Кто из всех этих людей - настоящий Я?

Кто из всех этих людей - настоящий Я? Психолог, Психотерапия, Психологическая помощь, Психологическая травма, Чувства, Внутренний диалог, Длиннопост

Вы когда-нибудь замечали, что в разные моменты времени, можете реагировать, вести и чувствовать себя совершенно по-разному? Вот, Вы взвешенно принимаете решение, а уже через два часа ощущаете себя беспомощным ребёнком. Или - вот, Вы в эйфории от планов и мечт, всё кажется таким достижимым! А потом - Бац - в тревоге и раздражительности.

Некоторые могут теряться, вопрошая: "Кто же из всех этих людей настоящий Я? ".

Другие, сливаться воедино со своими "приемлемыми" состояниями и отрицать, как часть себя - болезненные и непринятые. - "Не хочу чтобы они видели меня в истерике, ведь на самом деле я - спокойный и уравновешенный".

В схема-терапии, для этого, есть такое понятие как "режимы". В каждый момент времени, мы все действуем, мыслим и чувствуем из какого-либо режима.

Есть здоровые режимы. Когда мы в них находимся, то можем качественно и постепенно двигаться к своим целям и мечтам, удовлетворяя свои потребности. Это например - режим Здорового Взрослого и режим Счастливого Ребëнка.

А есть - Дисфункциональные режимы. В детстве они помогали нам справляться со сложными эмоциями, выживать в семье и детских коллективах. Но сейчас эти режимы работают автоматически, мешают нам организовывать нашу жизнь, выстраивать близкие отношения, достигать целей и налаживать связи с миром.

Выделяют три категории дисфункциональных режимов:
1) Детские режимы - включают все те состояния, когда мы перекладываем ответственность за удовлетворение своих потребностей на других, чувствуем себя беспомощными и маленькими, уязвимыми и обиженными. Детских режимов много. Их можно распознать по характерным эмоциям и способам удовлетворения базовых потребностей.
2) Родительские режимы. Их "включение" вызывает в нас шквал самокритики, сковывает, создаëт психологическое давление, приводит к лишениям и самонаказаниям. В Родительских режимах, так же, как и в Детских, мы испытываем интенсивные болезненные чувства.
3) Дисфункциональные копинговые режимы - самые хитрые. Они помогают нам не сталкиваться с ранящими эмоциями Детских и Родительских режимов. Это своего рода стратегии самообмана. Вместо знакомых - хрупких дисфункциональных попыток удовлетворения потребностей - отказ от чувств и "контроль" над людьми и ситуацией, через избегание, подчинение, манипуляции, агрессию, идеализацию и обесценивание (чаще всего неосознанно).

При всей поверхностной "прелести" третьего варианта, в нëм не остаëтся места для настоящего проживания жизни, спонтанности, близости, доверия и удовлетворения. Отсюда - успешные люди, не помнящие себя, замертвоживые, но непрестанно продолжающие в том же духе. Или напротив, затерявшиеся в "кайфе" и утратившие ориентиры.

Важно помнить, что помимо нашего "дисфункционального режимного наследства", в нас присутствуют и здоровые режимы. У кого-то - развитые, у кого-то - в зачаточном состоянии. Тем не менее их можно развивать и усиливать, через новый опыт, психотерапию и практики осознанности.

Всем - добра. Ваш психолог - Платонова Анастасия Алексеевна.