Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2)

(окончание, первая часть здесь)

Христианство: благородное чудо и проклятая магия

Христианская традиция многое унаследовала от иудейской, но благодаря работам отцов церкви впитала в себя и греко-римские элементы. Здесь отношения с умершими выстраиваются особым образом: с одной стороны, некромантия прямо и однозначно запрещена Библией, с другой — некоторые умершие подвижники (святые) воспринимаются как заступники, посредники между Богом и человеком, способные передать молитву просителя Богу. В церквях хранятся мощи, по мнению верующих, обладающие особой силой — святостью.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2) Магия, Некромантия, История (наука), Длиннопост

Макарий Великий (Египетский) разговаривает с черепом язычника

В житиях некоторых святых можно найти эпизоды, весьма похожие на некромантию. Например, преподобный Макарий Великий с помощью молитвы оживляет труп с целью установить невиновность предполагаемого убийцы. Дух возвращается в тело, но отвечает на вопросы из-под земли, находясь в своей могиле. Преподобный Руфин рассказывает историю о пустыннике Патермуфии, который временно оживил умершего инока, чтобы выяснить, доволен ли тот тем, как были подготовлены его похороны. Также Патермуфий посредством поцелуя и молитвы оживляет брата по вере, с которым не успел проститься. Интересно, что в этом случае старец предлагает умершему выбор — снова умереть или продолжить жить.

Оживляет умерших и преподобный Марк Гробокопатель. Такую силу он получил от Бога, так как много трудился, подготавливая места для погребения монахов (о чем и свидетельствует его прозвище). Важно понимать, что христиане не отождествляют описанное с некромантией как частью запретного искусства магии, а относят такие эпизоды к чудесам — выдающимся необычным событиям, происходящим от Бога. Чудесам противопоставляются ритуалы, совершенные из корысти, тщеславия и, соответственно, идущие против Бога. Упоминание о такой некромантии можно видеть в Новом Завете (Деян. 8:9–24). Современник апостолов Симон Волхв пытается воскресить сына вдовы, которого несут к месту похорон, но терпит неудачу, хотя и добивается того, что умерший начинает двигать головой. Подчеркивается, что в этом случае возвращение души в тело — лишь обман, совершенный при помощи демонов.

На описания контактов с умершими повлияла и христианская практика индульгенций, применяемая католической церковью, ведь благодаря индульгенции умерший может освободиться из чистилища. Это породило ряд рассказов, в которых умершие пытаются обменять свои услуги на отпущение грехов. Явившиеся призраки просили совершить пожертвования церкви и вознести за них молитвы. Около XV века в европейском фольклоре появляются сюжеты, в которых священники обладают особым знанием о том, как вызвать мертвого.

Большое значение приобретают книги как хранилища тайной мудрости. Например, в исландской сказке о колдуне Лофте некий ученик епископской школы, в свободное время обучавшийся еще и колдовству, вызывает мертвых, поднимая их из могил, чтобы получить колдовскую книгу, погребенную вместе с епископом. Ночью, при яркой луне он читает заклинания прямо с церковной кафедры (это святое место должно было защитить его от нападения восставших мертвых) и поднимает всех захороненных при церкви, кроме тех, у кого на груди была положена Библия. Подобный сюжет можно обнаружить и в сказке «Магическая книга с кладбища Скальхольта». Ее герой Йон, получив инструкцию от священника Семунда Мудрого, также вызывает мертвых, чтобы получить от одного из них магическую книгу. Они выходят из могил и даже заходят в церковь, но их изгоняет колокольный звон. Так в христианстве утверждается примат Бога над всем нечистым и идущим против его воли, но не отрицается сама возможность магии вообще и некромантии в частности.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2) Магия, Некромантия, История (наука), Длиннопост

Магическая книга

Средние века и Новое время: колдовские книги и светлая некромантия

Несмотря на большое количество упоминаний магических книг в средневековом фольклоре, реальных работ, посвященных некромантии, практически не сохранилось. Возможно, этому способствовала активная борьба церкви с ересями. Однако в более поздней литературе встречаются не только описания практик общения с умершими, но и попытки их классификации, хотя авторы и обращаются к этой теме весьма неохотно.

