Мнимая погоня за Илоном Маском

Российская власть на протяжении последних восьми лет официально пытается создать условия для развития в стране частных космических компаний. Главной причиной для этого стали хронические трудности внутри государственной космической промышленности, которая давно демонстрировала весьма ограниченные способности в создании и производстве новой космической техники. На этом фоне развитие космонавтики силами американских предпринимателей в 2000-2010 гг. обозначило перспективу утраты Россией своего доминирования в сфере пилотируемых полетов, а главное — оно поставило под вопрос долгосрочную перспективу российско-американского сотрудничества в космосе. И здесь надо помнить, что для Москвы космическая деятельность является в первую очередь политическим проектом.

Мнимая погоня за Илоном Маском Космос, Роскосмос, Ларос, S7 AirSpace Corporation, Морской старт, Частная космонавтика, Длиннопост

Наряду с постоянным членством в Совете Безопасности ООН и ядерным арсеналом участие в освоении космоса обеспечивает России место в кругу великих держав. Более того, для российского общества важное символическое значение имеют успехи еще советской космической программы. Отсюда наличие или отсутствие достижений в космосе влияет на легитимность современной российской власти.


Попытки стимулировать появление российского бизнеса в космосе изначально были продиктованы тремя задачами: компенсировать слабость государственных компаний, найти новую формулу российского участия в международном освоении космического пространства, а также поддержать легитимность Кремля.


Однако на практике выяснилось, что существующая в России политико-экономическая система почти несовместима с частной инициативой, тем более в такой сложной сфере как космос. Но российская власть не может просто отказаться от идеи частных космических компаний. Дело в том, что хотя у нее еще есть ресурсы на поддержание неэффективной государственной промышленности, а ресурс сотрудничества в космосе с американцами и европейцами тоже еще не исчерпан, успехи американского бизнеса в космосе бьют именно по легитимности Кремля в глазах россиян.


Презумпция виновности и покупка индульгенций


Все началось с появления инновационного центра «Сколково» в 2011 году, в котором отдельно выделен кластер космических технологий. Тогда же бизнесмен Михаил Кокорич создал флагман российского космического бизнеса, компанию Dauria Aerospace. В 2014 году компания успешно запустила три своих спутника, два из которых продала американской фирме Aquila Space. Еще два аппарата, построенные по контракту с «Роскосмосом», были потеряны в 2017 году в ходе аварийного запуска ракеты-носителя. За это же время против компании было возбуждено и закрыто уголовное дело, сопровождавшееся обысками в офисе, а по итогам неудачного пуска «Роскосмос» подал к ней иск на компенсацию за потерянные аппараты. В итоге основатель компании перебрался в США и запустил свой бизнес там, назвав создание Dauria Aerospace в России ошибкой. Очевидно, что компания вступила в контрактные взаимоотношения с российским государством в той сфере, где была сформирована его монополия и где существует множество ограничений из-за того, что монополия является частью военной промышленности. Презумпция виновности бизнеса, характерная для российской системы в целом, в этой ситуации совпала еще и с корпоративными интересами внутри «Роскосмоса», не заинтересованного в эрозии своего положения. Компания Кокорича заключала контракт еще с Роскосмосом как органом государственной власти (Федеральным космическим агентством), и только в 2015 году на месте агентства была создана госкорпорация «Роскосмос».


Другой крупной инициативой российского бизнеса в космосе стал выкуп в 2017-2018 гг. авиакомпанией S7 (Сибирь) обанкротившегося проекта «Морской старт» за $100 млн у РКК «Энергия», входящей в государственную корпорацию «Роскосмос». В условиях российско-украинского конфликта и без того проблемный проект оказался без украинских ракет-носителей «Зенит». Однако очень похоже, что эта история изначально является не инвестицией в космический бизнес как таковой, а попыткой выкупить у российского государства «индульгенцию».


Эта «индульгенция» должна позволить единственной крупной частной российской авиакомпании существовать в условиях привилегированного положения «Аэрофлота», громоздкого регулирования и бесконечных попыток правительства навязать российским авиакомпаниям далеко не самые эффективные самолеты, производимые государственной промышленностью. В пользу этого свидетельствовала и фигура Сергея Сопова, который в 2016-2019 гг. был генеральным директором компании S7 Space, созданной S7 под космический бизнес. За плечами у Сопова было почти тридцать лет опыта по выстраиванию отношений с властями в авиационной и космической сферах. Например, его собственная фирма «Авиализинг» специализируется на лизинге российских самолетов SSJ-100, купленных за счет средств государственной поддержки и кредита государственного банка.


Под руководством Сопова S7 Space начала презентовать амбициозные проекты: от возобновления производства ракетных двигателей, созданных в СССР для лунной программы, до идеи концессии на российский сегмент Международной космической станции. И вряд ли авиакомпания планировала инвестировать свою чистую прибыль (менее $80 млн в 2017 году) туда, где требуются сотни миллионов. Скорее речь шла о том, чтобы как минимум просто тянуть время, а как максимум — стать для Кремля незаменимым участником космической программы. Этот статус позволил бы материнской авиакомпании рассчитывать на расширенную государственную поддержку. Однако дело не двигалось и пакт между Соповым и владеющей S7 семьей Филевых к 2019 году распался. В итоге S7 Space назначила нового директора, который должен обеспечить хорошие отношения с Кремлем и все-таки создать для компании бизнес-стратегию. Кроме того, в декабре 2019 года было решено перебазировать плавучую пусковую платформу «Морского старта» из США под Владивосток — по сути, на хранение. Это говорит о понимании владельцами S7 туманных перспектив своей космической инициативы, превращающейся из «индульгенции» в обременение.


