Капитализм на примерах - Apple

Коротко ответы на комменты под прошлым постом:


1. Мультиакк официальный, сделан через техподдержку Пикабу

2. Благодарю @nomixrus за комментарий, есть что обсудить.

3. У меня нет целей как-то продвигать какую-нибудь политику, на это есть соответствующие люди. Я хочу показать почему именно скоро будет тотальный пиздец.


Кстати, забавно, но несостоятельность современного капитализма озвучил сам ВВП на форуме в Валдае... Видать не всё то, что кажется бредом таковым является.


Сегодня мы попинаем труп капитализма на примере компании Apple. Почему на ней? Потому что  данная компания является максимально "заряженной" на современные экономические технологии и мне тупо лень компилировать примеры пачки других компаний, чтобы разобрать.


Акцентирую внимание на том, что компания Эпл была взята исключительно в качестве примера. Практически каждый современный бизнес работает на этих принципах, просто у кого-то получается лучше, у кого-то хуже.


Поехали.


1. Приоритет маркетинга над технологиями и развитием.


Продукция компании Apple с технической точки зрения является объективно до предела отстойной. Визуально всё более чем прекрасно, классный (возможно лучший) дизайн, возможно лучшая работа с графическим контентом, но... На этом всё.


В своё время Джобс сделал действительно гениальный ход - поскольку 99 % людей абсолютно ничего не понимают в ИТ-технологиях, то давайте мы будем пиарить технологический отстой и называть его конкурентным преимуществом. И это сработало.


Прежде всего - операционные системы Apple на всём оборудовании не вполне соответствуют критериям термина "операционная система." Операционная система - системное программное обеспечение, цель которого обеспечить работу прикладного (например, офисного) программного обеспечения на любом аппаратном обеспечении. Можно ли так же как и Windows поставить macOS на любой компьютер? Нет. Смысл в том, что прошивка (псевдо ОС под конкретное железо) создается в десятки раз проще и дешевле, чем универсальная ОС. Расплата за это - невозможность установки ОС на другое железо. Но это никого не волнует т.к. "пипл хавает".


Кстати, прошивка имеет перед ОС ещё один огромный плюс - потери на совместимость и универсальность обычно кратные производительности. То есть если Apple решит выпустить свою ОС в универсальном формате, то падение производительности будет в разы, а ввиду уровня её текущей работы это означает, что сама ОС мягко говоря слабая.


Второй фактор - предельное упрощение железа. Раз потребитель оценивает работу по внешнему виду, то будем пиарить именно графику и в Apple она на высоте. Остальное - полный пиздец. Прежде всего - размеры. Маркетологи убеждают нас, что тонкий дизайн это круто. Любой кто знает физику сразу выкатит тонну причин почему тонкий дизайн плохой. Самые очевидные - невозможность качественного охлаждения, отказ от модульности конструкции, невозможность физически сделать качественные снимки. Коротко по пунктам:


- невозможность качественного охлаждения - вычислительная техника работает на полупроводниках. Физическая особенность - сильный нагрев при работе и необходимость охлаждения т.к. при существенном нагреве полупроводники теряют свои свойства. Физику здесь не обманешь и в результате железо работает далеко не на все 100 %, иначе оно тупо сгорит. То есть в ультрабуке стоит чип производительность 100 условных единиц, но на эти 100 единиц он будет работать минут 10 - 15, потом перегрев и производительность 20-25 единиц, пока не остынет. Про жидкостное охлаждение речи вообще нет.


- отказ от модульности конструкции - чипы памяти, ОЗУ и т.д. распаиваются на карте. Если в обычном ноуте сгорела оперативка или SSD, просто покупаем и меняем... А в ультрабуке либо меняем всё, либо на много денег нам перепаивают сгоревшее.



- невозможность физически сделать качественные снимки - кто изучал оптику знает, что при уменьшении физических размеров линз и матрицы появляются искажения. ИИ зашитый во все современные телефоны пытается эти искажения убрать, но объективно качество снимков по критерию полноты полученной информации проигрывает мыльнице за 10 тысяч. Потому что ИИ может и не угадать.


Мне по этому вопросу понравился этот обзор: https://tech.onliner.by/2018/01/12/smartphones-vs-dslr


Кстати, заранее позабочусь о клавиатурах фанатов яблока с их "эпл критикуют только нищеброды" - айфоны я периодически покупаю дочери и даже не в кредит, но сам таким дерьмом пользоваться не могу.


Маркетинг базируется на трех китах - психология, наглость и ложь. Мозг человека не совершенен и имеет ряд проблем в обработки информации. Эти проблемы выявляются, а затем нагло создается в той или иной мере лживая информация, которая потом и заливается потребителю.



2. Создание тренда и принцип следования за лидером.


Почему же за Эпл выстроилась очередь подражателей? Давайте посмотрим на политику компании с точки зрения бизнеса. Эпл начал продавать дерьмо в разы дороже высококлассных продуктов. Себестоимость дерьма гораздо ниже высококлассного продукта, но народу понравилось. Так зачем я буду делать товар с себестоимостью 30 тысяч и продавать его за 40, если можно вывалить дерьмо за 15 и продавать его за 100? В первом случае прибыль всего 10 тысяч, а во втором аж 85... Задача бизнеса - заработать и как только потребитель теряет хватку, его начинают иметь во все... на нем начинают зарабатывать.


Как следствие то, что нам пытаются продать как "развитие" последние 30 лет фактически является прямой противоположностью, под красивыми вывесками идёт стремительная техническая деградация. Развиваются только сферы, где можно хайпануть и которые можно  потом продать потребителю.



3. Торговая инфраструктура, привязка потребителя и выжимание собственных клиентов.


Современный бизнес крайне редко когда занимает небольшую профессиональную нишу. Та же компания Эпл помимо ноутбуков и телефонов работает в ряде смежных областей - часы, наушники, зарядки... Сервис. И каждый элемент этой инфраструктуры не просто привязывается к базовому продукту - он становится его неотъемлемой частью.


Пример - https://habr.com/ru/post/394987/


"Право на ремонт" на текущий момент имеет без преуменьшения ключевое значение. Стоимость запчастей для всего современного оборудования (с учётом китайского друга) крайне дешевая, а заработать на уже привлеченном потребителе хочется. Поэтому во все без исключения товары вводятся заведомо слабые или легко повреждаемые узлы. Снимите бампер почти любого современного авто и посмотрите что и сколько там навешено, а ведь целевое назначение бампера - быть расходником при небольших ДТП. Я не буду называть конкретную марку авто, но есть производитель, который устанавливает в бампер бортовой компьютер и при ДТП на 20 км/ч стоимость ремонта с прошивкой всех блоков в новые мозги сопоставима с покупкой нового авто.


В эту же категорию попадают пластиковые шестерни, постоянно горящие чипы, программные счётчики, крупноузловые системы. Я езжу на довольно не презентабельном авто, хотя могу позволить себе гораздо дороже. Но из-за того, что мой детский друг владеет СТО и мы часто обсуждаем его работу я просто не могу себя заставить купить новое авто зная, как тот или иной производитель меня будет заставлять ему платить за вложенные на заводе в авто недостатки.


Кстати, отвлеченная тема - запланированное устаревание уже не просто факт, а даже имеет несколько "школ". Например, европейские автопроизводители преимущественно вводят программные ошибки, а азиатские компонуют слабые блоки с дорогостоящими узлами. В итоге  те, кто катается на европейских моделях платят за сбросы счётчиков, а замена расходника за 100 рублей в азиатском авто может повлечь замену смежного узла за 10 тысяч.



4. Инфраструктура неравноценного обмена.


Теперь немного посчитаем деньги в геоэкономическом контексте. Внутреннюю экономику компании нам естественно никто не раскроет, но мы можем кое что понять из официальной отчетности. Для простоты возьмем цифры отсюда - https://www.rbc.ru/technology_and_media/29/01/2020/5e3113879...


Нас интересуют цифры выручки - 91,8 млрд. $ и операционная прибыль 30,5 млрд. $ за квартал.


Себестоимость аппаратной части айфона выпускаемого на заводе в Китае не превышает 8-10 тысяч рублей, среднюю цену в рознице возьмем за 80 тысяч рублей. Итого стоимость аппаратной части - 10 -12 % от стоимости продукта. Маржу розничного продавца мы можем представить по расследованию ФАС 2017 года - https://habr.com/ru/news/t/370353/, от 5 % до 12,5 %.


Итого мы можем посчитать, что при цене айфона в 80 тысяч рублей деньги пойдут (в тыс. руб.):

10 - наценка ритейла (Россия)

10 - стоимость оборудования (Китай)

36,5 - расходы на ОС, инженеров, маркетинг (США)

23,5 - операционная прибыль (США)


В сухом остатке 60 % стоимости айфона уходят в экономику США, а точнее с учётом структуры продаж техники Apple в прошлом году порядка 36-37 млрд. долларов перетекли в США за просто так. Потому что пипл хавает.



5. Психологическое давление.


Техника ЭПЛ продается в ИТ-сегменте и людей с ИТ-образованием не много. И это касается любой сферы - автомобили (не каждый автомеханик), лекарства (не каждый врач или фармспециалист) и далее по списку. Поэтому профессионально оценить 95% товаров потребитель не может, а значит на него будут давить и стараться обмануть. Маркетологи давно подметили, что сказанный с уверенностью, особенно авторитетным человеком, бред автоматически воспринимается как истина. И за этими так называемыми истинами растет стадо слепо им верящее.


Параллельно с давлением авторитета вводятся другие мотивации. "Девушка даёт за айфон", или "айфон не могут позволить только нищеброды"... Задача - сформировать максимальное количество аргументов мотивирующих на покупку. Желательно замкнуть лоха потребителя со всех сторон - позитивные и негативные мотиваторы. "Можешь позволить, так почему не купишь?", "не можешь позволить - лох и быдло". На самом деле "лох и быдло" стал, если купил, но оценить это могут только те, кто имеет профессиональные навыки в области.


