Медуза Горгона как психодинамическая модель

Медуза Горгона как психодинамическая модель Психодиагностика, Психодинамическая психотерапия, Архетипы, Длиннопост, Древнегреческие мифы, Психоанализ

В статье исследуется модель мифа о похождениях Персея с позиции Медузы Горгоны. Его применение в психодиагностике и терапии.


Этимология слова:

Медуза - защитница, стражница, повелительница

Горгона - вид чудовищ


Миф кратко (один из вариантов):

Медуза - единственная смертная из своих сестер. Медуза была девушкой с красивыми волосами и чарующим взглядом, она была настолько прекрасна, что хотела состязаться с самой Афиной, хотя и была служительницей ее храма. Бог Посейдон, превратившись в птицу, овладел Медузой в храме Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты от преследования Посейдона. Афина не только не помогла ей, но и превратила её волосы в гидр.

Медуза в ужасе скрылась из города, убежала к своим сестрам - горгонам. Она возненавидела всех людей и стала взглядом убивать всех, кто проходил мимо ее пещеры, превращая их в камень.

Персею было поручено убить Горгону, он получил кривой нож Гермеса, отполированый щит Афины, волшебный мешок, шапку-невидимку Аида.

И т.д. про сам подвиг здесь рассказывать неактуально. Важно запомнить, что голова Горгоны продолжала жить и жертвы Персея также каменели от ее взгляда.



Миф как психодинамическая модель. (внутренние процессы)

Насилие запускает сценарий Медузы горгоны. Насилие над Медузой можно понять не только как физическое, но и моральное и т.д. (начальник кричит на подчиненного). В этот момент идет накопление гнева (превращение в чудовище).

Далее - жертва начинает выплескивать гнев на первую попавшуюся жертву. Момент выхода эмоций - символическое снятие с себя проклятия.



Миф как индивидуальная история (столкновение характеров):

Медузу можно охарактеризовать как успешную, самолюбивую, желающую состязаться в красоте.

Посейдон - Агрессор или группа людей, которая встанет на сторону Агрессора.

Афина - Судья (группа Судей или тех кто встал на эту сторону). Начало перевоплощения - действия со стороны Агрессора. Судья выносит оценку действий жертвы, тем самым провоцирует усиление и закрепление гнева, боли и обиды. После превращения Жертва начинает воспринимать всех как врагов, замыкается в себе и бежит от лишних встреч. Проклятие закрепляется тем, что Жертва находит своих по духу (сестры-горгоны)


Из за невозможности отомстить Жертва ищет замену Агрессору.

1 вариант - обобщение людей по какому либо признаку и выплеск агрессии на них.

2 вариант - защитный механизм интеллектуализации, когда человек строит неверные причинно следственные связи. В этом случае он не воспринимает себя как Жертву, происходит вытеснение агрессии, боли и обиды в бессознательное.

Возможен 3 вариант - месть над Агрессором, но его нельзя назвать характерным для мифа.


Следующие действия - повторение сценария мести над Агрессором. В данном случае месть здесь воспринимается как сверхценная идея, которая затуманивает разум.



Миф как родовой сценарий (анализ семейных ценностей)

Отец Медузы носитель символов власти и могущества, богатства и дозволенности. Мать - монстр, всесильное чудовище, неуязвимое и безжалостное. Человеческая внешность - отцовские черты. Красота Медузы (соревновательность, успешность) заставило родственников стать Судьями.

Судья - это образ значимого родственника или одного из родителей.

Если в столкновении характеров пусковыми кнопками для запуска сценария медузы являлась триада "насилие-неприятие-боль", то здесь важнее всего именно "наследие", то. что было в детстве или на дородовом уровне. То есть триггером является та же триада, но основа данного образа заложена на уровне культуры и семьи человека.

Конфликт фигур "властного отца" с "человеческим лицом" и "безжалостной матери" выходит на первый план во внутреннем мире человека и заставляет его "бороться и уничтожать всех"



Иррациональность, губительность такого сценария приводит к смерти Медузы. Медуза, как сверх-идея заменяет нормальные человеческие ценности и может привести к разделению или даже убийству своей личности.

Или возможен случай неадаптивной защиты - диссоциация, как отсечение своего Я от родительского Я (от своих корней). В мифе это символизирует отсечение головы.


Способ собрать себя воедино - это признать могущество "отца", но не всемогущество. Признать силу "матери", но не ее "нормальности". Как я понимаю, это признание таких качеств как властность и могущество, богатства. Признание что в безжалостности есть сила, но это ненормально, то есть бесчеловечно и поэтому изгоняется.



Для всех трех анализов (внутренние процессы, характер и ситуация, семейный сценарий) эпизод убийства Медузы универсален.


