3

Модель свободы

Если бы можно было представить себе некую материальную модель свободы, то неплохим примером мог бы стать любой российский район индивидуальной застройки, при условии, что начал застраиваться он в прошлом веке.

Обратите внимание, каждый владелец участка строит все, что пожелает: хоть терем расписной, хоть домину с колоннами, хоть сарай дервянный с гвоздями ржавыми. Все, на что хаватет бюджета, фантазии и сил. И ограждает свое владение тоже на свой выбор: у одного живая изгородь , у другого забор из кирпича выше господа, третий просто реечек наколотил, четвертый навалил горбыля, типа потом достроит. Не достроит, конечно, никогда.

И представим себе некий европейский район индивидуальной застройки: домики у всех похожие, покрашены одинаково, ограды единого стиля, кровли крыты одним материалом. Это не потому, что собственники домов так хотят, а потому, что это красиво и за этим следят.

Так вот, любое российское СНТ - это идеальный пример полной свободы собственника. Каждому собственнику в своем доме хорошо и нравится. Он его улучшает постоянно как захочет, и вообще, волен чудить как пожелает. Хоть дом-субмарину строй.

Но со стороны такой район некрасивый. Даже безобразный, зачастую, т.к. людей с хорошим вкусом мало.

В отличие от гармоничного западного района. Залюбуешься.

И вот еще интересно: западный владелец участка даже не чувствует, что он несвободен. А российский не чувствует, что он свободен. Потому что не представляют иного.

Но если западным владельцам всем сразу велят перекрасить все дома в розовый цвет с зелеными звездами, они вздохнут и покрасят. И будет красиво, наверное. Но несвободой не сочтут. Посчитают очередным грабежом бюрократическим, но в рамках закона.

А вот если в нашем самом унылом СНТ попытаться заставить всех хотя бы внешние заборы одинаковые сделать, то все бабки разом выйдут на революцию. Они ощутят, что их лишают свободы организовывать жизнь на своем участке так, как они сами хотят. Сопротивление будет лютым и бешеным. Красоту эту вашу они ввиду имели.

Т.е сам человек может даже не ощущать границ своей свободы или несвободы, если эти границы определились достаточно давно, чтоб стать традицией.

И получается также, что полная индивидуальная свобода хороша для индивида, но в массе свой совокупность личных свобод может представлять собой душераздирающее зрелище. А несвобода может быть чудо как хороша и может создавать восхитительную среду обитания и повышать общее качество жизни.