Сам Сопов весной 2019 года создал компанию МТКС и уже пытается продать «Роскосмосу» еще один мега-проект: создание к 2024 году космического корабля «Арго» для нужд России (сама российская государственная промышленность создает новый корабль уже почти 20 лет).


Друзья Кремля, меценаты и «странные» деньги


Но даже в таких условиях в России находятся люди, пытающиеся построить бизнес в космосе. Однако они сталкиваются с фундаментальной проблемой — здесь почти нет капиталов и почти нет спроса на коммерческие космические услуги. Как следствие, космические стартапы начинают искать себе состоятельных и влиятельных покровителей, приобщаться к увлечениям российского руководителя, а порой и вовсе попадают в сюрреалистичные ситуации. Здесь можно обратиться к опыту двух компаний-резидентов «Сколково»: «Спутникс» и «Лин Индастриал».


Стартап по созданию спутников «Спутникс» в 2011 году выделился из компании «Сканэкс», занимающейся еще с конца 1980-х гг. обработкой спутниковых снимков. Андрей Потапов, сын основателя «Сканэкса» Владимира Гершензона, при поддержке отца решил попробовать себя в частной космонавтике. В 2014 году компания успела отправить на орбиту первый полностью свой аппарат дистанционного зондирования земли. Кроме того, в 2012-ом и 2017 году на орбиту были отправлены два аппарата, для которых «Спутникс» поставил некоторые системы. Так совпало, что в 2014 году «Сканэкс», ставший заметным поставщиком космических данных для государственных ведомств и крупных российских компаний, был выкуплен людьми, близкими к Кремлю. В итоге «Спутникс» был вынужден менять свою стратегию (вероятно, свою роль сыграли и санкции). Основную выручку компании к 2016 году стала приносить продажа учебных конструкторов, на которых школьники и студенты могут учиться конструировать спутники.


Эти конструкторы поставлялись и в образовательный центр «Сириус», одно из любимых детищ Владимира Путина. Так «Спутникс» попал в поле зрения Романа Андрюшина, человека из ближайшего окружения Олега Дерипаски и одного из топ-менеджеров алюминиевой корпорации РУСАЛ. Стартап был выкуплен, его возглавил еще один менеджер РУСАЛа, и вместо развития собственной платформы стал создавать школьные спутники на популярной платформе CubeSat для путинского «Сириуса». Потапов ушел работать в Сколковский институт науки и технологий. А компания фактически превратилась в украшение идеального мира российского президента.


«Лин Индастриал», в отличие от «Спутникса», пытается создать семейство легких ракет-носителей. Кроме отсутствия крупных инвесторов, эта компания столкнулась с еще одной проблемой — невозможностью использовать испытательные площадки государственных компаний. В итоге после аварийного испытания своего ракетного двигателя в 2016 году, проведенного буквально по-партизански, стартап оказался на грани закрытия. Его поддержала на плаву предприниматель Ольга Прокофьева со своей компанией «Галактика», чьей целью является город в космосе и развитие сверхспособностей человека. Этот сюрреализм дополняется тем, что Ольга Прокофьева с тогдашним мужем отметилась в сомнительных историях с громкими проектами-пустышками в индустриальных парках (еще один вид игрушек у российских властей) на Урале и Дальнем Востоке, под которые предприниматели хотели получить кредиты от государства. Кроме того, она сменила имя на Алию Григ и теперь выступает на форумах по развитию малого бизнеса. Ольга/Алия имела отношение и к покупке Андрюшиным «Спутникса», однако теперь «Спутникс» отрицает какую-либо связь с ней. В августе 2018 года с Прокофьевой/ Григ прекратил сотрудничать и «Лин Индастриал».


В 2019 году стартап нашел себе двух новых инвесторов. Первым инвестором стала «Национальная космическая компания» с уставным капиталом в 10 млн рублей (около $170 000), созданная в 2019 году в Красноярске бывшим полицейским Максимом Куликовым, который с конца 2016 года возглавлял местный кредитный потребительский кооператив с неизвестными учредителями. Так что не совсем понятно, из каких средств новый инвестор будет финансировать разработки «Лин Индастриал» и каково происхождение этих средств. Вторым инвестором стала компания ЛАРОС бизнесмена Олега Ларионова, энтузиаста авиации и космоса. Это единственная реальная надежда «Лин Индастриал» на продолжение деятельности. Хотя законодательная основа, которая бы позволила частным лицам в России производить и запускать ракеты, попросту отсутствует.


На фоне всего этого «Роскосмос» демонстративно занялся развитием частной космонавтики. В противном случае под сомнение ставится не только выполнение указанных выше задач, но и сама идея государственной корпорации, отвечающей как за космическую программу, так и за повышение эффективности и развитие космической промышленности. То есть речь идет еще и о бюрократических интересах ее руководства. Как следствие, в рамках Национальной технологической инициативы (еще одной идеи Путина) под эгидой «Роскосмоса» создана рабочая группа по этому вопросу. Однако разрешение фундаментального противоречия между интересами монополии и необходимостью частного бизнеса в космосе даже не стоит в повестке. Единственной идеей специально созданной рабочей группы стало предложение о том, что «Роскосмос» мог бы входить в капитал частных компаний, передавая им свои технологии. Не ясно только, как быть с теми технологиями, которые засекречены (а их большинство).


Российская власть вновь пытается оживить идею гетто для бизнеса в тех сферах, которые считает нужными для себя. Все эти утопические попытки заполучить российские аналоги SpaceX и Blue Origin все больше напоминают бюрократическую имитацию. В то же время они создают благоприятную почву для тех, кто знает, как продавать Кремлю воздух.

Источник

Исследователи космоса

16.5K поста46.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)