Лицензионный пират. История пирата-лицензионщика и мифы о пиратах

Примерно в 2010 году я пошёл в магазин и купил себе "Dragon Age: Origins". Покупка эта не была мотивирована тем, что новый продукт некой Bioware — наследник некой "Балды". Тогда я не слышал о разрабах. Просто понравился жанр, сеттинг и диск с красным драконом. Этот диск, в отличие от болванок, стоил дорого, был запечатан и на нём была блестящая наклейка а-ля водяной знак и плашка "На русском языке", а внутри код. К сожалению, сам диск пару лет назад исчез, ну да ладно. По всем признакам это была лицензионка (по всем, кроме верности). Каждый запуск нужно было вставлять диск в дисковод. Тогда у меня не было интернета и я не задумывался о NO-DVD файле. Также, на диске была не самая пропатченная версия: в одном месте в Орзаммаре можно было исхитриться и провалиться под текстуры, а потом это исправили.

В итоге я прошёл "Начало" несколько раз, насладился озвучкой, и записал в список любимых игр не карандашом. Помню, удивился, что игра весит больше 15-ти гигов, такие времена были.

Лицензионный пират. История пирата-лицензионщика и мифы о пиратах Пиратство, Gamedev, Dragon Age, Мнение, Длиннопост

И вот спустя Х лет я увидел, что ключи (коды?) от старых игр можно ввести в лаунчере Origin от EA (сейчас — EA Play). Однако меня ждало разочарование: написали, диски, купленные до лета 2011 года, невозможно добавить себе на акк (что странно, ибо те же "Близзы" вроде вполне позволяли активировать в Battle_NET старинные ключи).

Короче, я прикупил себе игру в "Ориджин" и сразу взял и дополнение "Авакенинг" (кажется, издание Ultimate Edition).

В какой-то момент, после переустановки "Винды", я понял, что EA Lancher (EA App) мне не особо-то и нужен (коллекция игр в STEAM и EGS). Ну ладно, скачал "DAO" через EA, забил 22 гига памяти папкой Origin Games. Но через какое-то время полетели ошибки вроде таких:

Лицензионный пират. История пирата-лицензионщика и мифы о пиратах Пиратство, Gamedev, Dragon Age, Мнение, Длиннопост
Лицензионный пират. История пирата-лицензионщика и мифы о пиратах Пиратство, Gamedev, Dragon Age, Мнение, Длиннопост

Пустяки, да. Но в итоге я решил снести приложение EA. Ну а Dragon Age, если нужно, запущу на пиратке. Вот это я злодей! Я оправдываюсь? Нет, мне не за что оправдываться.

Дальше субъективщина. Я не утверждаю, что прав. Нет, я не призываю пиратить всё и вся (но если издатель сделал покупку недоступной, то пиратский приговор).

Я прекрасно понимаю негативные стороны пиратства, однако оно демонизируется. Люди, которые используют слова "кража" или "воровство" по отношению к продукту, который представляет набор кода и может быть скопирован сколько угодно раз для домашнего использования, как по мне очень странные. Есть ещё отдельная когорта пишущих про "кражу интеллектуальной собственности" при скачивании, но там уже хлебушек. Пират, который не наживается на чужом продукте, перепродавая его на болванках, не вредит никому. И иногда он может стать частью позитивного сарафанного радио. Ну и журить пиратские студии времён, когда с лицензионками было туго, а о русских локализациях издатели и не задумывались, тоже нужно умеренно.

Однозначные плюсы пиратства — сохранение старых, невышедших (!) и недоступных для покупки игр из-за окончания срока лицензии.

Тема недополученной прибыли отчасти странная: оценить её точно нельзя. Например, часть людей покупает лицензионку после пиратки (напишите, если так делали). Причём, иногда эти игроки наслаждаются пираткой дольше, чем игровой срок, отведённый для возврата. Кроме того, часть скачавших и так не собирались и не собираются покупать игру. Журите их, давайте.

Ещё скажу страшное: если игру бесплатно раздавали, то нет причин потом благородно отказываться от её скачивания с "зелёного Стима". Решение о целесообразности раздачи было принято сверху. Помимо очевидных плюсов для лаунчера, раздача несёт в себе позитивный момент — произведение, в которое вкладывали душу, становится доступнее. Увы, я знаю неироничные ситуации, когда разраб малоизвестной инди-игры сам искал людей, которые купят его игру в "Стим" за его же деньги. Но ладно, что-то отвлёкся.

— Эй, пират, ты бесплатно тоже будешь работать, да?

Ох, ну давайте подумаем... Если не брать ситуации с разрабами-одиночками вроде автора "Яндере Симулятора", которые получают деньги напрямую от фанатов, или глобальных проектов с привкусом пирамиды вроде "Старситизен" (верю, что выйдет, демка уже есть), крупная игра — это продукт на рынке. Если команда работает не на голом энтузиазме, то ей платят во время разработки. Да, у студии есть некие финансовые ожидания, но в условиях бизнеса невозможно точно спрогнозировать кассовый успех.

В случае ААА и даже АА купивший тайтл игрок НЕ платит напрямую в карман разрабу! Помимо разработчиков ещё есть издатель с рекламщиками, инвесторы, площадка дистрибуции. Продажи игры зависят от множества факторов, например, от даты выхода и информационного хайпа. Культовая и любимая игроками игра — не равно игра с рекордными продажами.

Иногда труд отдельно взятого программиста, художника, музыканта, к сожалению, вообще не попадает в финальную версию игры. Или остаётся на платное ДЛС. Условия оговариваются в контракте. А если субподряд с фиксированной ценой за услуги? Труд разрабов важен, но игрок оценивает игру по её техническому состоянию и механикам, а не по количеству переработок и не количеству убитых нейронов от постоянной смены вектора менеджерами.

Увы, как показывает практика, увольнения из игровых студий — дело частое. Причём, могут уволить и ветеранов геймдева, авторов тех самых прорывных идей, за которые игру и полюбили. Опять же, если следовать странной логике, что игрок покупкой поддерживает именно тех самых разрабов, то после увольнения ключевых лиц разработки отдельной игры, компания тут же должна снижать её цену хотя бы на мизерные значения. А если поддержки нет, то тем более. По такой логике ("голосуют рублём после"), если игру отменили, то разрабы вообще ничего за неё не должны были получить. Продукта-то нет!