Например, Парацельс в работе «Великая астрономия, или Полная Разумная Философия Великого и Малого Миров» (1537–1538), называя некромантию «нигромантией», выделяет ее ступени:

  • постижение природы духа (стихийного и звездного), остающегося после смерти;

  • подчинение этих духов;

  • постижение природы духов, которые рождены на небесах и парят в хаосе;

  • овладение умением проходить сквозь предметы, не нарушая их внешней целостности;

  • овладение умением становиться невидимым.

Некромантию в том же трактате он упоминает лишь как способ предсказания и причинения вреда через воздействие на куклу, изображающую человека.

Агриппа в «Оккультной философии» (1531–1533), ссылаясь на греческие описания, говорит о двух видах некромантии: некиомантии и скиамантии. Некиомантией названо оживление трупов, «совершить каковое без крови невозможно». Скиамантия — призывание душ, которое, однако, не обходится без трупа или его частей, «ибо подобные вещи заключают в себе дружественную им [духам] духовную силу». Оба вида некромантии явно не одобряются автором, но второй выглядит для него менее отталкивающим.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2) Магия, Некромантия, История (наука), Длиннопост

Эдвард Келли и Пол Уорринг вызывают призрака

Несмотря на общее неодобрение, присутствуют и описания совершенных некромантических ритуалов. Например, в английской книге «Древние надгробные памятники» (1631) Д. Уивера описано, как Эдвард Келли и Пол Уорринг при помощи магических кругов и заклинаний воскрешают юношу, который при жизни и сам был причастен к занятиям магией. Дух возвращается в тело и поднимается, принимая вертикальное положение (очень характерно для греческих описаний оживления трупов), после чего дает ответы на вопросы магов.

Элифас Леви, так же как и Агриппа, разделяет некромантию на два вида. В «Учении и ритуале высшей магии» (1854–1856) он описывает «некромантию от света» и «некромантию от тьмы». К последней он относит заклинания кровью, проклятием и святотатством, использование трупов или частей тел.

Некромантия «от света» совершается молитвой, пентаклем и благовониями, а также через симпатию духа и вызывающего и использование принадлежавших умершему предметов.

Этот вид некромантии Леви считает допустимым, но нежелательным для частого применения. Также автор описывает собственный опыт вызова духа Аполлония Тианского, проведенный в тайном месте при помощи зеркал, лампы, благовоний, заклинаний и магических построений.

Можно сказать, что Леви частично легализует некромантию. Авторы XIX — начала XX века стараются не выходить за очерченные им рамки. Даже Алистер Кроули, любивший эпатировать публику и показательно пренебрегавший любыми правилами, не позволил себе отступить от позиции Леви в отношении некромантии. Однако в своей художественной книге — «Лунное дитя» — он в подробностях описывает некромантический ритуал с использованием трупа, проводимый некими магами-неудачниками (карикатурами на его оппонентов) в старой церкви.

Спиритизм: от элитных салонов до деревенской избы

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2) Магия, Некромантия, История (наука), Длиннопост

Эктоплазма, исходящая из тел медиумов, и фотографии призраков

Параллельно с «легализацией» некромантии Леви происходит и другое важное событие, коренным образом меняющее отношение к контактам с умершими. С сообщения о том, что сестры Фокс в своем доме вступили в контакт с призраком посредством стуков, в США, а затем и во всем мире получает широкое распространение спиритизм. Достаточно быстро возникают течения, последователи которых строят свою жизнь в соответствии с рекомендациями духов, собирают информацию о загробной жизни и духовных мирах. Широко обсуждается вопрос о том, с кем происходит общение — с умершими или с вредными духами. Духов пытаются сфотографировать и исследовать. Материализации различных предметов из духовного мира становятся публичными шоу. Столоверчением занимаются как в элитных салонах, так и в купеческих и даже в деревенских домах.

Популярность спиритизма утихает лишь к 1930-м, однако и в наше время существуют кружки и общества, активно практикующие его различные виды. Отзвуки популярности спиритических сеансов мы можем наблюдать в различных традиционных гаданиях, а также в бытовой и даже детской магии: гадание на круге при помощи блюдечка, подвешенного на нитке кольца или иголки, вызов духа при помощи блюдца и т. д.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2) Магия, Некромантия, История (наука), Длиннопост

Спиритический сеанс

Современность: телефон в царство мертвых

К концу XX века некромантия вновь начинает активно появляться в информационном пространстве. К ней обращаются в художественной литературе, музыке, фильмах, телешоу. Играя на самом большом страхе человека, страхе смерти, имея имидж запретного и опасного искусства, некромантия в то же время обретает некий романтический ореол, приковывая к себе внимание людей. Древние практики вновь становятся востребованными среди тех, кто интересуется магией, эзотерикой, оккультизмом. На тематических ресурсах в интернете обмениваются способами и рецептами. Практикующие некромантию делятся рассказами об успешном опыте и обсуждают результаты. Современные методы представляют собой смесь из большого количества древних источников и активно дополняются. В одном ритуале могут слиться элементы вуду, мексиканского культа Святой Смерти, греческих, римских описаний ритуалов и методов европейской магии.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2) Магия, Некромантия, История (наука), Длиннопост

Алтарь Санта Муэрте

Некроманты вполне открыто предлагают и рекламируют свои услуги. Ни один сезон «Битвы экстрасенсов» не обходится без говорящих с мертвыми. За некоторую сумму вам легко организуют прогулку по кладбищам и проведут практические занятия.

В России действуют сразу несколько организаций, предлагающих обучение некромантии, в том числе дистанционное.

Достаточно широко известны среди оккультного сообщества «Орден хранителей смерти» (Санкт-Петербург) и школа магии и некромантии Spiralnix (Москва), основанные в начале 2000-х. Часть ритуалов этих организаций доступны всем желающим на их ресурсах в интернете.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2) Магия, Некромантия, История (наука), Длиннопост

Практика вызывания умерших «Ордена хранителей смерти» (Санкт-Петербург, 2002)

«Орден хранителей смерти» для призыва духа умершего рекомендует использовать человеческий череп (что напоминает о шумерских и поздних греческих ритуалах), сам ритуал проходит на кладбище (что тоже достаточно характерно). Вокруг черепа нужно установить три свечи. Вызывающий употребляет специальный напиток, состоящий из полыни и виноградного сока. Часть этого напитка жертвуют мертвым, выливая на землю. В отличие от традиционных возлияний умершим (вина, молока, меда) этот напиток имеет горький вкус. Чем обосновано применение полыни, понятно не до конца, но различные благовония на ее основе достаточно популярны в современной некромантии. Сам ритуал в основном строится на визуализации и создании особых специфических ощущений в теле и сознании. В череп можно призвать любого умершего и общаться с ним, ответы должны приходить «мысленно», возникая в сознании вызывающего.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2) Магия, Некромантия, История (наука), Длиннопост

Алтарь школы магии и некромантии Spiralnix (Москва, 2006)

Школа Spiralnix предлагает использовать не только черепа, но и трупы людей. Место проведения ритуала не имеет значения, главное, чтобы с трупом можно было остаться наедине. В ритуале используются свечи, устанавливаемые особым образом вокруг тела, мука, которая посыпается вокруг. Умершего приветствуют поцелуем, держат за руку и смотрят в глаза, однако не ожидают, что он встанет и начнет пророчествовать. Задача ритуала отличается от традиционной: проводящий его стремится своим сознанием попасть в момент смерти человека, чей труп перед ним, и пронаблюдать, как его сознание «пережило» момент смерти. Считается, что такой опыт изменяет самого мага, давая ему особые способности воспринимать то, что связано со смертью и послесмертием.

