3

Лучшая историческая драма – "Почтовый роман"

Лучшая историческая драма – "Почтовый роман"

16 марта 1970 года на экраны вышел выдающийся фильм "Почтовый роман". Это лучший советский фильм в жанре исторической драмы и лучшее кинотворение видного советского режиссёра Евгения Матвеева. Фильм рассказывает о Петре Шмидте – первом русском офицере, ставшем на сторону революции, о его любви – Зинаиде Ризберг, о его жизни и смерти.


Фильм достаточно глубокий и пронзительный; прекрасно поставлен и снят. Проделана отличная историческая работа по воссозданию атмосферы начала века: декорации, костюмы, речи, диалоги, манеры. Важно, что картина повествует о дореволюционной России без малейшего презрения – тем более, что речь идёт не о пролетариях и профессиональных революционерах, а о дворянине и мещанке.


В фильме почти отсутствует такой важный компонент, как динамичность, однако нудной или тягучей картину назвать совсем нельзя – наоборот, фильм смотрится практически на одном дыхании. Главные роли – Шмидта и Ризберг прекрасно исполняют Александр Парра и Светлана Коркошко, соответственно.


Сюжетная линия разбита на 2 части. Первая – это 1905-06 гг. – последние месяцы жизни Шмидта. Вторая – уже Советское время; чекист Ковшов (его сыграл сам Матвеев), для которого гибель Шмидта была личной трагедией, ведёт частное расследование обстоятельств последних месяцев его жизни, в частности, берётся доставить Ризберг одно из последних писем Шмидта, ей предназначавшееся, но до неё недошедшее.


Когда Ковшов приезжает в Москву, то за неимением других вариантов, ночует на тюремных нарах в ЧК; в это время обход тюрьмы совершает Дзержинский, и на вопрос, за что сидит Ковшов, слышит всю эту историю. Недовольный Железный Феликс тут же, в беседе с Лениным, обещает задать Ковшову трёпку за то, что он, в такой тяжёлый для страны момент, занимается любовными делами Шмидта и Ризберг 15-летней давности.


Однако, Ленин по-отечески осаждает Дзержинского, напоминая, что тот сам, в разгар Гражданской войны, просил отпустить его на неделю в Швейцарию, чтобы повидать семью (хотя, историки сходятся во мнении, что в Швейцарию Железный нарком ездил для проведения спецоперации государственного масштаба, а повидать семью было уже делом второстепенным) и что для любви даже революция – не помеха.


Момент интереснейший: во-первых, если бы такой разговор имел место в реальности, то Ленина и Дзержинского надо поменять местами: Феликс Эдмундович был человеком романтичным, сентиментальным, Владимир Ильич – более прагматичным; и тему любви отстаивал бы именно Дзержинский, а не наоборот.


А вот то, что Железный Феликс устраивал ночные обходы тюрем ЧК и выяснял, за что задержан или арестован тот или иной человек – это исторический факт. Если Дзержинский видел, что внятных объяснений ему дать не могут или находил нестыковки в деле – тут же распоряжался человека отпустить; мог даже дать чекистам распоряжение довезти отпущенного до дома. Также Дзержинский следил, чтобы на заключённых не было побоев – в противном случае, превысивших служебные полномочия, могли даже расстрелять.


А именно по ночам Дзержинский ходил по тюрьмам, т.к. в остальное время с головой был загружен государственными делами (восстановление экономики и народного хозяйства, транспорт, спецслужбы, подготовка будущей индустриализации, ликвидация детской беспризорности и др.).


Это потрясающе: человек государственного масштаба с полностью подорванным здоровьем (врачи предупреждали, что если Дзержинский не сократит свой рабочий день до 6, а затем – и до 4 часов, то просто скоро умрёт – так и случилось) в своё свободное время, вместо того, чтобы отдыхать и восстанавливать силы, борется за права заключённых.


Можно ли представить, что при капитализме какой-нибудь начальник тюрьмы, даже незагруженный государственными делами, в своё личное время устраивает обходы с целью установить, всё ли там делается по закону? Нет, конечно! А большевики и социализм – это совсем другое дело!


Приятного просмотра!