Конструкционный эпоксидный клей DP490
Прошлые посты:
Какой клей и скотч куда применять? (часть1, металлы)
Система быстрого нанесения скотча АТГ и все такое
Здравствуйте граждане. В прошлом посте: Какой клей и скотч куда применять? (часть1, металлы) я рассказывал про виды адгезивов. Сейчас подробней расскажу про конструкционные адгезивы DP от марки 3М. Которые могут вот так:
Для ЛЛ я подготовил ролик, в котором постарался кратко рассказать про клей DP490. Вот он. Кстати, для страждущих ссылка на канал: https://www.youtube.com/channel/UCbgJbHjlV06NDTfq0tzfNpg
Ну, а теперь для любителей почитать.
Семейство DP это самые прочные клеевые составы из арсенала 3М. Прочность соединения на 1 см2 (при правильной подготовки поверхности) превышает 200 кг.
С помощью таких клеевых составов например, в на автозаводах вклеивают центральные стойки в кузов автомобиля. Прочность выше, чем у сварного соединения. Или, например, производители катеров. В Европе DP и другие эпоксиды и акрилы очень популярны у корабелов. У нас, пока что двухкомпонентники использовать не спешат, доверяя больше механическим соединениям.
Сварка, опять таки, хороший вариант, но швы нужно дорабатывать, чтобы получить приятный внешний вид. Потому что, если этого не делать, выглядеть будет вот так.
И ладно, когда эту красоту не видит клиент, хуже, когда видит. Скажем снаружи, на корпусе, так сказать на фасаде. Что обычно делают в таких случаях? А вот и не угадали! Клеят декоративную пленку, чтобы скрыть швы. Хорошее конечно решение, но не долговечное.
Ну да мы отвлеклись. В семейство DP входят двухкомпонентные клеи на основах из эпоксида и акрила. Эти материалы лучше других показали свои прочностные характеристики. В частности DP490 на основе из эпоксида.
Материал этот ударопрочный. Что особенно важно, когда на кузов автомобиля и тем более катера оказываются ударные нагрузки. Для катеров это особенно актуально, так как они на высоких скоростях буквально ударяются об волны. И такая канетель у них постоянно.
Вот фотографии применения клея DP490 на корпусе катера:
Как видите, деталь пришлось зажать струбцинами, потому что транспортная прочность у DP490 набирается только после 6 часов. Тут все дело в том, что время жизни этого клея (время до образования полимеризационной пленки на поверхности, когда клей перестает быть липким) составляет 1,5 часа, или 90 минут. О чем собственно говоря уведомляют последние две цифры в названии DP490.
Полная полимеризация наступает после 7 дней при нормальных условиях (температура и влажность). Конечно, есть в семействе DP и более быстрые клеи, но если вам нужен именно DP490, то не спешите расстраиваться. Ведь он (DP490) термостойкий. Его можно спокойно запекать в печах порошковых камер.
Когда детали склеили, покрасили и отправили в печь на 15-30 минут, а на выходе получили готовое конструкционное соединение, клиентов это приводит в восторг. Правда, когда они узнают цену картриджа клея 50 мл. (бывают и на 400 мл.) их энтузиазм как-то спадает, но не всегда.
А ведь еще нужно купить пистолет с толкателем и носик-миксер (Про них подробно рассказываю в видео. Как использовать и хранить). Без них процесс нанесения будет затруднен.
С другой стороны клей сильно экономит время, да и соединение получается более прочным и эстетичным, что позволяет тратить меньше времени на пост обработку абразивами. Трудочасы, о которых так долго говорили большевики, имеют важное значение в капиталистическом производстве, так то.
DP490 клеит разные материалы. Вот небольшая табличка, чтобы не перечислять (из официального документа).
Напоминаю, адгезионный отрыв - это когда разрыв идет по непосредственно по соединению материала и клея, когезионный разрыв - это когда идет разрыв по клею, разрыв по материалу -обычно выглядит как-то так:
Помимо этого, DP490 подвергали пыткам всяким нехорошим. Погружали во всякие жидкости, нещадно пиздили били, нагревали и охлаждали. Вот таблица результатов:
Правда, есть свои нюансы при работе с клеем. Наносить его нужно строго на очищенные поверхности. Вот скажем, захотели вы, ни с того, ни с сего, приклеить спойлер к машине не как положено, а основательно так, на завсегда, на DP490. Вас ждет неприятный сюрприз. Чтобы случилось волшебство адгезии придется поверхность кузова зачистить до голого металла. иначе никак.
Вот до какого блеска зачищают металл на производстве:
Кстати, после зачистки поверхность нужно очистить и обезжирить спиртом. После чего высушить (но это не долго).
В общем и целом, клеи DP и 490 в частности находят свое применение не только в транспорте, но и в строительстве, приборостроении, ремонте, производстве рекламных и металлических конструкции, а так же в работах по электрике, когда нужна прочная капсюлизация.
Одним из ярчайших примеров применения DP служат клюшки для гольфа. Так как клеи выдают высокую прочность на малой площади, они стали идеальным вариантом для сборки клюшек. Которые, кстати, на постоянной основе испытывают ударные нагрузки.
В целом, на сегодня мои полномочия фсё. Появились вопросы? Задавайте их в комментариях.