В современном мире получить доступ к останкам человека (черепам или трупам) не так просто, кроме того, некоторые действия с ними могут подпадать под уголовную ответственность (в 2019 году в отношении главы школы Spiralnix Юрия Звездного возбуждалось уголовное дело, в том числе по обвинению в использовании в ритуалах останков людей, однако вопрос оборота останков законодательством урегулирован не до конца). В связи с этим большинство ритуалов обходится без трупов, черепов или иных частей. Достаточно популярны ритуалы так называемой деревенской магии, которая основывается на различных заговорах. Как правило, их практикуют на кладбищах. Последователи этого направления не создают каких-либо организаций, однако имеются форумы (наиболее крупный из них — «Черная магия и Руны»), где происходит активный обмен ритуалами и техниками. Это направление в современной некромантии можно назвать наиболее многочисленным.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2) Магия, Некромантия, История (наука), Длиннопост

Устройство для общения с тонкими мирами (РАИТ)

Достаточно интересным современным направлением в некромантии является «информационная транскоммуникация», основанная на «феномене электронного голоса», открытом в 1959 году шведским кинопродюсером Фридрихом Юргенсоном во время записи пения птиц. В России это направление активно развивает Российская ассоциация инструментальной транскоммуникации (РАИТ), созданная в Санкт-Петербурге в 2003 году кандидатом физико-математических наук Артемом Михеевым. Представители этого сообщества не относят себя к некромантам и настаивают на том, что их исследования носят строго научный характер. Используя специальную аппаратуру и технику, они пытаются научно доказать существование потустороннего мира и возможность контакта с его обитателями, в том числе с умершими. Кроме аудиозаписей, активно используется метод фотографии духов. Например, согласно «водному методу», чтобы увидеть духа, необходимо наполнить водой сосуд, желательно с отражающим дном, привести воду в движение и сделать несколько фотографий (что отсылает нас к греческой леканомантии — гаданию по сосуду с водой). В дальнейшем на этих фотографиях в случайных бликах отыскивают изображения «тонкого мира» и его обитателей.

Летучие змеи, говорящие головы и желчь черной собаки: краткая история некромантии (2/2) Магия, Некромантия, История (наука), Длиннопост

Изображение «тонкого мира», полученное «водным методом» (РАИТ)

Достаточно разнообразны методы записи голосов из «тонкого мира», но сводятся они примерно к одному: тем или иным способом создается шум, которым пользуются призраки, чтобы передать свои послания. Запись обрабатывается различными программами, и в ней находят более-менее осмысленные фразы. Такой технический подход совмещается с магическим: оператор, получающий послание, должен быть здоров и находиться в хорошем настроении, иначе он рискует привлечь нежелательных и злых существ, либо контакт вовсе не состоится. Для усиления контакта могут применяться свечи, кристаллы и другие предметы, призванные изменить «энергию» пространства вокруг оператора во время контакта и облегчить его. Контакт без присутствия человека считается невозможным, что существенно влияет на объективность исследований. Мировоззрение последователей этого направления во многом основано на работах Елены Блаватской, Елены и Николая Рерихов, а также на спиритизме. Сами последователи инструментальной транскоммуникации считают спиритизм предшествующей ступенью развития науки о контакте с потусторонним, в том числе с умершими.

Таким образом, можно видеть, что некромантия не ушла в историю, а продолжает существовать, развиваться и изменяться. Практикующие контакты с умершими постоянно находятся в поиске новых технологий и методов. Как и люди древних цивилизаций, наши современники ищут ответ на вопрос о том, что ждет нас за неизбежной гранью, которую каждый рано или поздно перешагнет. Остается надеяться, что предположения этих исследователей о том, что со смертью жизнь не заканчивается, однажды найдут свое подтверждение.

Источник

Эзотерика и магия

2.2K постов4.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Уважай себя и других ( если даже "другой" НЕВЕЖЕСТВЕНЕН)

- Никакой коммерции на pikabu.ru !!!


Продолжение следует.