Менеджер маркетплейсов — кто это? Обзор профессии
Плюсы и минусы профессии, обязанности, зарплата — собрали все важное о менеджерах маркетплейсов.
Менеджер маркетплейсов — кто это
Если коротко, то это специалист, который организует полный цикл продаж на онлайн-площадках: регистрирует магазин на маркетплейсе, подбирает товары и следит, чтобы их покупали — по сути, управляет бизнесом. Профессия в IT относительно новая и связана одновременно с коммерцией, рекламой и аналитикой.
Чем занимается менеджер маркетплейсов
Обязанностей может быть больше или меньше, зависит от нюансов бизнеса. В некоторых компаниях менеджеры только формируют карточки и следят за обратной связью, где-то — полностью управляют всем циклом продаж, проводят рекламные кампании, составляют аналитику.
Вот примерный список того, что делает менеджер маркетплейсов:
анализирует рынок и выявляет потребности покупателей;
регистрирует страницу магазина на маркетплейсе;
анализирует ассортимент товаров и выбирает подходящие;
договаривается с поставщиками, организует закупку;
создает и оформляет карточки товаров на маркетплейсе;
контролирует отгрузку товаров и доставку до покупателей;
общается с пользователями, отвечает на отзывы и вопросы;
использует рекламные инструменты для продвижения товаров;
планирует акции и скидки;
анализирует продажи, находит слабые места и предлагает, как их устранить.
Сколько зарабатывают менеджеры маркетплейсов
Как и в целом в IT, оклад зависит от грейда. В 2023 году, по данным Hh, специалисты разного уровня могли рассчитывать на такую зарплату:
Junior — от 30 до 60 тысяч рублей в месяц. Задачи новичкам доверяют базовые: например, заполнить карточки товаров, запросить торговые предложения у поставщиков.
Middle — от 60 до 120 тысяч рублей. Для такой зарплаты нужен годовой стаж и успешные кейсы. Но и задачи сложнее: организовать полный цикл закупки, запустить рекламную кампанию.
Senior — до 300 тысяч рублей. Столько получают опытные менеджеры. Они руководят крупными отделами по работе с маркетплейсами, составляют подробный анализ рынка и конкурентов, разрабатывают стратегии продвижения.
Плюсы и минусы профессии
+ Разнообразные задачи
Работа менеджером маркетплейсов подойдет тем, кто ненавидит рутину. Это не монотонное занятие: то нужно то карточку оформить, то проконтролировать отгрузку, то ответить на странный вопрос покупателя (да, таких будет немало). Скучать точно не придется.
- Много задач
У менеджера онлайн-площадки работы всегда в избытке. Даже если компания крупная и ему не приходится все делать своими руками, задач не становится меньше, ведь теперь нужно еще и контролировать подчиненных.
+ Удаленка
Как и большинство IT-специалистов, менеджеры маркетплейсов легко работают из дома. Нужен только доступ к интернету и иногда телефон.
- Человеческий фактор
Машина, застрявшая по пути от поставщика; ошибка на складе, из-за которой покупателю привезли не тот товар; жалобы на бракованную продукцию — предстоит решать эти и множество других проблем. Если коммуникация в условиях стресса дается вам легко, то можете попробовать свои силы в профессии.
+ Опыт управления
Работа менеджера маркетплейсов очень напоминает предпринимательство. Здесь и организация полного цикла продаж, и маркетинг, и отчетность с аналитикой доходов. Если у вас есть амбиции в будущем открыть собственный интернет-магазин, опыт такой работы будет крайне полезным и поможет взглянуть на бизнес изнутри.
- Ответственность
У ошибок менеджера маркетплейсов высокая цена, ведь неудачное позиционирование товара, особенно в крупной компании, ведет к серьезным убыткам. Профессия требует быстро принимать непростые решения и не бояться работать с крупными суммами денег.
Почему профессия востребована
Потому что продавать на маркетплейсах — выгодно. Предпринимателям нужны специалисты, которые знают, как устроены такие платформы, и могут организовать продажи.
В 2020 году COVID-19 показал бизнесу плюсы e-commerce: экономия на сайте и аренде склада, стабильный трафик, доступная аналитика. С этого момента начался бурный рост подобных онлайн-площадок, который продолжается до сих пор. В 2023 году покупатели потратили на маркетплейсах почти в 1,5 раза больше, чем в 2022-м, говорят данные Tinkoff Data.
Популярность электронных торговых площадок породила спрос на специалистов. В феврале 2024-го на Hh опубликовано почти 4 тысячи вакансий менеджеров маркетплейсов — примерно на одном уровне с такими устоявшимися профессиями, как контент- и SMM-менеджер.
Что должен уметь менеджер маркетплейсов
Начать карьеру в IT можно с должности менеджера, а потом вырасти до руководителя продаж или, например, директора по маркетингу — но для этого нужно постоянно развивать жесткие и гибкие навыки.
Для карточек товаров потребуются описания, а для комментариев клиентов — пояснения. Поэтому важно уметь кратко и понятно формулировать мысли. Хорошая настольная книга про инфостиль — «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова.
Чтобы научиться составлять сводные таблицы и диаграммы для аналитики, полезно пройти бесплатный курс по Excel. Дополнительно можно бесплатно изучить основы математики — так будет легче работать с цифрами, особенно если давно не практиковались.
Со стороны маркетинга пригодится опыт проведения рекламных кампаний. А бесплатный курс по A/B-тестированию поможет проводить исследования и грамотно управлять продвижением и продажами.
Из гибких навыков нужны стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и клиентоориентированность, так как предстоит регулярно контактировать с людьми. Навыки коммуникации с коллегами и клиентами поможет подтянуть книга «Новые правила деловой переписки».
Как и где учиться на менеджера маркетплейсов
Профессия требует комплексных знаний в коммерции, маркетинге и аналитике. Приобрести такой опыт можно самостоятельно в разных сферах — или записаться на комплексный курс «Менеджер маркетплейсов». Базовая программа на пять месяцев даст все основные знания для старта карьеры, а расширенная на девять — научит проводить аудит бизнеса и масштабировать его, чтобы развивать карьеру.
Чтобы было проще определиться, подходит ли вам эта профессия, пройдите бесплатный вводный урок. А уже потом можете решить, продолжать ли обучение.
Реклама ООО «Яндекс»