744

«Харьковчанка I»

Обещал я, обещал запилить пост про «Харьковчанок».

Частично выполняю.


Я хотел объединить в одной теме «Харьковчанок» обоих типов, но обстоятельства неодолимой силы в виде холодов, несовместимых с моей камерой, вынуждают меня разделить тему на две.


Дело в том, что «Харьковчанку I» я фотал ещё будучи на Прогрессе, а за «Харьковчанкой II» нужно выбираться из сугроба и идти по холодку. Так что сейчас покажу фотки оборудования первой «Харьковчанки», а, когда потеплеет хотя бы до минус сорока пяти, схожу пофотаю второй тип. А то норот требовает,  дальше тянуть уже неприлично.


Ну, наверное, так будет даже лучше. Парочку фотографий я здесь уже публиковал, но они нужны для антуражу, надеюсь, никто не будет против.

«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост
Я уже немного писал о тактико-технических характеристиках этих машин, но тезисно повторюсь. «Харьковчанки» суть тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т, который, в свою очередь, строился на модифицированном шасси танка Т-54/55. На «Харьковчанках» обоих типов использовались гусеницы с открытым шарниром, которые, с одной стороны, обеспечивали лёгкость ремонта в условиях Антарктиды, а, с другой, обладали невысоким ресурсом. Наклёпы пальцев быстро изнашивались, и поэтому механику-водителю приходилось каждые несколько километров забивать пальцы на место, чтобы гусеница не сошла с катков.
«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост

Любой желающий может в эту машину попасть. Очень любят там сидеть и впечатляться соседи-китайцы.


Решили туда забраться и мы. На фото можно видеть моего друга и коллегу Юрия. Его мы называем «Квантовый Юрий» или «Супер-Юрий» -- потому что он без присмотра находится в состоянии суперпозиции. Вообще свойствами Юры можно иллюстрировать какую-нибудь книжку из серии «Квантовая физика для самых маленьких»:


1. Наблюдатель не может достоверно предсказать состояние Юрия и/или его местоположение в пространстве;

2. Сам факт наблюдения за Юрием может менять его состояние и/или его местоположение в пространстве;

3. Некоторые исследователи утверждают, что наблюдали Юрия в нескольких точках пространства одновременно -- но это требует дополнительных экспериментов для достоверного подтверждения факта;

4. Свойство «квантовой запутанности» Юрия проявляется довольно необычно -- в основном это влияет на сами объекты, которые имели неосторожность взаимодействия с Юрием.


Очевидно, что постоянное наблюдение за объектом позволяет минимизировать наносимый этим объектом ущерб.


Я секунд на двадцать упустил Юру из виду, пялясь в видоискатель, чтобы подобрать подходящий ракурс. Но стоило мне нажать кнопку затвора, как в кадр явился он. От неожиданности я даже горизонт завалил. Материться бессмысленно -- способности Юры я увидел ещё на пароходе (но никак не могу к ним привыкнуть!) -- так что я вздохнул, и полез за ним.

«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост
Рабочее место механика-водителя. Пусть вас не обманывают размеры -- я снимал на широкоугольный объектив. Тем не менее, разместиться в ряд пяти-шести людям или трём-четырём неграм труда не составит. Вполне возможно, что раньше там находился какой-нибудь диван для желающих посмотреть в окошко.
«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост

Комфорт рабочего места военный, а в наших реалиях «военный комфорт» означает отсутствие гражданского. Была распространена практика замены сидений на самолётные, благо этих самых самолётов в Антарктиде похоронено немало.

«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост
Навигационный купол. Туда высовывался штурман, и по небесным телам прокладывал маршрут. Однажды маршрут от Мирного до Востока был провешен маяками с хорошим радиоотражением, и походы стали ориентироваться по радару. Но потребность в штурманах не отпадала вплоть до появления спутниковой навигации.
«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост
Машина имеет двойное остекление с обогревом.
«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост
Хорошо видны проводники нагревателей. Трещины, похоже, образовались от перепадов температуры.
«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост
Посмотрим, что внутри.
«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост

Первым делом в глаза и нос бросаются гарь и копоть, нет, КОПОТЬ!, которая десятилетиями въедалась в элементы интерьера и декора. Двигатель первой модели «Харьковчанки» находится в передней части машины, как раз под водителем. В салоне имеется люк, через который можно добраться к некоторым частям двигателя. Но через этот же люк выхлопные газы и солярная вонь благополучно проникала в жилой отсек. Какая-то герметизация, конечно же, имелась, но в гомеопатических количествах.

«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост
Это и послужило одной из причин отказа от бескапотной компоновки машины. Вторая причина -- очевидная сложность доступа к агрегатам машины, чтобы заменить двигатель или коробку передач приходилось разбирать даже часть жилого отсека.
«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост

Эта модификация салона (вообще, были и специализированные машины -- штурманские, набитые радионавигационным оборудованием, лаборатории, камбузные) предполагает более-менее комфортную перевозку четырёх-пяти человек с багажом. Забегая вперёд, скажу, что на сегодняшний день комфорта пассажирам добавилось не сильно.


Утро начинается не с кофе. Вот то, с чего на самом деле оно начинается. Покакули просто сбрасывались за борт, как во всем известных плацкартах РЖД.

«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост
После утреннего некофе нужно умыться.
«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост
А это таялка, предназначенная, как ни удивительно, для таяния снега. По мере расходования воды таялка набивается свежим снегом. Я не знаю, почему здесь ТЭН снаружи, возможно, её хотели ремонтировать, но что-то пошло не так. А сейчас и смысла нет.
«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост

Запасной выход, на всякий случай.

«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост

«Харьковчанка», которая на моих фото, находится на станции Прогресс. Её очень хорошо видно практически со всех уголков станции -- она установлена как памятник. Официально, конечно, она памятником не является из-за ебанутой гринписни, которая хочет даже, чтобы кладбище полярников на острове Буромского снесли. А так -- стоит себе машина и стоит. На вечной, надеюсь, стоянке.

«Харьковчанка I» Антарктида, Харьковчанка I, Восток, Прогресс, Мирный, Длиннопост

Найдены дубликаты

+43
Картонная модель 1:35 (самодельная). Уже была на сайте, но может кто не видел...
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+17

Warhammer курит в сторонке! :-)

+6
Вроде уширители великоваты.
раскрыть ветку 2
+20
Модель сделана с изначального вида машины. Зацепы изначально были шириной 1 метр. В одном из первых походов выяснилось неудобство такого решения, и они были обрезаны автогеном (прямо на маршруте). Есть даже фото этого процесса (первое фото). Ну и еще несколько фотографий для памяти.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+1

Интересно, сколько на сильном морозе могли прожить эти уширители, не в курсе? Я в курсе за холодостойкую сталь, но крупный план гуслИ на Вашем фото наводит на нехорошие размышления...

+26
Я не очень вкурил претензии к комфорту. Да это же балок самоходный, да ещё со встроенными сортиром и умывальником. Мечта полевика. Да там же даже электроплита с мать её так духовкой! Чего ещё желать? Разве что шконки узковаты.
раскрыть ветку 5
+27
Ну, стоит пару месяцев безвылазно в нём провести.
раскрыть ветку 4
+13
Так то безусловно, любое длительное поле - не сахар. Но относительно других вариантов лагеря, такой, в котором не нужно морозить жёппу, чтобы просто отлить или умыться, который не надо сворачивать и разворачивать, который не надо к тягачу даже цеплять - это сказка, огромная экономия времени и нервов. Единственный видимый профит обычного санного балка перед таким вездеходом - нет мотора под палубой, через что солярой не разит 24/7, ну и мехвод не такой злой, бо ему проще до двигателя почти любого другого тягача добраться, чем в такой компоновке руки ломать. У палаточного лагеря вообще плюсов не вижу по сравнению с таким конструктом, кроме цены.

Я так понимаю, это какое-то штучное "полярное" исполнение АТ-Т? С самими АТ-Т никогда не сталкивался прост, не работал там, где они есть.
раскрыть ветку 3
+15

После «квантового Юрия» я не удивлюсь, если вы там откопаете следы Ананербе :)

раскрыть ветку 4
+14

Истинно русский супер-герой полярник "Квантовый Юрий", обладающий способностью моментально перемещаться в пространстве. В свободные от работы секунды он спасает людей от вселенского зла,а в остальное время спасает наследие сгинувшей цивилизации из которой он родом.

раскрыть ветку 3
+11
Всё так и есть.

Вы что, с Юрой знакомы?

раскрыть ветку 2
+13

А что там с кладбищем, можно поподробней?

раскрыть ветку 6
+7

Отбитые экологи требуют от стран исследующих 6й континент делать всё так что-бы по возможности можно было в любой момент съебатся не оставив никаких следов своего прибывания, то есть ничего не увозить и ничего не лепить капитального.

раскрыть ветку 5
+8

А какой в этом смысл?

раскрыть ветку 4
+12

Вот нравится мне как ты пишешь. Просто как-то, по-домашнему.

Давай ещё, короче:)

+8

Как всегда, познавательно! Пилите еще посты.

+8

Суровый аппарат.

раскрыть ветку 1
+1

Какая она здоровенная!

+6

по моему похож

Иллюстрация к комментарию
+6

Судя по описанию, Супер-Юрий очень похож на старпома на подводной лодке. Во всяком случае его свойство быть в нескольких точках пространства в один момент времени)

+5

Фраза "бедненько, но чистенько", явно не о внутрянке этого монстра.

Да и пофиг на комфорт, он не главное. Главное - надежность техники.

раскрыть ветку 3
+9

Да для вездехода, который по паре месяцев шёл к Востоку и обратно, это просто десятизвёздочный отель! У В.Санина много дифирамбов "Харьковчанке". А какие прекрасные кадры в фильме "Семьдесят два градуса ниже нуля", когда "Харьковчанка" и тягачи выезжают из темноты! Там использовали именно документальные кадры.

Поэтому мне и хотелось почитать подробнее про "Харьковчанку".

раскрыть ветку 2
+1

тааак... заинтриговали упомянутые кадры. Пойду пересмотрю фильм )

раскрыть ветку 1
+4

Читал у Санина, что бескапотная Харьковчанка больше ценилась именно как вещь в себе. Комфортнее, больше шансов выжить если что, можно отремонтировать некоторые поломки двигателя из салона, не выходя на мороз. Так все-таки что послужило причиной ее списания? И еще неужели сортир как у поезда не вымораживает салон (я уж молчу про зад юзера)?

раскрыть ветку 2
+6

Если Вы помните, то в поездном сортире есть захлопка, которая открыта только в момент смыва покакулей, так что тут все нормально.


По первому вопросу: нарекания были по большей части не к движку, а к КПП, и вынесли его под капот (а точнее, просто вернулись к стандартной кабине АТТ) в основном из-за шума и вонизма, которые полярников за 2+ месяца похода успевали изрядно заебать.

+4
Вот из опыта эксплуатации у них вышло, что капотный вариант проще эксплуатировать чем безкапотный
+4

Блин, я бы на вашем месте Юре фракталы бы нарисовал под видоискателями. А то потом на родину труп везти, гемор ведь. )))))

раскрыть ветку 1
+10
Юрца не трогать!

Порву за него!

+22

Мощная техника! В таких условиях выживает!

Крепка была Советская Власть и танкостроение!


Атмосфера внутри чем-то Кин-дза-дза напоминает! :-)

раскрыть ветку 16
+13
Крепка была Советская Власть

Оказалось, что не так и крепка была. Иначе остались бы жить в СССР.

раскрыть ветку 15
+16

Предатели любую власть обрушат.

Смысл высказывания - при той власти могли производить вот такую технику.

ещё комментарии
+6

Я не совсем понял. Этот экземпляр уже никуда не ездит или все же он работает?

Внутри вид конечно жутковатый, но блин - это же не Ролс-Ройс для гранд тура.

раскрыть ветку 4
+5

танк он и в Антарктиде танк. починить можно, но зачем?

раскрыть ветку 2
+8
Починить, конечно же, можно, тем более, что в СССР было наклёпано что АТ-Т, что Т-55 просто охрененное количество.


Можно и двигатель с увеличенным ресурсом поставить, и гусеницы такие, чтобы не обслуживать их каждый километр. Опыта в танкостроении с тех пор накоплено ого-го, и масса новых материалов появилась.


Но для этого нужна государственная поддержка, у РАЭ таких денег просто нет.

раскрыть ветку 1
+3

а прикиьте  сколько времени полярники проводят в нем.

+3

"А то норот требовает, дальше тянуть уже неприлично." (с) deratizator

Эка, вы, сударь! :-) не требует, а просит. Интересно же.


Вышел сегодня ночью, а небо звездное, как раз август, пора звездопада, да и луна, только под утро всходит, и чет про вас, в Антарктике подумалось, пипец у вас там сейчас дубак, и космос ближе, открываю пикабу, и тут ты, старина-deratizator крутятский пост выложил. Спасибо тебе.

+3

А какие машины используете сейчас?

раскрыть ветку 9
+5
Почитайте мои темы.
раскрыть ветку 8
0

На 14 фотографии между ТЭН-ом и "таялкой" зажат силовой кабель. Сурово! Электрик на материке вздрогнул бы от такого. Или у вас там на такое просто "кладут"?


Да, еще вопрос. На этой же фотографии две ручные пилы по дереву. Для чего?

раскрыть ветку 7
+2
Навеяло))) Вспомнил своё Заполярье))) На таких мы не ездили, но на ГТТ поколесить довелось по белому безмолвию. На всю жизнь любовь к Северу, как бы не было тяжело. Автор, ты мужик)))
+2

Ого, не знал что такие штуки у нас делали. Если на танковом шасси, то наверное, на заводе им. Малышева?

раскрыть ветку 5
+4
Не у нас, а в Советском Союзе.
раскрыть ветку 4
+1

ну это понятно, я имел ввиду у нас в Харькове.

раскрыть ветку 1
0

@deratizator, прошу прощения, я первый раз использую обряд вызова топикстартера. Я уже спрашивал, но мне правда очень интересно: "Интересно, сколько на сильном морозе могли прожить эти уширители, не в курсе? Я в курсе за холодостойкую сталь, но крупный план гуслИ на Вашем фото наводит на нехорошие размышления..."

раскрыть ветку 1
+4
Поорал с фразы "5-6 людей или 3-4 негра"👍
раскрыть ветку 2
-1

Негры обычно шире в плечах и теплолюбивее всего остального населения планеты.

раскрыть ветку 1
+3

Поэтому ставить их надо погуще. Так что так на так и выходит.

+3
"Утро начинается не с кофе. Вот то, с чего на самом деле оно начинается. Покакули просто сбрасывались за борт, как во всем известных плацкартах РЖД."

Вы обеспечили всем веселое настроение на весь день!
раскрыть ветку 5
+25

c таким чувством юмора как у вас и пикабу не нужен. С утра посмотрели на палец похохотали и на работу.

раскрыть ветку 2
+9

С утра посмотрели на палец, похохотали, вытерли покакули и на работу.

раскрыть ветку 1
+5
В плацкартах РЖД, кстати, уже биосортиры частенько встречаются. Сам видел в этом году.
раскрыть ветку 1
+1

Вакуумные, как в самолёте. И всегда открыты.

+1

Блин! Все глаза себе сломал. Расшифруйте, пожалуйста, название книги.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+2
Фамилию видно Мих.(аил) Слонимский, из библиографии на Вики по длинне названия подходит "Стрела"
раскрыть ветку 1
+3

Спасибо! Попустило.

Иллюстрация к комментарию
+1
Автор, запили про коллег. Интересно читать.
+1

Вот это и есть настоящая живая история: не памятник, отлитый в бронзе, а творение рук человеческих, машина, из которой люди ушли как будто только что!

+1

Автор, вы солнце в этом году  уже встретили или еще ждете?

раскрыть ветку 3
+1
20 августа обещают , но суровая облачность набежит . 22 вроде-бы ясно будет .
раскрыть ветку 1
+1

эх, ждать и догонять хуже нет ) зато тем радостнее будет встреча )

0
Солнца ещё нет, но уже днём почти светло.
+1

Смотрел отличный советский фильм "72 градуса ниже нуля" - там на этих машинах шпарили по мерзлоте.

раскрыть ветку 2
+3
Книга лучше (с). В данном случае без улыбок советую книгу, фильм был снят по ней
раскрыть ветку 1
+1

Конечно, книга лучше! Но и в фильме особо развесистой клюквы нет, так, упрощение для удобства кино.

+1

вот кстати вопрос знатокам - на мтлб, витязах (и видимо на харковчанке такой же) стоит подогрев стекла(лично я катался на витязе и маталыге) в виде прозрачной пленки наклееной на стекло с небольшой металической коробкой с одного из углов стекла. собственно вопрос - что это за подогрев такой интересный и как бы его приобрести ? )) и можно ли его форму менять нагревом, для выпуклых стекол?

на заводе где выпускают витязь ответить не захотели.

раскрыть ветку 1
+1

токопроводящая пленка в гугле.

+1
Ахренеть монстр. И ты тоже...😉
+1

Прочитал все твои посты, пишешь знатно, подписался) пили еще)

0

@moderator, почему в моём посту появился тег "украинцы"?

Я ставил тег "хохлуха", это эндемичное название антарктической техники на базе АТ-Т, при чём тут украинцы?


Требую исправить тег и надавать по соплям охуевшим небратским гастарбайтерам, которые портят мои посты!

0

космос

0
Посмотрев на первое фото в посте, понял, что в Харьков за женой я не поеду.
0

Пост с таким многообещающим названием не о бабах?

0
@deratizator, а тебе гульфик выдали??
раскрыть ветку 2
+3
Гульфик -- прошлый век. Сейчас в моде меховые трусы.
раскрыть ветку 1
0
Беги к начальнику станции с заявлением!
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: