Кризис в стране? Нет, кризис в головах!

Расскажу немного о рабочем. О наболевшем. Уж который год слышу, читаю, вижу, что жерло кризиса поглощает весь мир.

Да, наверное так и есть. Но, прежде всего, кризис он в головах людей, которые в бОльшей своей массе склонны к немотивированным истериям.

Причем чаще всего это происходит по безмолвному согласию власть имущих. И я сейчас не про правительство. Я про наш родной топ-менеджмент.

Вот вам пример: в одной из компаний, где я долго и плодотворно работал, решили провести оптимизацию и сократить четверть персонала. Но сделано это было, естественно задним числом, и , что неестественно, втихую. Единственное, что удалось пробить, чтобы бигбосс соизволил собрать хотя бы руководителей ( не только топ-менеджеров, но и линейных, на которых, как правило, и держится бизнес) и сказал с броневичка речь. Когда идет открытая и честная игра со стороны бигбоссов, то многие, а то и почти все, склонны входить в положение вещей и принимать удар как данность и необходимость здесь и сейчас. Это как процесс санации в медицине. Если надо резать, то будут резать, но заранее и скрупулезно объяснив это больному. Любой человек, когда знает с чем ему придется столкнуться, заранее готовит себя к этому. И это не обухом по голове из-за угла, как привыкли делать некоторые бигбоссы. В той ситуации, кстати, сидя среди бигбоссов за овальным столом, и объясняя руководителям, что сокращение неизбежно, я понял, что это очень тяжелая участь говорить людям:- Ты уволен, спасибо, но прощай! И увидел разные модели поведения людей. Это был мой первый опыт массовых сокращений. Остальным, в том числе и мне и всем боссам, урезали зарплаты на четверть, опять-таки задним числом. Но это было понятно. Или фирма урезается в бюджетах, причем быстро и основательно, или фирме кирдык.

Со своей стороны сделал все возможное, чтобы сократили не 40%, а всего лишь 25%. Да, у меня на это было всего 24 часа. Но проанализировав все затраты я предложил сразу же отказаться от того, что не является заработной платой в чистом ее виде, а именно:

- убрали питание и прочие офисные "ништячки" за счет компании,

- ДМС, фитнесс и английский за счет компании,

- бонусную часть, которая была прописана в положениях о премировании для различных отделов и должностей,

- аренды нескольких офисов, которые носили представительские функции,

-аренды доп складов, которые позволяли держать излишек товара, но при этом добавляли затрат на их хранение,

- услуг охраны в офисе, т.к. в бизнес-центре она была, а на кабинетах поставили электронную систему с карточками,

- ну и еще парочка статей, о которой хотелось бы умолчать.

Как видите, все это и позволило шестой части персонала остаться, а компании позволило перераспределить часть функционала таким образом, чтобы это не дало разрывов в бизнес-процессах.

А что касается урезания заработной платы на четверть, то здесь возможны два варианта:

1- не совсем "чистый", но вполне приемлемый. Здесь необходимо, чтобы все подписали бумаги задним числом, а именно двумя месяцами ранее. Как будто всех ознакомили еще тогда.

2- В связи с орг изменениями и ...бла-бла...бла, перейти на сокращенный рабочий день. В данном случае с официального 8 часового рабочего дня мы перешли на 6 часовой. Бинго и профит.

Так вот, к чему я все это веду?

К тому, что все изменения, происходящие в компаниях, должны быть подготовлены не только с точки зрения цифр, но и с точки зрения , как это ни банально звучит, пиара. Их необходимо озвучивать заранее, к ним необходимо готовить. Какими бы они не были больными. И тогда 99% персонала воспримут это как должное и более того, будут активно помогать.


зы....Кстати, спустя полгода после сокращений и урезания зарплат и прочих расходов, дела у компании пошли вверх, зарплаты вернули, как и большую часть персонала.

Но при этом этот опыт мне показал многое:

-как реагировать на критические изменения в бизнесе,

-как принимать решения в условиях нехватки времени,

-как принимать и озвучивать непопулярные решения,

-и увидеть как реагируют те или иные люди в подобных критических условиях.

Это было, несомненно, полезно. И очень помогло при следующих сокращениях в рамках другой компании. Но то будет совершенно иная история....