Безусловно, что у техники Эпл есть своя ниша объективных потребителей, которым покупка макбука или айфона является обоснованной, но таких потребителей всего 5 -7 % от числа клиентов. Например, объективной целевой аудиторией айфонов являются профессиональные влогеры и фотографы (как страховка основной камеры). Потому что они продают красивую картинку, которую и обеспечивает указанная техника. Для них айфон - как профессиональный перфоратор для строителя - дорого, но экономически обосновано.


Но хуже то, что это стадо потом начинает доказывать профессионалам, что они не правы. Мой друг Андрей уже более 20 лет держит мастерскую по ремонту техники, его фишка в том, что он проводит бесплатные консультации по телефонам, ноутбукам и т.п. Важный момент - рекомендация печатается в 2-х экземплярах и ставятся автографы Андрея и клиента. Почему - поймёте из примеров, которые мы часто вечерком пятницы за пивком обсуждаем, обычно беззлобно... Но тоску эти обсуждения навивают...  Пара свежих примеров:


Обратилась к нему с год назад женщина с советом по ноутбуку, ей подобрали модель под её задачи, но консультант в магазине ей впарил другой аппарат. Она пришла с претензией, что "не работает так как нужно", Андрей ей дает распечатанный лист, спрашивает "то?", на что женщина говорит "нет, мне продали лучше и дешевле". Конечно, можно было просто послать, но он берет открывает сайт и они вместе сравнивают характеристики, что наглядно показывает что ей впарили ноутбук примерно в 2 раза слабее за цену на 5000 дороже, зато тонкий. На прошлой неделе женщина пришла в сервис - сгорел распаянный SSD (в конфе была связка SSD+HDD), копии важных данных нет (рекомендация по HDD ей была озвучена), из-за того что на ноуте хранились рабочие данные женщина попала на штраф и на пару десятков бессонных ночей по восстановлению данных с бумажных носителей.


Второй пример - начал выходить из строя HDD ноутбука. Нашли на сайте подходящий вариант по акции за 3200 рублей и пока данные сливали на хранилище в мастерской сделали он-лайн заказ (акция была именно по он-лайн) и отправили клиента выкупать диск. Приходит довольный клиент и говорит, что всего за 5200 он купил гораздо более совершенную модель и дает, как вы уже догадались именно заказанный диск, только уже по обычной розничной цене. Попытка разъяснить что клиента развели успехом увенчалось только после сравнения кода товара на упаковке и в заказе...


Я посоветую всем завести знакомых в сервисах бытовой техники и перед крупной покупкой консультироваться с ними. То что вы купите дерьмо сомнений не вызывает (долговечного сейчас ничего нет), но по крайней мере вы будете знать что именно у вас будет ломаться, а иногда ребята смогут превентивно заменить ослабленную деталь на нормальную.


Кстати, бесплатная бизнес-идея сервисным мастерским - делайте сервис "доведём до ума", по которому меняйте ослабленные запчасти на нормальные у новой техники и давайте свою гарантию на 3 - 5 лет, вместо типичного года. Потенциальные ремонты можно вложить в стоимость услуги.



6. Борьба с образованием.


Как следствие вышеуказанного образование становится врагом номер 1 современного капитализма. Если обратить внимание на то как именно учат на Западе, то можно заметить, что студенту очень глубоко дается конкретная трудовая функция, но всё остальное отсекается полностью. В итоге в США и ЕС существуют бизнесы, которые на постсоветском пространстве не могут ни появиться ни выжить. Например, в США вы можете успешно вести бизнес по замене перегоревших лампочек и замене розеток. И впаривать их клиентам в 3- 5 раз дороже их реальной стоимости и это будет работать. Хотя скоро это будет работать и у нас...


Я сейчас сделаю немного больно нашим местным идиотам, но постебаться хочется...


Ютуб и ТикТок завален "правильными" разводками электрики, отопления, водоснабжения с протягиванием провода от щитка к каждому потребителю, трубы к каждой батарее и т.п. Просто для сведения - да, так делается профессионально, но только в исключительных ситуациях при совпадении ряда факторов препятствующих работе обычного контура. Когда вы делаете это дома по совету мастера - вас просто наёбывают. А вы этим гордитесь. Вспоминается анекдот про Нового Русского, у которого "для нормальных пацанов Страдивари делал барабаны".


Причины почему делается многоконтурная разводка сетей изучают на профильных курсах инженеры, они закладываются в различные стандарты и правила. В двух словах это можно обобщить простой концепцией - если узел создает или может создать серьезное возмущение для других участков коммуникации, то его выделяют и изолируют. Например, электрический котел, мощный электромотор, не инверторный сварочный аппарат могут давать серьезное возмущение в электросети способное повредить другие приборы и розетка куда они подключаются обязана быть выделенной и определенным образом отделена от основной сети. Но 75 метров провода для розетки с телевизором на 45 Вт...



Напоминаю ещё раз, что компания Эпл была взята исключительно в качестве примера. Практически каждый современный бизнес работает на этих принципах, просто у кого-то получается лучше, у кого-то хуже.


Как догадались самые умные данный пост - расшифровка п. 2 из прошлого поста.