63

Красота Новой Азии. Часть II - Чингисхан


Мы живём в мире, в котором каждый школьник может ознакомиться с этим эпическим произведением. Каждый год массив традиционной литературы пополняется русскими переводами - представьте, сколько неизвестных рукописей ждут своего часа!

Мы живём в мире, в котором каждый школьник может ознакомиться с этим эпическим произведением. Каждый год массив традиционной литературы пополняется русскими переводами - представьте, сколько неизвестных рукописей ждут своего часа!

В современной историографии нет консенсуса по поводу универсального момента перехода от Средневековья к Новому Времени. Согласно марксистской историографии, оный переход произошёл в 1642 г. с началом Английской буржуазной революции. В западноевропейской историографии традиционно ведётся борьба за одну из двух дат - 1453 г. или 1492 г.; падение Константинополя (Средневековье от Рима до Рима) и плаванье Колумба (начало глобализации) соответственно. Есть и более экзотические периодизации. Я же сторонник идеи Ле Гоффа, который постулировал Долгое Средневековье - до 1789 г., Великой Французской революции.

Увы, ни одна из этих периодизаций не является универсальной, поскольку игнорирует мир за пределами крохотной западной части Евразии.

Какое же событие можно считать настолько существенным, что от него можно отсчитывать начало новой эпохи?

На мой взгляд, ответ очевиден. Это - Монгольские завоевания XIII-XIV вв.


Одна из самых известных реконструкций элитного монгольского воина. Европейские рыцари той эпохи и рядом не стояли по качеству вооружения. Так кто же, спрашивается, варвар?..

Одна из самых известных реконструкций элитного монгольского воина. Европейские рыцари той эпохи и рядом не стояли по качеству вооружения. Так кто же, спрашивается, варвар?..

Монгольские захватчики сильно повлияли на экономический, политический и культурный ландшафт Азии. Но прежде чем мы перейдём к этой теме, необходимо сначало разобраться, кем же были эти приснопамятные монголы.

В средневековой русской историографии монголы изображаются варварами и дикарями, чуть ли не саранчой и, однозначно, Гневом Господним. Всякому, кто придерживается евразийской теории, я рекомендую ознакомиться с хроникой оного нашествия в Лаврентьевской летописи, а также с археологическими находками в виде массовых захоронений этого времени. И именно этот образ монголов и перекочевал в отечественную дореволюционную историографию, а оттуда - в советский кинематограф.

Однако монгольское общество было древним и развитым, а его культура - богатой как на фольклорную и мифологическую традицию, так и на материальные памятники. Есть обоснованное предположение, что корни предков монголов уходят в жунских варваров времён Западного Чжоу; впрочем, я встречал версию даже индоевропейского происхождения жунов, так что бескомпромиссно утверждать этот тезис не могу. Гораздо более убедительной выглядит версия родства монголов и сюнну, но точно можно постулировать тысячелетнее существование предков монголов в рамках синосферы и котла культур Великой Степи. А я напомню, что этот "котёл" породил сяньбийцев и тюрков, которые строили города и возводили культуру в те времена, когда германцы жили в деревянных замках, а славяне - в землянках.

Таким образом, Монгольское нашествие - это не Армагеддон, связанный с вторжением орд дикарей. Это - всего лишь очередное, третье по счёту (после сюннских завоеваний и тюркского нашествия), но самое масштабное перетряхивание политической карты Евразии.


"Одно Кольцо, чтоб править всеми, оно главнее всех. Оно соберёт всех вместе и заключит во Тьме" (с)

Исторически сложилось так, что победа монголов оказала наибольшее позитивное влияние как раз на центральноазиатскую цивилизацию с центром в нынешнем Узбекистане. К этому не было достаточных оснований, поскольку столица ещё единого государства находилась на территории нынешнего Китая, а наиболее могущественным осколком стала Золотая Орда. Тем не менее, в исторической перспективе западные осколки Монгольского государства потерпели поражение. Это связано с тремя важными факторами - тяжёлый процесс адаптации к местным обычаям (монголам для эффективного управления необходимо было отказаться от тенгрианства, Законов Ясы, кочевничества - по сути, внутренне и внешне в кратчайшие сроки превратиться в другой народ), яростное сопротивление наиболее сильных местных политий (Анатолии и Египта на Ближнем Востоке, Литвы и Руси в Восточной Европе), а также, наконец, Чёрная смерть первой половины XIV в., ставшая спусковым крючком и для Ильханата, и для Золотой Орды.

Монгольская династия Юань пала по совсем другой причине. К этому моменту политическая культура Восточной Азии была весьма зрелой, китайцы имели тысячелетний опыт сосуществования с сильными степными политиями. Собственно, в самой китайской историографии неспроста монгольский период включён в национальную историю - несмотря на трагедию завоевания иноземцами, для Китая "это был просто вторник".

Чагатайский улус, располагавшийся в Центральной Азии, имел совсем другую историю. Здесь монгольские институты получили естественное развитие в слиянии с местными близкими по духу тюркскими. Протекторат со стороны Юань обеспечил защиту от более сильных западных улусов, а география защитила его и от Индии, чьё тогда ещё могущественное Делийское государство направило экспансию в сторону куда более соблазнительной Южной Индии. Регионам повезло и на правителей - они не были амбициозными и доверили управление страной местным элитам. Таким образом, трансформация улуса в Центральной Азии в новую форму политической организации имело в своём анамнезе плавность, небольшое количество жертв и политическое спокойствие.


Знаменитое путешествие Марко Поло на карте. Именно кровавое создание универсального мира в Азии позволило совершать столь эпические странствия.

Знаменитое путешествие Марко Поло на карте. Именно кровавое создание универсального мира в Азии позволило совершать столь эпические странствия.

Монгольские завоевания привели к большим переменам в большой азиатской политике. Монструозные азиатские цивилизации были вынуждены перейти к эпохе экономического и политического глобализма - монгольские элиты зачастую насильно заставляли ремесленников покидать насиженные места, что приводило к опыту культурного обмена. Единые правила дипломатической игры Чингизидов открыли дороги для торговцев, путешественников и учёных, игнорируя интересы местных традиционалистов. Получили распространение межнациональные браки, что открыло дорогу к пониманию иностранного этикета и моды. Предметы роскоши свободно перетекали из одного конца Азии в другой, меняя городские вкусы. Были открыты дороги для обмена достижениями в фундаментальной, непрактичной науке - в первую очередь астрономии, математики, философии.


Огонь из Базилики по стенам Константинополя в XV в. по версии художника. Повсеместное распространение огнестрельного оружия в Азии - главное наследие монгольской

Огонь из Базилики по стенам Константинополя в XV в. по версии художника. Повсеместное распространение огнестрельного оружия в Азии - главное наследие монгольской "глобализации".

Общим для всей внутриполитической жизни послемонгольской Азии стал тренд на централизацию власти. Вопреки популярному мифу, азиатскому обществу не свойственен деспотизм - хотел бы я посмотреть на того деспота, что попытался бы установить тоталитаризм без монополии на насилие! Независимо друг от друга и ближневосточные, и центральноазиатские, и китайские общества не дали такой власти своим правителям. Однако после монгольской эпохи произошли две значительные перемены - появилась культурная травма от безжалостного и нарочито жестокого процесса завоевания и начался импорт тюркских традиций жёсткой вертикали власти. Наконец, общей тенденцией стало реформаторство в местных религиях, причём в сторону мистицизма и фанатизма. Так, освободительная борьба против монголов во многом опиралась на духовную и даже мессианскую роль местной церкви, а сами новообращённые захватчики (тюрки и монголы) повлияли на резкое усиление суфизма в исламе.


Дружелюбные и скромные потомки великих и ужасных предков.

Дружелюбные и скромные потомки великих и ужасных предков.

Интересно, что именно ослабление послемонгольских тенденций хронологически совпало с кризисом в Азии (помните, что "после" не всегда значит "в следствие"). Слабеющая централизация привела к повсеместным центробежным силам и к тираноборчеству. Ослабевание экономических связей вернуло взаимную закрытость и подозрительность. А сокращение культурных связей, возможно, привело к научной стагнации. В дальнейшем, к сожалению, это сыграет с Азией дурную шутку. Впрочем... Это уже совсем другая история.


Современная красивая бурятка в национальном костюме. Да-да, и в России живут потомки Чингисхана!

Современная красивая бурятка в национальном костюме. Да-да, и в России живут потомки Чингисхана!

Спасибо за ваш отклик лайками и комментариями. Автору всегда приятно, когда его слово ценят.

Лига историков

18.5K поста54.1K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

В процессе подготовки к следующим частям я вдруг заметил неожиданный общий тренд для китайских и центральноазиатских государств 14-18 вв. Не без исключений, но для этого периода правит статистически много крайне высококультурных и высокообразованных правителей. Они занимаются астрономией, живописью, прозаической и поэтической деятельностью, коллекционируют предметы искусства и получают систематическое академическое образование. Подобное случалось и раньше, вообще, образ монарха как в первую очередь воина, в принципе характерен только для европейской цивилизации, однако в этот период складываются настоящие династии просвещённых азиатских монархов.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не уверен, что можно уложить таких правителей только в рамки 14-18 вв. Рашид ад-Дин - 13 век (самое начало 14-го) - министр, а позже и первое лицо государства (конечно, после хана). А Кей-Кавус - это вообще 11 век.

Абул-гази, конечно, укладывается в ваши рамки - 17 век. Но он побыл на своем веку и монархом-воином, и писателем. Причем, на мой взгляд, до конца недооцененным автором.

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Я с вами согласен. Я сам до конца пока не могу понять этот феномен. Возможно, дело в том, что именно в Новое Время складывается классическое образование на Востоке (Ханьлинь в Китае и крупные медресе в исламском мире). Возможно, это связано со стабильными династиями (Мин, Чингизидов, Тимуридов, Османидов, Сефевидов, Бабуридов) и, соответственно, со стабильными политиями. Возможно, с тем, что теперь монарх нечасто армиями командует

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что никакого феномена нет. Чем дальше от нас события в историческом плане, тем меньше мы имеем документальных свидетельств. В первую очередь, письменных источников. Буквально убывают по экспоненте.

Вся работа историка - это обычно попытка реконструкции событий по отрывочным данным. Причем именно с письменным источниками работает, если так можно сказать, первый "фронт" историков. Они пытаются понять написанное и реконструировать некую схему, исходя из множества других данных, а также собственного личного мнения (!). И они же дают задания лингвистам по переводам источников (именно так - задания). Некий второй "фронт" историков уже не работает с источниками или работает очень редко, довольствуясь интерпретациями. Есть и последующие "волны" специалистов, которые строят свои интерпретации, которые основываются на интерпретациях своих предшественников-историков. И так далее...

К чему я всё это? А к тому, что вы пишете из статьи в статью своеобразный анализ событий, который до боли напоминает учебники. По духу, по стилю изложения, а также по смыслу самого текста. Смысл этот в оценке событий с точки зрения нынешнего человека (историка-специалиста).
Гладко всё, рафинированно. У неподготовленного читателя создается впечатление, что уж нынешним-то историкам всё понятно и всё давно известно. Никакого конфликта как будто в рядах историков нет. Особенно в античной и средневековой истории. Ха-ха-ха.

Скажите честно, вы сами читали того же Рашид-ад-Дина, например? Или "Сокровенное сказание монголов"?

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, вы правы. И нет, ещё не читал. Сейчас я читаю "Исторические записки" Сыма Цяня. Но есть какая-то базовая литература, которую читал каждый уважающий себя историк. В нашем доступе, например, есть сотни книг династии Хань, из них китаисты читали десятки, из которых рядовые историки читали хотя бы одну-две. Я обязательно ознакомлюсь и с "Сокровенным сказанием", и с "Бабур-наме", как ознакомился уже с работами Плутарха, например. Конкретные приведённые вами примеры (но не сама мысль) неточные.


Претензия по духу верна, но то, что я пишу - это азы азов. То есть, предельно поверхностная информация, которая действительно доступна в учебниках, просто немного сжатая. Моя задача, которую я ставлю, которая вынесена в название цикла и которую я достигаю статьями - это показать все общеизвестные события, но поменяв протагониста истории. Поэтому я компилирую общеизвестную фактологическую информацию и применяю к ним общеизвестные исторические законы. Но да, я действительно не выхожу за рамки хрестоматии.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Пардон, не совсем понимаю, о чем вы: "Конкретные приведённые вами примеры (но не сама мысль) неточные." Какие такие примеры я привел и что там неточного?

По поводу некоторой "просветительской" функции ваших статей у меня нет претензий. Они очень полезны для читателей.

Вы учитесь. Как студент пытаетесь познать массу нового материала. Причем быстро. Это хорошо и абсолютно нормально.

Но вы пытаетесь найти какие-то глобальные причины событий. Вот, даже упоминаете о каких-то "общеизвестных исторических законах". А я и не знаю о таких, к своему стыду. ))
Как начнете читать "Сокровенное сказание", дайте знать. )) Как бы несколько лет уже тщательно "ковыряю" этот источник. А обсуждать его, в принципе, не с кем. Полноценных исследований этого произведения так и нет.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А, да, я теперь понял суть ваших претензий. Да, у меня было два научрука - первый воспитал во мне умение видеть общее в частностях, а второй научил, что частное может быть весомее общего. Так что да, я такой баланс пока ищу)


Это вообще очень глобальный философский спор. Но я понял, о чём вы говорите.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку