Легенда. Виктор Цой
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ:
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в ленинградской семье научно-технической интеллигенции. Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама, коренная ленинградка Валентина Васильевна, преподавала в школе физкультуру. Цой Сын Дюн (русское имя —Максим Максимович Цой), дедушка Виктора Цоя по отцу, кореец по национальности, жил в Казахстане. Несмотря на восточные корни, рост Виктора составлял 184 см (общепринятая версия).
В детстве мальчик стал проявлять интерес к рисованию, и родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в художественную школу, где тот проучился 3 года. В средней школе он не мог порадовать родителей успехами, а преподаватели не видели в нем способного к знаниям ученика, обращая внимание на других детей.
Уже с пятого класса круг интересов школьника резко изменился в сторону музыки. Тогда у Цоя появилась первая гитара, которую подарили ему родители. Отец показал несколько аккордов. Мальчика это увлекло. Он сам ставил себе голос, нередко занимаясь в ванной комнате вокальными распевками. Вместе с товарищами собрал первую группу «Палата № 6».
Увлечение подростка музыкой было огромным: чтобы купить 12-струнную гитару, школьник потратил все деньги, которые родители оставили ему, уехав на отдых. На последние 3 рубля Цой накупил беляшей и наелся их на голодный желудок. Результат был предсказуем, и после этого музыкант сделал единственно верный для себя вывод: никогда не есть беляши.
После девятого класса Виктор решил продолжить учебу в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова, чтобы стать художником-оформителем. Но страсть к изобразительному искусству быстро остыла, так как большую часть времени юноши занимала музыка. Цой был отчислен со второго курса за неуспеваемость.
Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный лицей № 61, где осваивал профессию резчика по дереву. После окончания учебного заведения одно время работал в мастерской Екатерининского дворца.
Однако все эти жизненные интересы не являлись для Виктора главными. Музыка всегда была рядом, и со временем он все больше понимал, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить жизнь.
ТВОРЧЕСТВО:
Творческая биография молодого музыканта началась к концу 1981-го, когда Цой, Олег Валинский и Алексей Рыбин решили создать рок-группу «Гарин и Гиперболоиды». Но через некоторое время длинное и вычурное название группы было изменено на лаконичное «Кино». Коллектив «Кино» в составе трех музыкантов стал членом Ленинградского рок-клуба, и вскоре уже выпускает свой дебютный альбом под названием «45». Большую помощь в создании этого альбома начинающим артистам оказал Борис Гребенщиков и коллектив «Аквариум». Музыкантам часто задавали вопрос, что означает название пластинки – вес, возраст, количество песен. Все оказалось просто – ровно столько звучат его записи.
Первое творение Цоя и его группы приобрело необычайную популярность. В те годы музыкант уже имел четкие жизненные принципы и не собирался сходить с выбранного пути.
Осенью 1983 года Виктор Цой лёг на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке, где провёл полтора месяца, избегая призыва в армию и что бы уделить больше времени музыке.После выписки из психиатрической клиники он пишет песню «Транквилизатор». Весной выступил на втором фестивале рок-клуба, где «Кино» получила лауреатское звание, а песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывшая фестиваль, признана лучшей антивоенной песней фестиваля 1984 года.
В 1984-м вышел второй альбом группы «Кино», который музыканты назвали «Начальник Камчатки». И опять странное название, и объяснение почему – так называлась котельная, где Цой работал кочегаром. Изменился и состав группы, бывшие коллеги Цоя ушли, и на их место он взял басиста Александра Титова, гитариста Юрия Каспаряна, барабанщика Георгия Гурьянова. В том же, 1984-м, коллектив выиграл второй Ленинградский рок-фестиваль и произвел фурор среди его зрителей.
В 1985 году музыканты снова приняли участие в фестивале, и сумели повторить прошлогодний успех. У них появилась идея записать альбом под названием «Ночь», который должен был полностью соответствовать жанру рок-музыки. Но работу над ним временно приостановили, зато выпустили новую пластинку «Это не любовь».
В ноябре того же года из коллектива ушел Александр Титов, и на его место взяли Игоря Тихомирова. В таком составе группа доработала до конца своей деятельности.
Летом 1986 года Виктор работал в бане на проспекте Ветеранов, он там мыл помещения из брандспойта. Необходимо было приходить на один час в день, но это было время с 22 до 23 часов, что ему мешало, так как Цой проводил это время суток с группой.
Именно 1986-й стал пиком славы группы «Кино» и ее лидера Виктора Цоя. Цой были очень актуальными для того времени(впрочем они до сих пор остаются актуальными). Помимо этого их композиции было легко спеть под гитару, и благодаря этому популярность участников группы росла с каждым новым «дворовым концертом».
В том же 1986-м музыканты наконец-то дописали альбом под названием «Ночь» и выступили с концертом на фестивале, организованном ленинградским рок-клубом и московской рок-лабораторией. Фестиваль прошел в Москве. Альбомы коллектива «Кино» расходились с бешенной скоростью, музыканты приобретали невероятную популярность, клипы смотрел «и стар и млад», причем на всей территории СССР.
После того, как в 1988-м вышел новый альбом под названием «Группа крови», о советских музыкантах заговорили за границей. «Кино» посетило с концертами Данию, Францию, Италию, фотографии музыкантов украшали обложки модных глянцев. В 1989-м выходит первый студийный альбом группы, записанный на профессиональном уровне. Он получил название «Звезда по имени Солнце», и после него коллектив не останавливается, немедленно начинает работу над новой пластинкой.
Лучшие композиции этого альбома не только прославили музыкантов группы и самого Цоя по всему миру, они можно сказать, возвели их в ранг бессмертных. Песню «Пачка сигарет» распевали на каждом углу в Советском Союзе, ее продолжают петь и сейчас на территории постсоветских стран. Эту композицию подхватывают новые поколения, и она остается актуальной вот уже три десятка лет.
В 1989 году, Виктор совершил поездку в Италию и сделал фотографию на фоне легендарного Колизея — места, где проходили гладиаторские бои в Древнем Риме. В том же году, музыканты снова отправились во Францию и дали несколько концертов в Штатах. В июне 1990-го Виктор Цой и его прославленная группа «Кино» последний раз выступили всем составом в московских «Лужниках».
Потом музыканты выпустили еще один альбом под названием «Кино», который завершил дискографию прославленного коллектива. Композиции «Следи за собой» и «Кукушка» понравились больше всех и в последующем вошли в репертуар многих певцов и коллективов.
Виктор Цой сумел достучаться до спящего сознания жителей страны Советов, он разбудил их своими песнями. Его воспринимали, как вестника близких перемен, новой жизни и свободы. Именно это стремление прослеживается в композиции «Хочу перемен!», которую музыканты впервые представили на 4-м фестивале ленинградского рок-клуба, который состоялся во Дворце культуры «Невский» в мае 1986-го.
Сразу может сложиться впечатление, что певец призывал к радикальным решениям, но в действительности все было немного не так. У Виктора было свое, особое представление о музыке, которое он выразил в этих словах: «Музыка создана для того, чтобы охватывать – она должна смешить, когда это нужно, или веселить, когда потребуется, и заставлять думать — желательно всегда. Музыка не должна быть призывом к разгрому Зимнего дворца. Она предназначена для того, чтобы ее слушали».
В одном из своих интервью журналистам певец сказал, что не является вестником перевоплощений. Для него самого важно всегда быть самим собой. Возможно, это прозвучало в контексте развития его профессиональной карьеры актера, а не как комментарий своего отношения к тогдашней политической ситуации.
Спустя некоторое время он сказал, какими видит перемены советского общества: «Я хотел, чтобы перемены коснулись в первую очередь сознания людей, освободили их от привычки оглядываться на кого-то и ждать, что этот кто-то примет за тебя решение. Я хотел, чтобы перемены произошли в сознании советского человека, а не выражались в новых съездах и пленумах».
Фильмы
Кинодебютом Виктора Цоя как актера стало участие в дипломной работе молодого киевского режиссера Алексея Учителя — своеобразном музыкальном киноальманахе «Конец каникул». Съемки фильма проходили на озере Тельбин в Киеве. Участие в этой картине ознаменовало для Цоя новый этап в творчестве.
Популярность группы «Кино» привела к тому, что Виктора стали приглашать для участия в съемках фильмов «новой формации». Фильмография Цоя-актера составила 14 кинолент, среди которых нужно отметить важные картины того времени, в полной мере отражающие суть эпохи перемен.
