Клиентский случай #1. Ненавижу день рождения!

Клиентский случай #1. Ненавижу день рождения! Транзактный анализ, Психология, Истории из жизни, Обида, Злость, День рождения, Длиннопост

Информация частично вымышлена, все события частично случайны)


Начали мы не издалека) Клиентка рассказала мне, что послезавтра у нее день рождения. А в этот день её все особенно бесит. В этот момент клиентка посмотрела на меня таким взглядом, что петь ей «happy birthday» я бы явно не рискнул. А еще, сказала она, ее особенно бесит в эти моменты ее молодой человек, который так и норовит подарить ей подарок и принести поздравления в этот проклятый день. И вообще, на любую попытку заботы в этот день возникает внутренний протест и желание душить смертных.


- Горите вы все в аду со своим днём рождения!

- Так оно же ТВОЁ!

- Моё! Тем более, тогда горите вдвойне!


Не зря в свое время крокодил по имени Гена воспевал этот день грустной мелодией, оставляя такую же пессимистическую надежду на прилет какого-то то там чудака с мороженым, да еще на вертолете. Честно говоря, меня никогда не воодушевляла эта затейливая мечта.


Стоит отметить, что у меня закралось ощущение, что все-таки не все люди столь враждебно относятся к календарной дате, в которую они появились на этот бренный свет N-ое количество лет назад.


И стал я значит клиентку пытать (исключительно занудными вопросами, не подумайте ничего плохого). Ну знаете, эти психологические стереотипные штучки – все идёт из детства, бла-бла-бла. Выяснили вот что. День рождения, как оказалось, всегда проходил тухловато. Друзей-подружек не приглашали (а так хотелось!), дарили нужные носки и свитера (а так не хотелось!). Как жаловалось девочка в одном известном видео: «никакого праздника!». Убережём внимательного читателя от попыток обвинить кого бы то ни было. Времена были непростые. Но и не за этим мы тут собрались, чтобы кости мыть третьим лицам. Интересовало меня другое. Как же так моя клиентка научилась (!) ненавидеть свой день рождения. Интерес я свой удовлетворил, попутно сформировав базовую гипотезу для этого случая.


Когда потребность клиентки не была удовлетворена третьим лицом (прежде всего потребность в заботе), клиентка имела теоретически три варианта действий – частично удовлетворить потребность в заботе самой (пригласить друзей, купить себе желанный подарок), заявить о своей потребности (робкие попытки в эту сторону игнорировались), либо попытаться «задушить» потребность собственноручно. То есть на практике оставался один вариант – любым образом подавить/игнорировать свою потребность. Ну а способ тоже был выбран на тот момент неплохой – внутренне отгородиться от всех, и раз уж они не могут удовлетворить мою потребность, то и не надо мне от вас ВООБЩЕ ничего! Плюс смачно «присыпать» это дело доброй порцией злости и обиды, чтобы «задушить» нереализуемое желание праздника.


В данном случае мы имеем дело с внутренним предписанием, которое в общем случае может быть сформулировано так: «Если моя потребность (например, в заботе) не может быть удовлетворена в полной мере, то я отказываюсь удовлетворять ее даже частично».

Итак, гипотеза есть. Надо ее как-то подтвердить или опровергнуть. По этой причине продолжаем собирать материал. По мере сбора этого самого материала находятся подтверждения гипотезы. В своих отношениях клиентка ведет себя подобным образом. Когда какая-либо из ее потребностей не удовлетворяется (под потребностями имеется ввиду не айфон новой модели, а например, знак внимания, объятия, время – всё в разумных пределах) возникает плохо контролируемое подобие аффекта – сильная злость, желание оттолкнуть, убежать, и вообще прекратить взаимодействие в любом виде. В транзактном анализе это явление носит название резиновой ленты, когда в схожих условиях человек проявляет привычную реакцию на этот случай (входит в сценарий). Эта реакция может быть крайне неадаптивной, но привычка реагировать подобным образом закреплялась годами. При этом возникает вся та же парадоксальная ситуация, когда клиентка сама перекрывает возможность хоть для частичного, но все же удовлетворения своих потребностей. Гипотеза есть. Частично она подтверждена. Настало время вырабатывать стратегию)


В качестве одного из вариантов стратегии работы было выбрано укрепление, так называемого, разрешения, которое имеет следующее содержание: «Даже если моя потребность не может быть удовлетворена полностью, я могу заявлять о ней, удовлетворять её частично и получать удовольствие от этого».


Параллельно с этим проводилась работа по тренингу навыков пребывания в состоянии этого дистресса, когда эмоции злости и обиды, желания оттолкнуть являются трудно контролируемыми и трудно переносимыми. Для этой цели использовались элементы терапии эмоциональной эффективности.


Стоит отметить, что когда мы имеем дело с устойчивыми стереотипами реагирования, процесс по переходу «на новые рельсы» происходит постепенно. Это как поворот большого корабля. Штурвал-то вы повернули до упора, но корабль меняет курс не сразу. У нас есть план и мы его придерживаемся, наблюдая положительную динамику.


Напоминаю, что в моем профиле вы можете найти краткий курс Транзактного анализа, который позволит познакомиться с основными концепциями метода.


Спасибо за внимание!

Психология | Psychology

20K постов59.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.