Мальчики не плачут, девочки не злятся

Чем больше я в психотерапевтической практике, тем больше я вижу опасность гендерной стереотипизации чувств.
Да, я про те самые заезженные установки "мальчики не плачут" и "девочки не агрессируют". Есть ещё некоторые, но я хочу остановиться на этих двух.
Есть у меня предположение, что все войны в мире начались потому что правящие мужчины не разрешили себе поплакать. Потому что если мальчику с самого детства запретить горевать, грустить и смиряться с беспомощностью через слёзы, ему ничего не остаётся как превратить грусть в деструктивную агрессию. Чтобы никто не видел, что внутри он плачет. Стыд быть уязвимым охраняет как стражник город невыплаканных слез. И если кто-то приближается слишком близко к воротам, неважно с какими намерениями, стыд превращается в животную злость: "Отойди отсюда - или я за себя не ручаюсь!!!" Потому что орать, бить, запугивать - можно, а плакать - нет. Более того, если сам мужчина обнаруживает, что он хочет реветь от уязвимости, то стражник его города может ополчиться и на него самого: "Собрался! Быстро! Не сметь!!!" И так круг замыкается.
Ну и девочки, конечно, мягкие и женственные. Мудро разрешают конфликты. Знаете, что я часто наблюдаю в работе, когда женщине напротив хочется разораться от злости и несправедливости? Она либо начинает оправдывать обидчика или винить себя, что не так всё поняла, что сама виновата (и это её стражник "недопустимой" злости), либо плакать. Да что греха таить: я сама плачу от обиды и злости. И меня утешают, вместо того, чтобы честно устроить конфликт и "побороться". Как будто стражник не пускает грубость, желание отодвигать, говорить громко и требовательно. И девочки сдаются перед стражником и ревут от невозможности, неразрешения злиться. А, ну еще, конечно, манипулируют и часто дружат с пассивной агрессией.
Знаете, сколько в среднем уходит времени в терапии, чтобы по-настоящему встретить мужчину с его уязвимостью, а женщину - с её яростью и злостью и допущением выражения этих чувств? Полгода. Полгода еженедельных встреч, мы полгода пробираемся через стыд и "может, это всё не правда" и "да не, показалось". Полгода, чтобы вернуть истинное имя переживаниям. И еще много-много встреч на то, чтобы научиться выражать их экологично. А в детстве мы просто интуитивно знали и про слезы, и про злость. Но, вырастая, нам приходиться снова искать дорогу к ним, возвращать утерянную связь через большую психическую работу.

автор Дарья Приходько

Психология | Psychology

22.7K постов60.2K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.