«Хлеб по водам». Ирвин Шоу

«Хлеб по водам». Ирвин Шоу Обзор книг, Что почитать?, Книги, Ищу книгу, Рецензия, Роман, Классика, Читатели, Посоветуйте книгу, Длиннопост

"Хлеб по водам", издательство АСТ

Для меня это оказался очень неоднозначный роман. Один своим видом он вселял в меня трепет и нежелание браться за него. Почему-то казалось, что он будет скучным и нудным, на фоне всего, что я прочитала недавно. Честно, я ошибалась.

В первую очередь мне понравился слог произведения. Он легкий, не вычурный, понятный. После Джека Лондона и Уилки Коллинза — это был глоток свежего воздуха. Все-таки, со временем, начинаешь уставать от пышных слогов и витиеватых речевых оборотов.

Этот роман напомнил мне другой, написанный Бети Смит «Дерево растет в Бруклине». Именно своей простотой повествования и лаконичностью текста.

Теперь о сюжете. Когда читала аннотацию к книге, в голове сложилась иная картинка и совсем другое место действия. Почему-то решила, что все проходит за городом, а семья и вовсе — фермеры. Но дружная, на первый взгляд, семья Стрендов проживает в Нью-Йорке. Учитель истории, преподаватель музыки, карьеристка, горе-музыкант и школьница — таков список семьи. Волей случая они встречаются со знаменитым юристом Нью-Йорка. Так получилось, что младшая дочь семейства спасает адвоката от грабежа и эта встреча становится судьбоносной. Рассел Хейзен, так зовут слугу закона, очень проникается к Стрэндонам и всячески старается им помочь в жизни. Но как известно, помощь, о которой не просишь, может оказаться во вред.

Само название книги и эпиграф нам об этом как бы намекают о сюжете. Делай добрые дела и тебе вернется добро. Но всегда ли это так?

Мы можем заметить, что все, к чему приложил руку и влияние Хейзен имеет обратную сторону медали. Изначально его благодарность выглядит, как жест вежливости. Дальше она становится напускной и покровительственной. Он буквально впихивает свое «Спасибо» и себя за одно. Навязчив и не трепет отказов. Возможно, здесь сказывается его одиночество и нужда в близких людях. Его семья, увы, не так дружна и близка, как Стрэндоны, о чем он прямо говорит Аллану, главе семьи.

«…У вас прекрасна семья. Я страшно завидую, сэр. Завидую сверх всякой меры…»

Эта фраза будто бы является отправной точкой во всем, что в дальнейшем произойдет с героями романа.

Немного о персонажах. В этой книге они все, каждый, смог меня удивить. Здесь никто не является тем, кем кажется.

«…мы — семейство актеров, все до одного, включая маму…»

Читая о них, их поступках и мыслях я смогла испытать всю гамму эмоций, от восхищения до презрения и обратно.

Ирвин Шоу описал их на удивление живо, наделив подлинными чертами характера.

Иногда, я замечаю, что авторы любят наделять своих героев достойными чертами личности. Тем самым они возвышают их над обычным миром и выделяют среди прочих.

Но здесь они люди. Всего лишь живые люди, хоть и живут только на страницах этой книги. Они поступают с точностью также, как люди вокруг: наши соседи, знакомые, коллеги, прохожие на улице.

У них есть свои мотивы поступать так или иначе, свое мнение и свой взгляд на жизнь. Да, оно не будет или будет совпадать с вашим и это вызовет резонанс внутри. Но в этом и кайф, в этом прелесть!

Но Аллан меня все равно раздражал до конца (ну почти до конца). Он консерватор по натуре, да еще и в возрасте. Его взгляд на мир отличается от того, что происходит вокруг, от взглядов его детей и жены. Ему сложно принимать перемены и новшества. Но он такой и в этом его особенность, как героя.

Весь роман читается как смотрится. (Что простите?!) Я имею в виду, что читаешь будто бы фильм. Не сценарий к нему, а именно сам фильм. Все действия, диалоги, мысли, сцены, пейзажи - все очень ярко и красочно описано. И сознание само научится подстраиваться под текст и выдает картинку за картинкой. Самый настоящий фильм. Не каждый автор может именно так писать о жизни.

Роман заставляет о много задуматься: о любви, верности, красоте, о восприятии мира и многогранности окружающего. Но главное - о семье и семейных ценностях. Что действительно важно и на что каждый готов пойти ради семьи. Возможно, еще о семейных пределах. На кого именно может распространиться это понятие.

В целом и общем, я довольна почитанным. Зря так переживала и сторонилась этого романа. Он оставил неоднозначное послевкусие и поэтому войдет в мой личный топ-книг.

9/10 (-1 за Аллана)