Как залезть в самолет президента и что внутри
Приветствую, любители длиннопостов!
Минск — это не только Хали-гали или шопинг туры в Zara и mak. Буквально за МКАДом (уважаемые москвичи, вы не одни с таким неймингом!) расположился аэродром Липки. Помимо традиционных развлечений в виде прыжков с парашютом или полетов частной авиации, там достаточно большая экспозиция техники, но нас сегодня интересует один конкретный экспонат.
Вход в музейную часть 20 рублей. Белорусских, естественно (~500₽). С меня взяли в 10 раз больше за «профессиональную съемку», так что с вас стрелку вверх или вниз.
У нас тут Ту-154, разработанный в 60-х годах; на конвейере продержался до 1992; модификация 154М так и вовсе собиралась до 2013 года. Пятьдесят лет, а вы говорите буханка! Если понудеть, то это низкоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и задним расположением трёх двигателей. Последние обеспечивают весьма высокую даже по нынешним меркам скорость 900-950 км/ч. По поводу длины поста не шутил, если вы привыкли в формату видео, то велком на тытрубу.
В 1995 году на карте мира уже пару лет существует молодая парламентско-президентская страна. Появляется новый флаг, герб и проходят первые президентские выборы. Беларусь, очевидно, расположена в Европе, причем до Вильнюса из Минска меньше, чем до Гродно; но вот уже до остальных столиц соседей — Варшавы, Киева или Москвы — хорошо так за половину тысячи километров.
Проходочка по салону.
Покрыть эти расстояния, наверное, мог бы небольшой бизнес джет. В первые годы новый президент с командой командой активно наносит визиты в Казахстан (СНГ же!), Китай, США и даже немного Югославию. Да и Москва не Россия, есть города подальше. Короче, нормальный самолет – дело нужное.
Новый флаг страны утвердили всего за пару месяцев до покупки, поэтому изначально самолет был в другой и ныне немного неуместной расцветке, но интернет все помнит.
Почему же правительство республики в 1995 купило именно Тушку? Тут, конечно, можно приплести гранд-политик про братские народы и хороший прайс. Но как по мне, есть еще парочка факторов, сыгравших не последнюю роль. Смотрите, использование самолета в обычной авиакомпании и для перевозок каких-то VIP — это фундаментально разные подходы.
Абсолютно фиолетово, сколько, условно, топлива и времени обслуживания жрут три двигателя (у Boeing 737 и воздушного автобуса А320 их по два), гораздо важнее, что их, собственно, три, Н=надежность. Да, окей, у узкофюзеляжного Boeing 727 их тоже три, модель примерно такая же популярная как Ту-154 и такой же опыт эксплуатации. Вот только это мировой опыт эксплуатации; а в авиапарке белорусского объединения гражданской авиации (прародитель современной БелАвии) есть на тот момент пара штук Ту-154. То есть, тушку абсолютно понятно как обслуживать и заниматься этим будут существующий персонал.
«Нормальные» штурвалы, никаких новомодных сайдстиков! В кабину сейчас не пускают, предположу, что во имя сохранности, что к лучшему.
В кабине пилотов в Ту-154 помимо «стрелочных» приборов мы обнаружим места аж четырех членов экипажа. Два пилота, плюс инженер и штурман. Неимоверное расточительство по меркам коммерческой эксплуатации! В Boeing думали также и в 1980-х наконец-то американский авиарегулятор разрешит сократить бортинженера на 727 и останется два пилота, всё как и сейчас. Это сокращение приведет к возросшей нагрузке на пилотов и станет причиной нескольких авиаинцидентов в последующие годы, а у нас тут как бы первое лицо на борту. Возможно, этими факторами руководствовались при выборе модели, но это не точно.
Листая пост вы заметили, что хоть это и VIP-компановка, и вместо штатных 180 пассажиров борт принимает сильно меньше, но никакого мира роскоши и комфорта. Даже по меркам 30-летней давности.
Слева стол для совещаний, справа — диван. Предположу, что Аляксандар Рыгоравіч предпочитал именно его в длинных перелетах.
Отдельное большое купе для главного пассажира, напротив кресло, стол, пара купе попроще для лиц рангом ниже, ну и места для все остальных сопровождающих как в обычном самолете. Никаких кроватей, душевых, разве что отдельный туалет главного пассажира. Понятно, что это ни разу не летающий командный центр, но инфы про дополнительную связь я не нашел.
Сидение главного пассажира, причем "против хода". Сидеть не особо удобно, если честно. Напротив - герб страны.
Для перевозки президента борт использовали с 1995 до 2003, в дальнейшем заменили-таки на Boeing 737. Этот борт был передан правительству Республики, на нем летали министры и члены правительства по всему миру.
Места в хвосте для "наказанных". Два ряда 2+2 типо бизнес-класс и 4 ряда 3+3. Похоже на президентский самолет?
В 2016 из авиапарка Белавии выводят Ту-154, и вместе с ним и этот самолет. В ноябре 2018 самолет выставили на торги, с начальной ценой 2.000.000$. Если честно непонятно, почему не показали самолет внутри при попытках его продать, поскольку тут прям скромно и имиджево. Покупателя кстати не нашлось даже на повторных торгах. Самолет просто хранили на дальней стоянке аэропорта Минска.
Спасибо за прочтение!
Кстати напротив стоит маленький президентский ЯК-40, но про это в другой раз=)
Видео-версия на ютубе https://www.youtube.com/watch?v=HQrE_vRpXx8 , буду благодарен за комментарии там и тут!







