Капремонт - весёлые стояки

С заменой стояков ХВС, ГВС, ЦО и канализации по капремонту вообще ситуация интересная. Я застал зарождение и развитие капремонта, как явления. Могу кое-что рассказать. Но будет очень длинно и для кого-то скучно. Впрочем, читающие - милости просим!


Это всё прозвучит, как анекдот, но порою жизнь смешнее вымысла.


Пишу в хронологическом порядке, если что.


Акт 1. Зарождение.


Основа всего - это финансы. Сначала в сметы допускалось закладывать только сами трубы стояков, запорную арматуру, крепеж, окраску/изоляцию. С мотивировкой, дескать, квартиры и ремонт в них - собственность жильцов. Соответственно, пускай сами разбирают свои ремонты и дают доступ к стоякам, потому что они это по закону обязаны. Закономерно, жители пытались перекладывать это на подрядчиков. Не ну а как? Они разрушили - они должны восстановить, вроде логично. Фонд отнекивался и указующим жестом отправлял всех в известное место, а именно к понятию "общее имущество".


Подрядчики от такого расклада дурели, потому что любые стояки - это стала работа в жирный минус с кучей говна за шиворот от жителей. Фонд понимающе кивал и разводил руками. Сошлись на том, что убыточные стояки давались подрядчикам в нагрузку вместе с жирными фасадами и кровлями. Это немного выровняло финансы, но на ситуацию в целом повлияло не сильно.


Подрядчики стали соглашаться на разборку ремонта и его восстановление за свой счёт. Но вы сами понимаете, какого качества это восстановление могло быть. Тут уже снова возникли жильцы, потому что качество уровня "срали-мазали" никому не нужно. А восстановление уровня "евроремонт" в каждой квартире - это настолько затратно, что проще уйти из бизнеса и снова начать торговать овощами. В общем, жильцы и подрядчики не стали друг-другу портить жизнь и просто отказывались от замены стояков в конкретной квартире или доме в целом.


Фонд, как всегда, не остался в стороне. Дескать, ну, работа же не может быть выполнена частично. А если так, то по каждому конкретному случаю должно быть обоснование в виде письменного отказа жильца конкретной квартиры. Спасибо, что не собственника или его законного представителя. Итого, например:

- имеем дом, допустим, на 90 квартир;

- кто-то согласен менять стояки, кто-то не согласен, где-то никто не живёт;

- подрядчику нужно обежать все квартиры, с каждым поговорить, поработать жилеткой или психоаналитиком, получить согласие или письменный отказ;

- все данные заносятся в шахматку (закрашиваются разными цветами). Шахматка - это такая табличка:

Капремонт - весёлые стояки Отопление, Ремонт, Капитальный ремонт, Длиннопост, Строительство, Водоснабжение, Канализация, Фонд капитального ремонта

Вот и сидишь, как дебил, закрашиваешь красным отказников (складывая отказные письма в отдельную папочку), жёлтым - неопределившихся, зелёным - согласившихся. Белым оставляешь тех, кто не вышел на связь. Потом уже в ходе выполнения проставляешь галочки там, где выполнено. Разноцветными галочками - если работают разные бригады, у каждой свой цвет. Но чёрный и голубой лучше было не использовать, могли не понять.


Но тут есть ещё такая особенность. Чтобы приступить к замене стояка, нужно, чтобы согласились квартиры на всех этажах. Нельзя просто так взять и поменять кусок в одной конкретной квартире - от этого система лучше работать не станет, да и возни много, вплоть до невозможности привариться или нарезать резьбу на старой гнилой трубе. А вот как собрался зелёный столбец - тогда можно приступать. И тут снова возникает проблема. Если на стояке есть отказник - стояк не меняют, как я и говорил. Но кроме этого отказника ведь есть и согласившиеся. Они начинают жаловаться и писать претензии в Фонд. В общем, ещё совочек говна за шиворот подрядчику, вдруг там ещё место осталось.


Робкие попытки некоторых подрядчиков всё-таки менять стояки частями приводили к заливам всего дома сверху и донизу. Дальше оценка ущерба и суд. И надо понимать, что сумма по одному иску может превышать стоимость работ вообще по всем стоякам в этом доме. Весело, правда?


В общем, система существовала в состоянии непрерывного коллапса. И не утонула только потому, что такое по определению не тонет.


Акт 2. Тонем-тонем, не потонем.


Со временем какой-то может и не очень умный, но безусловно инициативный товарищ предложил делать вынос стояков, группировать их и всячески менять постоячную разводку. Старые стояки хоронились в стене, а новые проходили рядом, не затрагивая ремонт хотя бы стен. Для этого требовалось проделать новые отверстия в перекрытиях и вставить гильзы, но в сравнении с принципиальной невозможностью выполнить работы это было не так страшно, хоть и затратно. Да и жильцы гораздо охотнее стали соглашаться на замену стояков в таком варианте.


И быть бы добру, но тут стала возмущаться экспертиза. Да, все проекты и сметы по капремонту должны пройти экспертизу, в большинстве случаев - государственную. А государственная экспертиза - это не Фонд, это вообще отдельное ведомство, которое существует в своём маня-мирке и до земных проблем снизойти не желает. В общем, эта экспертиза решила, что раз меняем разводку, то на это нужен отдельный проект. Подрядчики от такого расклада осоловели, стали жаловаться в Фонд. Чаще всего был ответ, дескать, финансирование на это не предусмотрено, делайте за свой счёт! Да, пункт по разработке проектной документации был добавлен в последующем. Но в текущем моменте это был крах.


Но этого оказалось мало. Ещё экспертиза сказала, что расценку по устройству новых отверстий в перекрытиях не пропускает, потому что она очень дорогая. Ну да, у подрядчиков ведь морды трескаются от денег. Да и вообще, как сказала экспертиза, есть существующие отверстия под стояки - туда и прокладывайте. Перенос - не перенос - вообще наплевать. Сметы твои проверяет какая-нибудь лупоглазая девочка с длинными ресницами, и хрен ты ей что объяснишь. Если вообще попадёшь к ней.


Ну и чтобы вы понимали, не всегда отверстия сделать легко, когда перекрытия деревянные или из старого крошащегося бетона. Иногда это добротный сборняк, который по зубам только установке алмазного бурения. Которая сама по себе стоит дороже, чем все работы по дому.


И тем не менее, общий ход выполнения работ по капремонту стал выправляться.


Акт 3. Развитие.


На самом деле, в этой системе много думающих и понимающих людей, которые искренне переживают за результат и стараются сделать как можно лучше.


И что самое для меня удивительное и приятное, со временем разум начинает преобладать, а из хаоса рождается вполне себе порядок.


Шли годы, система подвергалась непрерывной доработке и шлифовке.


Для начала, была налажена общая организация и установлено тесное взаимодействие между всеми сопричастными лицами: Фондом, экспертизой, управляющими компаниями, проектировщиками, подрядчиками и т.д. Не так как раньше, когда тебя отправляли лесом читать кривой договор и бодаться с контрагентом-заказчиком, а вся система жила только на голом энтузиазме отдельных светил. Появились всякие комиссии, советы. На все ключевые места были назначены ответственные представители - понимай, кураторы.


В сметы стали включать работы по восстановлению ремонта. Да, по гос. расценкам, но это уже результат.


Более того, система предельных стоимостей была скорректирована в сторону увеличения её гибкости. Раньше, что бы ни случилось, ты не мог получить за работу больше некоей предельной стоимости, высосанной кем-то из пальца. Теперь же для особых случаев есть комиссия, по решению которой может быть выделено дополнительное финансирование. Более того, для крайне аварийных объектов всяческие лимиты были сняты вообще.


Да, много чего ещё нужно доработать. Но, глядя в прошлое, понимаешь, что это уже ерунда.


Эпилог.


Примерно в таком состоянии я оставил систему в 2019-2020 годах. Как оно сейчас - не в курсе. Надеюсь, что не откатилась в прошлое.


Правда, приходят весёлые новости, что где-то с осени Фонды капитального ремонта будут заниматься восстановлением Донбасса. Ну, как говорится, поживём- увидим.