Пегас - один из детей Медузы, символ свободы. Чтобы получить свободу от доминирования архетипа Медузы необходим зеркальный щит Персея. На практике это означает - показать человеку его поведение. Чем глубже архетип Медузы от поверхности сознания, тем сложнее это сделать. Чтобы добраться до Медузы, Персей обращался к ее родственникам - горгонам. На практике - это обращение к прошлым ситуациям человека.



Статья взята с сокращениями из журнала "Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие" Автор - клинический психолог Ларин Н. А.

Ссылка на полный текст статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/gorgona-meduza-zhertva-i-ub...


Как думаете, почему мем о Персее получил популярность на Пикабу?

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Прочла статью по ссылке. Какая грустная история! Психодинамический подход (в отличие от аналитического) зиждется на вере в существование индивидуального бессознательного. В аналитическом надо верить в существование коллективного бессознательного, архетипов.  Во всей психодинамической статье ни слова о том, какие подсознательные процессы определили поведение Медузы. Зато есть указание на то, что два коллективно-народных феномена поспорили друг с другом в её личном подсознании и указание на "конфликт двух архетипов Самости и Персоны". Ему 21 год был, когда он её писал, эту статью, вернее, скакал от парадигмы к парадигмы, от поведенческой психологии и "триггеров" к психиатрии и "параноидной настроенности".

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

психодинамический и аналитический подходы - для меня это одно и то же, я тут путаюсь. В учебнике Карвасарского есть определение, что психодинамический подход получил свое развитие от идей Фрейда. http://pikabu.ru/story/sravnenie_trekh_napravleniy_v_psikhot... То есть как я понял, к динамическому подходу он относит и Фрейда и Юнга и их учеников.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Фрейд - индивидуальное бессознательное

Юнг - коллективное бессознательное

Сонди - семейное бессознательное


Все трое верят в существование бессознательного, только уровень рассмотрения (индивид, нация, семья) разный.

Автор поста оценил этот комментарий

но красиво же написано -)

месть - это подсознательный процесс?

раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Написано гладко, не спорю. Молодец, что старался. Однако, по логике вещей, если уж проводить аналогию мифа и реальной жизни,


Горгоны были рождены от союза Форка и Кето, а Медуза была младшей из них и единственной смертной из сестёр.


Форк-отец был царь, правитель, человек, а Кето-мать была монстр, чудовище, свирепое и неуязвимое, всесильное и безжалостное (по тексту статьи), они были братом и сестрой (по мифу).


И какую аналогию вы провели бы к ситуации мифа: инцест - трое детей  - двое бессмертны, один смертен?

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
И какую аналогию вы провели бы к ситуации мифа: инцест - трое детей - двое бессмертны, один смертен?

И какую?

Вспоминала, вспоминала императоров с инцестом и детьми...

Кроме сюжета Игры престолов с детьми Серсеи Ланнистер, ничего в голову не приходит. (Томми и Мирцелла норм, Джоффри - чудовище с противным взглядом)

но вряд ли Игра Престолов настолько архетипична:)))

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И я о том же, миф если и сравнивать, то с психопатологией, чем с нормой. А примеры в статье про звонок по телефону и гнев на близких.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Дальше, две сестры Медузы имеют тело чудовищ с чешуёй и крыльями:


Всё тело их покрывала блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не мог разрубить эту чешую, только изогнутый меч Гермеса. Громадные медные руки с острыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь, и с горящими яростью глазами были исполнены такой злобы, были так ужасны, что в камень обращался всякий от одного взгляда на горгон. На крыльях с золотыми сверкающими перьями горгоны быстро носились по воздуху.


Сама Медуза "пошла в отца" и похожа на человека обликом, но после изнасилования "декомпенсируется" и "наследственность берёт своё".

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Так ценности никакой не будет, если досконально изучать миф и пытаться найти точные аналогии из реальной жизни. Имхо

У него упрощеннее - есть триада Агрессор, Судья и Жертва.

Оценка ситуации несправедлива и после насилия Жертва принимает образ Агрессора.

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну он квалифицирует ситуацию:


Храм - Медуза-девственница, служительница в храме - изнасилование Медузы - изгнание Медузы из храма.


Где тут судья?!

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В статье Судья=Афина, но в мифе Афина и сама Агрессор.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вот именно. Судьи там и близко нет (ну разве что проекции автора). Есть изнасилование, есть изгнание, есть утрата статуса, конкурса не наблюдается.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Про конкурс я не понял -) Символ судьи не проявляющего сочувствия и встающего на сторону агрессора это же распространено.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Так там ситуации судейства нет. И ситуации суда нет, в суде есть состязательность сторон истец и ответчик, по определению. Он вообще ситуацию не умеет квалифицировать, я об этом

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ок, согласен, пусть будет "оценка ситуации большинством не в пользу пострадавшего"

Автор поста оценил этот комментарий

Афина

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку