Медуза Горгона как психодинамическая модель

Медуза Горгона как психодинамическая модель Психодиагностика, Психодинамическая психотерапия, Архетипы, Длиннопост, Древнегреческие мифы, Психоанализ

В статье исследуется модель мифа о похождениях Персея с позиции Медузы Горгоны. Его применение в психодиагностике и терапии.


Этимология слова:

Медуза - защитница, стражница, повелительница

Горгона - вид чудовищ


Миф кратко (один из вариантов):

Медуза - единственная смертная из своих сестер. Медуза была девушкой с красивыми волосами и чарующим взглядом, она была настолько прекрасна, что хотела состязаться с самой Афиной, хотя и была служительницей ее храма. Бог Посейдон, превратившись в птицу, овладел Медузой в храме Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты от преследования Посейдона. Афина не только не помогла ей, но и превратила её волосы в гидр.

Медуза в ужасе скрылась из города, убежала к своим сестрам - горгонам. Она возненавидела всех людей и стала взглядом убивать всех, кто проходил мимо ее пещеры, превращая их в камень.

Персею было поручено убить Горгону, он получил кривой нож Гермеса, отполированый щит Афины, волшебный мешок, шапку-невидимку Аида.

И т.д. про сам подвиг здесь рассказывать неактуально. Важно запомнить, что голова Горгоны продолжала жить и жертвы Персея также каменели от ее взгляда.



Миф как психодинамическая модель. (внутренние процессы)

Насилие запускает сценарий Медузы горгоны. Насилие над Медузой можно понять не только как физическое, но и моральное и т.д. (начальник кричит на подчиненного). В этот момент идет накопление гнева (превращение в чудовище).

Далее - жертва начинает выплескивать гнев на первую попавшуюся жертву. Момент выхода эмоций - символическое снятие с себя проклятия.



Миф как индивидуальная история (столкновение характеров):

Медузу можно охарактеризовать как успешную, самолюбивую, желающую состязаться в красоте.

Посейдон - Агрессор или группа людей, которая встанет на сторону Агрессора.

Афина - Судья (группа Судей или тех кто встал на эту сторону). Начало перевоплощения - действия со стороны Агрессора. Судья выносит оценку действий жертвы, тем самым провоцирует усиление и закрепление гнева, боли и обиды. После превращения Жертва начинает воспринимать всех как врагов, замыкается в себе и бежит от лишних встреч. Проклятие закрепляется тем, что Жертва находит своих по духу (сестры-горгоны)


Из за невозможности отомстить Жертва ищет замену Агрессору.

1 вариант - обобщение людей по какому либо признаку и выплеск агрессии на них.

2 вариант - защитный механизм интеллектуализации, когда человек строит неверные причинно следственные связи. В этом случае он не воспринимает себя как Жертву, происходит вытеснение агрессии, боли и обиды в бессознательное.

Возможен 3 вариант - месть над Агрессором, но его нельзя назвать характерным для мифа.


Следующие действия - повторение сценария мести над Агрессором. В данном случае месть здесь воспринимается как сверхценная идея, которая затуманивает разум.



Миф как родовой сценарий (анализ семейных ценностей)

Отец Медузы носитель символов власти и могущества, богатства и дозволенности. Мать - монстр, всесильное чудовище, неуязвимое и безжалостное. Человеческая внешность - отцовские черты. Красота Медузы (соревновательность, успешность) заставило родственников стать Судьями.

Судья - это образ значимого родственника или одного из родителей.

Если в столкновении характеров пусковыми кнопками для запуска сценария медузы являлась триада "насилие-неприятие-боль", то здесь важнее всего именно "наследие", то. что было в детстве или на дородовом уровне. То есть триггером является та же триада, но основа данного образа заложена на уровне культуры и семьи человека.

Конфликт фигур "властного отца" с "человеческим лицом" и "безжалостной матери" выходит на первый план во внутреннем мире человека и заставляет его "бороться и уничтожать всех"



Иррациональность, губительность такого сценария приводит к смерти Медузы. Медуза, как сверх-идея заменяет нормальные человеческие ценности и может привести к разделению или даже убийству своей личности.

Или возможен случай неадаптивной защиты - диссоциация, как отсечение своего Я от родительского Я (от своих корней). В мифе это символизирует отсечение головы.


Способ собрать себя воедино - это признать могущество "отца", но не всемогущество. Признать силу "матери", но не ее "нормальности". Как я понимаю, это признание таких качеств как властность и могущество, богатства. Признание что в безжалостности есть сила, но это ненормально, то есть бесчеловечно и поэтому изгоняется.



Для всех трех анализов (внутренние процессы, характер и ситуация, семейный сценарий) эпизод убийства Медузы универсален.


Пегас - один из детей Медузы, символ свободы. Чтобы получить свободу от доминирования архетипа Медузы необходим зеркальный щит Персея. На практике это означает - показать человеку его поведение. Чем глубже архетип Медузы от поверхности сознания, тем сложнее это сделать. Чтобы добраться до Медузы, Персей обращался к ее родственникам - горгонам. На практике - это обращение к прошлым ситуациям человека.



Статья взята с сокращениями из журнала "Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие" Автор - клинический психолог Ларин Н. А.

Ссылка на полный текст статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/gorgona-meduza-zhertva-i-ub...


Как думаете, почему мем о Персее получил популярность на Пикабу?

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Если вернуться к самой статье и к самому мифу,

то не соглашусь с определением Афины как Судьи.


Она активный участник событий (новое поколение мафиозного клана олимпийцев) - у нее пожизненное соперничество с Посейдоном (старое поколение мафиози олимпийцев), ревность к Медузе, которая была h+ hy+, чего не хватало самой Афине как s+k+ персоне.


Медуза здесь - молодая женщина которая попадает в ситуацию изнасилования + любовницы старого мафиози Посейдона, который не защищает ее от интриг клана.


Персей здесь инструмент Афины. Которая, не шутка, а вешает в итоге голову соперницы себе на грудь как брошку. (на эгиду)


Двойственность самой Медузы :

красота и смертность во взгляде,

жертва и  убийца одновременно,

уязвимость/смертность и чудовищность


На статуе Челлини, которая считается лучшим изображением Персея, Персей и Медуза практически на одно лицо.

"ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи - на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри."


Да, сочувствие к жертве, и да, Медуза как жертва обстоятельств.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да, я тоже ее скорее не судьёй, а осуждающей вижу. Свидетель изнасилования, да ещё с чувством ревности к насильнику.
Автор поста оценил этот комментарий

Можно сказать что Персей победил Свою Медузу. Приручил свою иррациональную и непонятную агрессию, перестал перед ней каменеть (испытывать страх).

раскрыть ветку (13)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Здесь разность подходов.

"Убей свой страх!" "Преодолей-подчини свои слабости"

и

"Если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно."

Если Медуза это сам Персей тоже, и если эта часть Персея закована в броню, изолируется от окружающих и опасна, то искать ее с тем чтобы убить -  не лучший выход.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

А вдруг это симптом? Присваивать себе симптом тоже не гуд.

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий

:))

вот так вот молодую несчастную, немного стремную беременную женщину со сложной судьбой из Семейки Субличностей, взять и обьективизировать как симптом...


ай яй яй

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Если рассматривать архетип Медузы Горгоны то можно начать с определения архетипа.

Архетипы

понятие, которое трудно представить конкретно. Это энергетически заряженные образы и идеи, универсальные (т.е. свойственные каждому человеку) паттерны или мотивы, которые всплывают из коллективного бессознательного и являются основой религий, мифов, легенд и сказок. Зевс, Баба Яга, русалка, Синяя борода, Христос, знаки Зодиака – это некоторые примеры архетипов.


Для меня это образ немотивироанной агрессии, непонятой агрессии, когда жалишь любого-проходящего-мимо.

Сама по себе история тоже архетипична помоему - "отрубить ярость и носить ее в мешке до нужного времени". Я это понимаю как разделение нужного и ненужного или отделение телесного от разумного.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Я вот все по поводу агрессии Горгоны думаю. Каменели от ее взгляда или от взгляда на неё? Возможно и то и другое. Но, в отрывке Овидия окаменели от взгляда на медузу и тема с зеркальным щитом Персея про то же.
И тогда ее агрессия под вопросом, учитывая, что они на конец света с сёстрами ушли, но и там находились те, кто встретился с ними взглядом и окаменел.
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Я помоему Вас запутал, потому что начал с внутреннего мира. (субличность) потом перешел к внешнему миру (маска горгоны), то есть к отношениям, и снова вернулся к внутреннему (архетип)


Если говорить про отношения двоих то помоему здесь один каменеет то есть замирует от страха или фрустрирован, не знает как реагировать. А второй - агрессивен, не может объяснить свою иррациональную агрессию. Это случай, когда агрессия преувеличена или даже не нужна. Или случай, когда человек не может отреагировать адекватно на агрессию другого.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Нет не запутали) Я исходила из того, что внутренние отношения между субличностями, в любом случае, проецируются на отношения с людьми в реальности, проживаются в них. Так что нет разницы где рассматривать.
И архетип - образ коллективного бессознательного, но когда каждый наполняет его своим содержанием/пониманием, можно лучше его увидеть и перевести в сознание.

Чувства первого (или первой субличности) я так же, как и вы вижу: страх, может быть ужас и замирание от неспособности справиться с этими эмоциями. А вот второй... Если агрессия, то, наверное защитная: не подпустить к раненой части (в отношениях: травматик, избегающий отношений и пугающий своим видом и поведением). Может быть, действительно, пугающий больше, чем необходимо. Что- то про границы. Интересно, что Горгону потом часто рисовали на дверях и щитах...
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Да где его только не применяли, этот символ: -)

Дом Версаче для своего логотипа,

Феминистки для своего движения в качестве символа

Комплекс Горгоны - психологи для обозначения ситуации, когда женщина при сближении начинает высмеивать достоинство мужчины, его сексуальные достоинства, при этом одновременно желать это сближение.

Комплекс Горгоны у мужчин - когда в каждом женском взгляде (особенно понравившихся ему женщин) они улавливают презрение, провокацию или оскорбление.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, тоже про границы. Про Версаче знаю, но учитывая контекст, интересно что они в виду имели... :)
Автор поста оценил этот комментарий

Вроде каменели от взгляда на неё, т.е. это гиперзащита а не агрессия. Посейдон ведь тоже начал с того, что увидел её, посмотрел.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Мне тоже так казалось. Но стала читать варианты: встречаются варианты и про ее взгляд, который в камень превращал. Тогда непонятно как мог помочь щит...
Для меня это скорее не про агрессию а про особенности встречи с чужим травматическим опытом и про проживание своего.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Для меня это скорее не про агрессию а про особенности встречи с чужим травматическим опытом и про проживание своего.

Можно и так назвать, мне мифы нравятся тем, что это хороший художественный прием - образное сравнение. С этими образами можно уже дальше работать.

Автор поста оценил этот комментарий

так я не против несчастных женщин, я за разрушение их масок в виде медуз-горгон -)

заметьте, что она красивая была и очаровывала взглядом изначально.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку