Когда становишься мастером педагогики
Здравствуйте!
Прошлый пост (приятная неожиданность!) попал в горячее, это наталкивает на некоторые выводы. Продолжу собирать интересующихся и практикующих педагогов.
Агроном вырастает в поле, хирург в операционной, а педагог, учитель и воспитатель вырастает в профи своего дела работая с детьми.
"Что общего между медициной и педагогикой?
У этих дисциплин есть несколько точек соприкосновения. Но в особую категорию можно отнести работу с детьми.
Если им неинтересно и непонятно - они уходят, если больно или некомфортно – плачут и сопротивляются.
Первое сходство.Донести информацию.
Врачу нужно рассказать, желательно понятно, какие меры нужно предпринять, чтобы вылечить какое-либо заболевание или как снизить риски осложнений. Педагогу нужно рассказать, так же понятно, доказательство теоремы или способы решения уравнений.
Часто врачи упускают первый пункт и начинают манипуляции без пояснений, объяснений или если ребенок совсем маленький, без налаживания контакта. А это увеличивает сопротивление.
Врачи этот этап часто вообще опускаю и ограничиваются одной фразой
«– Так, что у нас тут? – спрашивает врач. – Клещ? Ерунда. Садитесь на стул, держите ребенка, сейчас мы его быстро вытащим.»
https://chips-journal.ru/reviews/pochemu-v-rossii-gov..
Этот приём имеет место, когда манипуляцию нужно сделать срочно и иные способы снять напряжение , страх и сопротивление ребенка не работает.
Когда с ребенком как на корриде, берут как быка за рога, естественно, сопротивление усиливается.
В хорошем варианте, врач расскажет что будет делать, заменяя специфические слова или название аппаратуры аналогами по разным свойствам и вводя элемент игры, смягчая опасения.
«доктор: мило представился дядей Юрой, сказал что мы отправляемся в путешествие, покатал нас вверх и вниз на кресле, показал своих помощников - "Пчелку" которая жужжит и помогает вытаскивать червячков из зубика (сам сверлильный аппарат), слоника с хоботом (это такая штука которая водичку отсасывает), его даже сходили и потрогали, ещё там был "светлячок" - лампочка маленькая.»
Комментарий от "lawyer_job" от 06.04.2012, 15:44
http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5227122
Второе сходство. Выполнить требование.
После донесения информации от ребенка требуется какие-то действия: сложить конструктор, нарисовать, вырезать, слепить или открыть рот, глубоко вдохнуть и не дышать, вытянуть руку…
Да, в детских клиниках сейчас вместо белых халатов, на враче можно увидеть костюм с веселыми мордашками, а в холле стоят столики с игрушками, но иногда этого недостаточно.
Но бывают примеры, когда врач мастерски адаптирует и объяснения и требования для безопасных действий с учетом детского восприятия.
«- Открывай ротик. Я кладу туда варенье зеленое( врач втирает в десну обезболивающую пасту). Только ты меня слушаешься и делаешь все, что я тебе скажу. […] Я беру добрую ватку. Смотри какая мягкая, добрая ватка (показывает девочке и касается носа). Я беру ватку вытираю варенье. Молодец. Вытерли варенье (вытирает остатки пасты).Вот оно ( показывает девочки вату). Дай мне его убрать. Сейчас щечка твоя замерзнет. Тихо (девочка поднимает руку), я тебя не обижаю. Спокойно сидеть. Я очень добрая фея( продолжает вытирать пасту). Зубик замерзнет, жук там- твой микроб уснет и пока он спит, мы его выкинем. Куда? В пылесосик. В наш добрый, красивый, зеленый пылесосик. Где мой пылесосик? Смотри (показывает слюноотсос). Он шипит. Не боятся (собирает слюни изо рта). Микроба ловит. О, вот он бежит по трубочки. Вот они бегут микробы.»
https://www.youtube.com/watch?v=ZUZAYRPdGhc
Третье сходство.
Уметь преодолеть сопротивление ребенка, если тот все же отказывается взаимодействовать.
У педагогов масса приёмов: включение персонажа, отвлечение, соревнование, включение стимула и многие другие. Их тоже можно адаптировать к медицинской практике.
Хороший пример, как это сделать.
«Я пришел к ним, взял бутылку с лекарством и сказал: «Посмотрите-ка, новое лекарство для Томми, и, говорят, оно волшебное. Томми, сделай маленький глоток, чтобы я мог посмо-треть, как оно действует». Он проглотил немного, а я притворился, что вижу, как лекарство путешествует по его телу: «Ого! Я вижу, как микстурка проходит по твоему горлышку. Ну-ка, еще глоток!» В этот раз ребенок проглотил побольше, и я проговорил, показывая пальцем: «Ничего себе,Всего в базе данных более 1500 примеров, случаев из практики. На этом материале написана книга. Это можно назвать педагогической технологией. Когда гарантируется результат от употребления.
я видел, как микстура прошла по пищеводу и попала в живот. Покажи-ка еще раз!» Ребенок решил, что это забавно, и сделал большой глоток. «Теперь лекарство дошло до твоих коленок! Интересно, сможешь ли ты выпить достаточно, чтобы оно попало в пальцы ног?» Родители хотели нанять меня, чтобы я приходил каждый вечер и проделывал этот трюк»
Фабер, Джоанна. Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали: руководство по выживанию с детьми от 2 до 7 лет / Джоанна Фабер, Джули Кинг ; [пер. с англ. Е. Фатеевой]. — Москва : Издательство «Э», 2018, с.349-350
Велкам в комменты, знакомиться, задавать вопросы как коллеги