Любовь Матери и благодарность художника Перова

Любовь Матери и благодарность художника Перова Живопись, Василий Перов, Любовь, Трагедия, Долг

В 1866 году 32-летний художник Василий Перов работал над «Учениками мастеровыми везущими воду», сегодня эта картина известна под своим классическим названием «Тройка».

Двое детей уже были написаны, а место центрального персонажа оставалось пустым. Однажды весной посреди оживленной московской улицы живописец замер как вкопанный увидев своего, не найденного до сих пор «ученика».

Подойдя к изможденной женщине шедшей с парнишкой Перов узнал, что эта крестьянка мать мальчика, все дети ее поумирали всяк от разного, но Боженька, сжалившись над ней сохранил ей в утешение самого младшего Васеньку.

Художник предложил матери деньги, за то чтобы та разрешила ему запечатлеть лик сына на своем полотне. Всплеснув руками, женщина сказала, что в деревнях такие барские художества считают дьявольскими игрищами. Однако деньги все же пересилили, и Перов, истомившись от незаконченности картины, за несколько сеансов перенес на холст образ 12-летнего Василия.

Теперь на полотне трое детей измученных холодом, голодом и непосильным трудом тянули на санях по замерзшей улице бочку с водой. Сзади «тройке» помогал толкать тяжелый груз взрослый мужчина, чье лицо хотя бы чуть-чуть было защищено заиндевелым грузом от вьюжного ветра, безжалостно атакующего изможденных детей.

Младший мальчик слева обессилил настолько, что жизнь едва теплилась в его худеньком, ломком теле. День только начинался, а дети жалели только об одном, что не умерли еще вчера.

Страшно реалистичную «Тройку» купил собиратель русской живописи Павел Третьяков.

В 1870 году домой к Перову пришла сильно постаревшая крестьянка, мать того самого Васятки, которого так долго искал мастер.

Упав на колени перед живописцем, старушка заголосила, что барин де погубил ее сыночка, намалевав ангелочка на греховной холстине. Осенью о прошлом годе, Васенька свалился от оспы и промучившись с месяц представился. Безутешная мать протянула художнику деньги полученные сыном за позирование, и Христом Богом молила благодетеля отдать ей картину.

Василий Григорьевич объяснил женщине, что «Тройка» давно продана и находится в галерейной коллекции полотен, а следовательно, даже столетия спустя образ ее сына не сотрется из памяти людской.

Взяв женщину за руку мастер отвез ее в будущую «Третьяковку». Увидев в центре «Тройки» Васеньку женщина упала на колени и невзирая на многочисленных посетителей заревела горючими слезами.

Видя страдания убитой горем крестьянки, к которому и он приложил свою кисть, мастер пообещал, заново написать потрет ее сына и доставить его с посыльным в ее деревенский дом.

Учитывая, что работа над портретом продолжалась год, Перов писал его на совесть. Через три месяца после того как художник отправил матери мальчика картину, он получил от нее ответ, записанный со слов женщины деревенским старостой. В нем старушка благодарила барина, за то, что тот хоть на толику, а уменьшил тоску по «меньшому ее сыночку». В конце коротенького послания женщина сообщила, что теперь лик ее Васеньки стоит в «красном углу» избы и всегда освещается лампадкой.