Межполушарная асимметрия: Развитие правого полушария
Всем дрям. В прошлый раз мы узнали, что левое полушарие – та еще скотина. И поэтому мы все прямщас должны развить у себя правое полушарие.
Миф: Итак, мы должны сделать правое полушарие доминантным. Для этого
- Посещайте художественные выставки
- Рисуйте
- Слушайте музыку
- Сочиняйте стихи и прозу
- Медитируйте, занимайтесь йогой и цигуном
- Воображайте и мечтайте
- Пойте и танцуйте
- Отслеживайте сны
Сейчас более подробно посмотрим медитацию и воображение, а всякое творческое – отдельно.
Медитация – это как раз способ выйти за пределы логического, вербального мышления и открыться более непосредственному восприятию. Поэтому, казалось бы, все правильно: левое полушарие должно тормозиться, а правое – разгоняться.
Исследования медитации показывают обширные изменения активности в мозге. В разных его областях и в обоих полушариях. Причем эти изменения зависят от вида медитации, например, в некоторых практиках более активны области левого полушария.
При воображении активируются в основном затылочные отделы с двух сторон мозга, ответственные за визуальную обработку.
Миф: самый гарантированный способ развить правое полушарие – это активней задействовать левую руку: писать, рисовать, физически упражнять ее. Это раскрепощает разум, активирует интуицию, прочищает сахасрару и вообще круто стимулирует творчество и развитие личности.
В частности за это агитировала психологиня Люсия Капаччионе. В своей книге "Сила другой руки" она приводила потрясающие результаты: задействуя левую руку, люди открывали доступ к бессознательному, решали все проблемы, духовно обогащались и вот это все, что в мифе.
Красота!
Что говорит наука?
Исследователи исследовали исследуемых, которые на своей работе активно задействовали левую руку. И действительно нашлись изменения в правом полушарии! Но только в той области, что ответственна за движение руки и ощущения от нее.
На этом все.
Нет доказательств, что еще что-то развивается или меняется.
Что же насчет Капаччионе? Если вы почитаете книгу, то обнаружите, что на результат (помимо левой руки) влияла куча факторов:
- Новая непривычная деятельность
- Творческие задания
- Сопутствующая психотерапия
- Проверка результатов по самоотчетам клиента и самим тренером. Без контрольных групп, жестких критериев и прочего
- И конечно же самовнушение и внушение от тренера:
"Вы наверняка обнаружите, что первый список (от доминирующей руки) содержит характеристики, которые вы за собой числите в целом сознательно. А список, составленный левой (недоминирующей) рукой, вероятно, раскроет удивительную уязвимость, разные тонкости, слабые места вашей личности. Вас даже может потрясти то, что подсознание «приказало» написать левой руке."
Есть такое негласное правило: развивается то, что развивается, а то, что не развивается – не развивается.
То есть развивая моторику левой руки, вы скорее всего улучшите только моторику левой руки и активируете области в мозге, ответственные только за моторику левой руки. Не более.
И у нас осталась последняя тема – творчество, уделим ему больше внимания в следующий раз.