде как-то неудобно прямо на улице с горла… помполит говорит, знаю одно место, пошли. Городок маленький, зашли за пару домов, вот уже и пригорочек с пальмой наверху. Поднялись, там живописно лежит пара бревен, вокруг все усеяно пробками от пива, сразу чувствуется русский дух. Уселись, поправили пивом свои головушки. Пошли обратно в город, даже сфотографировались с негретенками на память.

Мой первый загранрейс. часть 2 Моряки, Реальная история из жизни, СССР, Владивосток, Длиннопост

Фиджи

Город, как я сейчас понимаю, небольшой, люди живут небогато. Так, нечего особенного, бывшая колония англичан. Но тогда яркие вывески магазинчиков, обилие товара по сравнению с советскими магазинами было в диковинку. Но больше поразило, что не было очередей.


Молодежь не знает, что такое советский магазин, особенно продуктовый. Нет, в СССР уже начали появляться магазины самообслуживания в больших городах, но в подавляющем большинстве продуктовый магазин – это очередь к продавщице. Если 5 человек – "Ой, повезло, никого нет"; если человек 10-12 – без эмоций; если очереди конца и края нет – "У-у-у, придется постоять". И не было ни касс, ни калькуляторов, одни счеты и весы с гирями. Фасованного товара тоже не было. Продавец обслуживала одного покупателя 10-20 минут. Еще не дай Бог бумага закончится, в которую заворачивали синюю птицу. Нужен килограмм сахара? Продавщица сворачивает кулек (уже утерянное искусство), подходит к мешку с сахаром, если опытная – на весу определяет килограмм, подходит к весам и там досыпает-отнимает до нужного веса. Неопытная делает 2-3 ходки до мешка. Самые опытные чуть-чуть пересыпают – "Не против, что побольше?" – и на счетах выщелкивает стоимость. Мало кто в уме сможет сосчитать сколько стоит 1кг 17 грамм сахара. "Одну селедку?" – на те же весы селедку из бочки в рассоле. Потом она вытрет весы тряпкой, вот только она лежит со дня открытия магазина… И фраза Шарика из "Простоквашино", что лучше покупать мясо в магазине, т.к. там больше костей – это истинная правда. "Что значит "Одна кость?" – на на рынке, берите что дают, не задерживайте очередь!". Продавец обязан уметь размазать по стенке интеллигента в очках, положить на лопатки базарную бабу, если такая окажется в очереди и пойдет в атаку. Советский сервис суров и ненавязчив.


Вечером, гуднув на прощание экзотическому острову, пошли домой во Владивосток. И опять длительный и спокойный переход в тропиках, каждый день приближает к зиме и холоду, и вот наконец в иллюминатор сыпет снег, заработало родное радио: «Сельский час», «…трудящиеся с удовлетворением восприняли решения какого-то съезда партии…»

Вот так и закончился мой первый заграничный рейс.


P.S. Спасибо за добрые комментарии к предыдущему посту, дальше расскажу запомнившийся мне рейс на Чукотку.