Лучший фильм года, который хочет казаться провалом: рецензия на фильм «Дом Gucci»
Не успел честной народ осмыслить своеобразную «Последнюю дуэль», как коронавирусный прокат заботливо подсунул еще один фильм старины Ридли Скотта – «Дом Gucci». На предыдущий он не похож ничем, разве что наличия в обоих картинах Адама Драйвера и общей разудалой атмосферы. Если в «Последней дуэли» Скотту удается как-то сдерживать свои внезапные пародийные приступы, в которых в предыдущие 50 лет он замечен не был, то «Дом Gucci» начинает ходить ходуном с первых минут. Еще немного – и вырастут куриные ножки, которые побегут по дорожке пыли. Раз уж восемь лет назад все справедливо восхищались молодецким задором 70-летнего Мартина Скорсезе в «Волке с Уолл-Стрит», то 84-летнему Ридли Скотту вообще надо какой-нибудь орден выдать за созданную им феерию. Мощный британец сердцем не только не стареет, но, кажется, даже молодеет.
Критикам, между тем, фильм не понравился. Мол, ничего нового, все превращено в какой-то скучный фарс, герои говорят с ужасными итальянскими акцентами, а некоторые актеры превращены в пародии на самих себя. На главном всемирном сайте с оценками кинокритиков Rottentomatoes рейтинг «свежести» фильма составляет 67%. Это очень мало. Например, у недавнего невероятно пресного и заунывного «Короля Ричарда» аж 91%. В принципе, это все, что нужно знать о нынешней системе культурных ценностей.
Сразу оговорюсь, что я абсолютно ничего не знал о реальных событиях, по которым снят этот фильм. Это огромная редкость в наше время, и ее следует ценить. Обычно основной сюжет рассказывается загодя в бесконечных трейлерах, но тут я даже не в курсе был, чем все закончится, хотя, как выяснилось, это достаточно общеизвестный факт. Что ж, многие знания – многие спойлеры.
Так вот, насчет реакции критиков. Я ничего не понимаю. Возможно, зная всю историю, фильм смотрится иначе. Возможно. По-моему, это выдающееся кино. Понятно, что смешение стилей, но какой фильм стал хуже только лишь от того, что не был прикреплен ни к какому конкретному жанру? «Дом» идет больше двух с половиной часов, но время пролетает незаметно, настолько складным кажется повествование. Вдохновенная и достаточно серьезная сага о взлетах и падениях отдельных людей, охватывающая почти двадцатилетний временной промежуток, с отличными актерскими работами – чего еще надо-то?!
Имя Мартина Скорсезе в начале текста упомянуто не просто так – иногда кажется, что именно он был режиссером этого фильма. Я не говорю, что «Дом Gucci» вышел на уровень «Славных парней», это было бы слишком смело и неправда, но общих моментов с этим гангстерским эпосом очень много. Итальянцы, Нью-Йорк, невероятно красивые крупные и панорамные планы, стремление показать порок крупным планом во всех его проявлениях. Процесс разложения личности с обязательным финальным грехопадением, важность семейных ценностей, безумный монтаж в стиле Тельмы Шунмейкер, интересные музыкальные решения.
Несмотря на то, что поистине драматических моментов в фильме хватает (чего стоят хотя бы несколько сцен с героем Аль Пачино, в которых он не может превозмочь любовь к сыну и собственную судьбу), это во многом действительно комедия. Только это кажется не фэйлом фильма, а его достоинством. Да, Ридли Скотт заставил почти всех актеров говорить с итальянскими акцентами разной степени комичности. Когда разговаривали Леди Гага (девушка из итальянской семьи, кстати) или Адам Драйвер, было еще ничего. Но стоило только открыть рот Джареду Лето, тремя слоями загримированного в комиссара Жибера, от смеха можно было надорвать живот. В момент, когда он вместо обычного «Куба» с мимикой Челентано произносит «Хуууба», я уже не выдержал и начал смеяться так, что чуть не сделал кувырок в кресле. Можно только представить, какое удовольствие получил сам Джаред Лето во время репетиций.
Только вот все эти акценты не просто так придуманы. Герой Лето – идиот, над которым все смеются. Логично, что и зрители должны над ним потешаться (правда, иногда его все же очень жаль). А вот, например, герой Джереми Айронса – Родолфо Гуччи, отец героя Драйвера – единственный человек в фильме, который не выглядит смешно ни одной секунды. Формально весь фильм о падении дома Гуччи, но настоящее падение титана можно наблюдать именно в сюжетной арке Айронса. Наша первая встреча с ним состоялась в конце 1970-х, то есть, временах для нас давно ушедших, но даже в них он кажется человеком из еще более глубокого прошлого. Все в нем соединилось – роли в немом кино, навсегда утраченные нашим миром манеры аристократа, жесткость суждений и архаичность убеждений. В итоге, разумеется, он оказался во всем прав. Но было уже поздно.
Удивительно, но во втором подряд фильме Ридли Скотта Адам Драйвер остается на вторых ролях. В «Последней дуэли» его затмевает Мэтт Дэймон, в «Гуччи» – Леди Гага, Аль Пачино (да, я настаиваю на том, что это была прекрасная роль маэстро) и вылепленный из мрамора Джереми Айронс. Леди Гага великолепна в роли напористой хабалки, которая своим набором очевидных психических расстройств способна разрушить империю (пусть и стоящую на глиняных ногах). Герой же Драйвера очень странный. Во-первых, ему бы со своими женщинами надо было быстрее разбираться по заветам Глеба Жеглова. Во-вторых, он то решительный, то годами ни одного действия совершить не может, кроме смены прически. Потом опять решительный. И решительность эта почти всегда оказывается несвоевременной. В остальном парень неплохой, регулярно заявляющий о наличии серьезных моральных принципов, но не ставящий их выше возможности купить кабриолет с открывающимися кверху дверьми.
«Дом Gucci» намеренно снят с такой особой притягательностью, чтобы его не хотели любить и любили ненавидеть. Я же предпочитаю им просто восхищаться. Если можно какие-нибудь Оскары отдать, я «за», вот только, боюсь, что не будет даже основных номинаций.
Советую посмотреть
3K пост34.4K подписчика
Правила сообщества
В тегах ОБЯЗАТЕЛЬНО ‼️проставляются:
- тег «советую посмотреть»❗️
-название фильма (на русском языке, как на Кинопоиске)❗️
Желательно добавлять в описание Жанр, год и рейтинг фильма на Кинопоиск, IMDb или Rotten Tomatoes.
Не нужно делать длинные посты и подборки.
Интересное, короткое описание к фильму вызовет к нему больший интерес.
Лучше пишите своё описание или свои впечатления от просмотра -это намного интереснее скопированных с Кинопоиска текстов.