Это знаменитая «Асса» кинорежиссера Сергея Соловьева, картина, наполненная терпким ощущением «начала конца», характерного в годы перестройки. Это и драматический триллер «Игла», в котором лидер группы «Кино» исполнил главную роль. Герой Цоя Моро решает вступить в схватку с наркомафией, но все оказывается не так просто. Его антипода, наркодилера Артура, сыграл Петр Мамонов. Фильм стал лидером проката 1989 года, а Виктор Цой получил титул «Лучший актер года» по результатам опроса среди читателей «Советского экрана».
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ:
В школьные годы на Виктора абсолютно не обращали внимания — ни одноклассницы, ни подружки во дворе. Наверное, причина кроется в его национальности. Но к двадцати годам все кардинально изменилось. Он стал мега популярным, поклонницы преследовали его повсюду, даже устраивали дежурство у подъезда. Но популярность пока никак не отражалась на его личной жизни, пока в ней не появилась его вторая половинка. Они познакомились на какой-то музыкальной вечеринке, девушку звали Марианна, и она была старше Виктора на 3 года. Полгода конфетно-букетного периода вскоре закончились решением о совместном проживании.
Они оформили свои отношения официально, и в этом браке родился первый и единственный ребенок Виктора Цоя – сын Александр, который потом продолжил дело отца. Марианна занималась хозяйственной деятельностью группы, помогала готовить концертные костюмы и решать все организационные вопросы.
В 1987-м, когда Цой снимался в картине «Асса», в его жизни появилась ассистент режиссера Наталья Разлогова. У них закрутились романтические отношения, результатом которых стал уход певца из семьи. Марианна говорила, что у них с Натальей абсолютно разные темпераменты – Марианна была настоящим «вулканом страстей», а новая любовь Цоя изображала «неприступную скалу».
Официального развода так и не произошло, Марианна так и оставалась его женой, и когда Виктора не стало, то сумела выпустить все его последние записи и неизданные материалы. Марианна получила диплом Санкт-Петербургского университета в 1999-м, она стала переводчиком с английского и японского.
СМЕРТЬ:
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе.
Музыкант разбился в ДТП на 35-м километре латвийской трассы Слока — Талси неподалеку от города Тукумса, возвращаясь с отдыха в Прибалтике. Его машина врезалась в пассажирский автобус марки «Икарус», водитель которого Янис Фибикс не пострадал. По официальной версии, Цой от переутомления заснул во время управления транспортным средством.
Долгое время ходили слухи, что Виктор не заметил поворота, так как менял кассету в автомагнитоле, однако подтверждений таким утверждениям не нашлось. Причина смерти рок-звезды до сих пор будоражит российское общество.
Гибель певца стала шоком для страны. 19 августа 1990 года на прощание с Цоем собрались тысячи людей. Похоронен артист на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Многие фанаты не смогли принять известие о смерти кумира, покончив жизнь самоубийством.
На его могиле всегда лежат живые цветы и никогда не гаснут свечи. На том же кладбище недалеко от певца похоронена жена Виктора Марианна Цой, а также его мать Валентина Васильевна Цой.
Гибель певца стала шоком для страны. 19 августа 1990 года на прощание с Цоем собрались тысячи людей. Похоронен артист на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
На его могиле всегда лежат живые цветы и никогда не гаснут свечи. На том же кладбище недалеко от певца похоронена жена Виктора Марианна Цой, а также его мать Валентина Васильевна Цой.
После смерти музыканту установили большое количество памятников в разных странах мира. Одна из главных скульптур, которая изображает рок-исполнителя сидящим на мотоцикле, установлена в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора».
На 35-м километре шоссе Слока — Талси, где случилась смертельная авария, также установили монумент высотой 230 см. За основу авторы выбрали одну из самых популярных фотографий музыканта, на которой он запечатлен со скрещенными руками.
Скульптор Амиран Хабелашвили и художник Руслан Верещагин, создававшие памятник, решили навечно зафиксировать знаменитые строки Цоя о смерти и любви из песни «Легенда»: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».
Истории Жизни. Биографии
120 постов400 подписчиков