Лада Нива и датчик распредвала
Всем привет, и сегодня у нас в гостях автомобиль Лада Нива с жалобой на горящую лампу Check.
Подключим сканер и прочитаем ошибки.
p0340 — Датчик распредвала. Буква "Т" рядом с кодом говорит нам о том, что ошибка "текущая", т.е. присутствует в данный момент времени здесь и сейчас, что позволяет нам незамедлительно приступить к поиску причин её возникновения.
Многие неопытные либо тупые диагносты сразу бракуют датчики или исполнительные механизмы только по факту наличия кодов ошибок по ним, а потом, когда ошибка не пропадает после замены, и после того как они узнают стоимость ошибочно забракованных запчастей, которые с них требуют, прикидываются дураками или падают в обморок.
У опытных диагностов подход другой. Задача диагноста не просто прочитать код ошибки и сообщить его клиенту, а установить точную причину возникновения ошибки, ведь к примеру у ошибки по датчику распредвала есть несколько причин возникновения: датчик, задающий диск, фазы, электропроводка, ЭБУ. Ошибка по датчику не означает неисправность именно датчика.
Для локализации неисправности можно использовать либо заведомо исправные запчасти, что проблематично в виду их бесконечного множества для автомобилей разных марок и моделей, либо более серьёзное, чем просто сканер для чтения ошибок, оборудование. К примеру для диагностики датчика распредвала нам нужен осциллограф.
Проверив сначала наличие питания и массы на разьеме датчика (в нашем случае они на месте), повесим канал осциллографа на вывод сигнала с датчика распредвала. В момент, когда разъём "висит" в воздухе, на нём присутствует 2,5 вольта, приходящие из ЭБУ.
Задающим диском для датчика распредвала на Ниве является шестерня распредвала со специальным металлическим выступом.
Каждый раз когда выступ проносится мимо датчика, смотрящего на шестерню спереди, датчик подтягивает сигнальный провод на массу (ноль вольт).
Одна подтяжка равна одному обороту распредвала. По количеству подтяжек за единицу времени ЭБУ может рассчитывать скорость вращения распредвала, а по количеству времени, прошедшему с момента подтяжки и в сравнении с положением коленвала, рассчитывает фактическое положение распредвала в пространстве, что нужно для расчёта момента начала впрыска в том или ином цилиндре. Только по данным о положении коленвала, без данных о положении распредвала, этот ЭБУ не умеет рассчитывать в каком из цилиндров одной пары (1-4 или 2-3) происходит фаза впуска воздуха, а соответственно и должен происходить впрыск топлива.
Если у ЭБУ нет данных о положении распредвала он осуществляет впрыск топлива в цилиндры попарно — т.е. открывает две форсунки (первую и четвёртую или вторую и третью) одновременно, но на половину времени, а при наличии данных о положении распредвала, впрыск может осуществляться индивидуально, т.е. каждая форсунка открывается только в фазе впуска своего цилиндра и уже на полный промежуток времени. Индивидуальный впрыск способствует более качественному наполнению цилиндра топливом и более эффективному его сгоранию. Более современные ВАЗовские ЭБУ, например M74CAN, умеют рассчитывать положение распредвала только по положению задающего диска коленвала, поэтому датчик распредвала, например на автомобиле Лада Гранта с восьмиклапанным двигателем, отсутствует, но впрыск при этом индивидуальный.
Вернемся к нашей Ниве. Сигнальный провод датчика распредвала после подключения разъёма к датчику подтянут к массе всегда.
Это говорит нам о неисправности именно датчика, ведь в случае проблем с задающим диском у нас при постоянных 2.5 вольтах отсутствовали бы подтяжки, а в случае проблем с проводкой или ЭБУ не было бы питания, массы или 2,5 вольт на сигнальном проводе в разъёме. Меняем датчик на новый — ошибка перешла из статуса "текущая" в статус "сохранённая" (буква "С" рядом с кодом).
А после очистки памяти неисправностей и вовсе пропала.
Спасибо всем кто дочитал — буду рад подписке!
Ваш #CARTIME
Предыдущие посты о ремонте автомобилей можно почитать в серии: Статьи
Автомобильное сообщество
28.6K поста49.3K подписчиков
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
У нас запрещено:
-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
У нас разрешено:
-Создавать интересный контент.
-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.