Метод «От противного». О лучшем фильме Андрея Звягинцева

Удивительным образом то, что ранее от фильмов Звягинцева отталкивало, в Нелюбви сработало на все сто процентов. На самом деле — ничего удивительного. В Елене, Возвращении, Изгнании или Левиафане также была нелюбовь, она была осязаема, как некая одушевленная мерзкая субстанция, которая заползает в сердце и делает его чуть более холодным и твердым. Штука в том, что зрителю такая постановка вселенной и такая бездушная призма жизни там казались неоправданными и по факту ни к чему, кроме толики разочарования, пусть и наряду с интересом, не приводили. Как криминальные сводки новостей, которые захватывают, но не исцеляют или не заражают, а если и заражают, то ничем весомым, кроме тоски и разочарования.


Нелюбовь другая. Здесь изначально, даже самим названием, заданы четкие координаты и цели. И вот так вышло, что автор, снова берясь за отсутствие чего-то чистого, настоящего и светлого в кадре, методом «от противного», этот свет вызывает. В фильме настолько высока консистенция бесчувственности, настолько вычищены, выскоблены души персонажей на предмет малейшего проявления тепла и сострадания, что зритель начинает машинально нуждаться в тепле и сострадании, зритель начинает искать в себе любовь. Не знаю, задумывался ли над этим Звягинцев, создавая свой очередной фильм в выдержанной, собственной манере и на устоявшемся, своём киноязыке, предполагал ли такой эффект. Моё мнение — нет, не предполагал. Но это уже не важно.


Да простят меня апологеты правильной русской речи, Нелюбовь — как ничто другое о любви и про любовь. Парадокс в том, что ни одной истинно любовной сцены в фильме нет. Любовь здесь, в высокодуховном понимании этого слова — маленький мальчик, который исчез. Так хочется, чтобы он нашёлся. Затаив дыхание, зритель ждёт и верит, что его отыщут. Верит в то, что найдётся любовь. Побочные линии переживаний также весьма сильны. Здесь и стыд за самих себя, за тех, в кого мы превратились или можем превратиться. Здесь и надежда, и вера в людей. Ну хоть кто-то вокруг должен быть хорошим, хоть кто-то поможет! Это и есть катарсис, сопутствующий только исключительным, большим произведениям.


Все образы будто бы обыденны и ничем не отличаются от нас с вами, но при этом сюрреалистично прячут способность любить где-то глубоко внутри себя, предстают циничной бессердечной массой. Подсознательно мы начинаем воспринимать все происходящее, как чудовищный разлом, непоправимую беду. Показателен жест матери главной героини, которая хватается за голову. В нем весь ужас ситуации.


Развязка фильма двояка только на первый взгляд. Авторы подчеркивают — любовь мертва. Круг замкнут, и даже сменив хитиновый покров отношений, главные герои обречены, любовь они не нашли и вряд ли будут когда либо счастливы.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества