58

Краткий глоссарий спидранера, что такое спидран и с чем его едят

Добрый день, Пикабу!


Меня зовут antidotsr и я был активным спидранером с 2017-2019, после этого еще немного спидранил и изучал разные игры и сейчас по большей части активно не раню.


Давно я не писал посты на пикабу и решил просмотреть посты с тегами "спидран" и "speedrun". С удивлением выяснил, что в итоге никто и никогда не пояснял вообще нормально что это и с чем его едят и так же внутреннюю кухню всего.


Поэтому и решил сделать первый пост (если будут еще вопросы или темы которые будут интересны людям то сделаю серию постов) о спидранинге.


С самого начала я не буду лезть в историю и рассказывать о древних временах Speed Demos Archive, а просто расскажу некоторые вещи которые считаю очевидными для себя но не очевидными для обычного зрителя который никогда не вникал в тему.


Что такое спидран?

Это максимально быстрое прохождение игры от точки А в точку Б (чаще всего с меню "Начало новой игры" и до "титров") в котором разрешено использование ВСЕГО что может предоставить игра(гличи, баги, использование внутриигровых "дыр" и читов которые доступны внутри игры как бонусы после первого прохождения).

Так же есть прохождение игр "на скилле" без использования багов и гличей, где все решает постройка маршрута (раута) и тренированный чистый скиллв данной игре.

В целом, запретов, на то каким способом игра изучена нет, но в спидран сообществе запрещены чит коды (да-да, как в ГТА), использования чит енджина или других сторонних программ для улучшения своего результата (кроме исключений когда категории созданы специально для таких ранов.

Но, как я сказал ранее, изучаются игры по-разному и для проверки страт или раутинга чит енджин наш друг.

Стоит заметить что почти все спидраны, которые существуют, делают в Single Segment - т.e. в один "присест" и без видео редактирования. Есть конечно забеги (Segmented Run) где показывают лучшие сегменты и склеивают в одно видео, но чаще всего на борду их не заливают и просто показывают как красивое видео где "нет ошибок".

У самих забегов есть "параметры". Их легко можно увидеть посетив на данный момент самый основной и большой сайт который хранит в себе забеги - speedrun.com.

Пример, я разберу по игре которую сам же и когда-то добавил на этот сайт - Collapse: The Rage.

Краткий глоссарий спидранера, что такое спидран и с чем его едят Компьютерные игры, Speedrun, Спидраннер, Объяснение, Длиннопост

Справа на экране есть таблица и начнём сверху вниз.


Сначала есть такая вещь как категории. Самая распространённая категория спидрана это any % (в простонародье, абы как процент) - в переводе "любой процент", что значил изначально прохождение игры от начала до конца как можно быстрее не обращая внимание на "законченность" прохождения или процент выполнения игры.


Естественно есть противоположность этому - категория 100%, в которой для того чтобы ран был признан официально надо выполнить/собрать/посетить все что есть в игре. Очевидно что игры, которые имеют процент прохождения в статистике игры — очень хорошо, но очевидно и игры без этой статистики ранят на 100% и заливают на сайт.


Так же категории бывают еще многих видов: Glitchless (прохождение без гличей), NMG (No Major Glitches - прохождение без какого-то из багов который очень сильно меняет ран в целом, категории по уровням, категории не полной игры, а какого-то ачивмента, приписки к категориям с выбором сложности (как пример картинке есть приписка к эни% изи и хард — значит выбор сложности заведомо меняет забег в целом) и т.д. Есть так же категории на отдельный патчи игры в которой есть (но потом например пофиксили) нужный баг для скоростного прохождения. Пример — Ведьмак 3 и баг с прицеливанием арбалета в одной из версий.

P.S. По всем категориям наверное можно писать отдельный пост.


В целом все категории для забега определяет модератор(ы) игры и так же они их проверяют и заливают на борду.

Каждая игра (не всегда) имеет свой набор правил, а также свой набор правил отдельно для каждой категории.


Так же, кроме категорий у спидрана есть конечно время его прохождения, за которое собственно и борются люди, что бы быть выше в таблице. Чаще всего время делят на два "вида" - RTA и IGT.


RTA - Real Time Attack, что подразумевает что ваш таймер это просто часы, у вас есть время старта и есть время конца, реально время со всеми загрузками и переигрываниями и прочими проблемами, то-есть РЕАЛЬНОЕ время которое вы тратите на свой спидран.


IGT - In Game Time, что подразумевает что время считается только то которое было проведено в игре (не учитывая загрузки, менюинг или другие вещи не связанные с геймплеем). Чаще всего для этого используют специально настроенный таймер в программе Livesplit и иногда (очень редко) внутриигровой таймер, потому что второй не всегда корректно отображает время и не учитывает загрузки или просто ломается когда спидранер "ломает игру".


Так же есть выбор платформы, иногда платформы относят в отдельные категории, а иногда они все вместе ибо особой разницы нет между забегами на других платформах. Так же игры спидранят и на эмуляторах консолей и есть ТАС (Tool Assisted Speedrun) - забеги в которых люди по большей части показывают насколько клёво и быстро можно пройти игру если ты не человек, потому что сам забег делает прописанный заранее код.


Стоит еще напомнить что спидранят по сути "почти" все игры которые вообще есть в мире. Разных жанров, в разных категориях и даже на разных языках. Можете сами поискать свои любимые игры на сайте, а если её там нет — значит скоро будет!


Спидраны кроме как того что заливают их на борду в спидранкоме — так же любят показывать на различных видах марафонов (в которых я участвовал и в ру и в англ сегменте). Самый крупный из них наверное - GDQ (Games Done Quick). Американский марафон, который, еще с далёкого 2010-того делает благотворительные марафоны два раза в год 7 дней без перерывов собирая деньги на благотворительность.


Подводя который итог написанного: Спидран — это максимально быстрое прохождение компьютерной игры, ограничено правилами категории и игры, сделано в один присест без видео редактирования c различными видами замеров времени в зависимости от игры или категории.


На этом свой сумбурный пост я буду заканчивать, если пост будет людям интересен я могу детальнее описать какие-то вещи или отвечать на вопросы в комментариях или же пилить отдельные посты на конкретные темы.


P.S. Разборы спидранов, разоблачения и другие подобные вещи я делать не буду, потому что считаю это совершенно не тем, ради чего я хочу делать такие посты.


C Вами был, antidotsr. До новых встреч!

Лига Геймеров

54.1K постов91.5K подписчика

Правила сообщества

Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в
Лигу Геймеров



Нельзя:

Попрошайничать;

Рекламировать;

Оскорблять участников сообщества;

Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;

Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач

За неэтичное использование сообщества - тоже бан. Если ты выкладываешь пост в наше сообщество и получаешь стартовые плюсы от наших подписчиков, не думай, что вытаскивать потом пост в своё личное сообщество будет умным поступком.