Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт

Итак, в первый раз я взлетел и понял, что единственное, за чем мне пока более-менее удаётся следить, так это за креном-тангажом. Нет, безусловно, иногда и на высоту поглядывал, но делал это неправильно. Правильно как? Не впериваться точечным взглядом в приборы, а широко охватывать все приборы сразу, понимая отклонение тех или иных параметров полёта. Вообще, за недолгий век авиации проводилось очень много работ по одной из моих любимых наук – эргономике. От правильного и удобного расположения приборов, различных ручек и кнопок, их цвета и размера очень сильно зависит восприятие человеком самолёта, а это напрямую влияет на безопасность полётов.

Известно, не знаю, правда или нет, что Гагарин плохо делал посадки. Его инструктор узнал, что из-за маленького роста Гагарин плохо видел полосу, а соответственно не знал, в какой момент нужно тянуть штурвал на себя, вот и сажал самолёт неаккуратно. Его кресло было поднято максимально высоко, дальше не было отверстий, чтобы кресло можно было зафиксировать ещё выше. По итогу и решению большого начальства эти отверстия просверлили, и Гагарин стал самолёт сажать хорошо. Вот так удобство расположения в кабине влияет на иной раз судьбу человека.

Так же довольно частым фактором в катастрофах и авариях самолётов являлось близкое расположение рукояток выпуска шасси и закрылков. Практически сразу после взлёта, чтобы не мешали своим сопротивлением шасси убираются, но если вместо шасси убрать закрылки, это уменьшает подъёмную силу крыла и самолёт может «просесть» и столкнуться с землёй или препятствиями по курсу.

Например, обратите внимание как расположены рукоятки выпуска шасси и закрылков на Ту-154:

Они разной формы, чтобы можно было на ощупь распознать рычаг, но всё же слишком близко друг от друга.


Возьмём L 410 UVP E-20, это уже современный самолёт, конкретно эта модель, но вообще семейство L 410 эксплуатируется с 1971 года, а потому…

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Летное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

…рычаги выпуска шасси и закрылков по-прежнему рядом¬. Хотя, нужно отдать должное, на рычаге шасси видите красный колпачок? Пока его не снимешь полностью, рычаг с места не сдвинется. На рычаге выпуска закрылков есть так же красный колпачок, только он несъёмный и чтобы поменять положение закрылков ладонь ставится на черную рукоятку, а двумя пальцами поднимается колпачок, он выходит из пазов, давая рукоятке свободно двигаться. Сам колпачок подпружиненный, отпустил – он вернулся на место.


Теперь посмотрим на МС-21:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Летное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Налицо влияние западной школы авиастроения. Почему я так говорю? Потому что вот:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Летное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Boeing 737-100, ровесник Ту-154. Буржуи уже тогда думали об эргономике.

Впрочем, чего это я про шасси? На Цессне они вообще жестко зафиксированы (я говорю конкретно про 172SP, т.к. есть 172RG, там шасси убираются). Я же про приборы говорил. Итак, приборы…

Вообще, за историю авиации компоновка приборов в кабине самолёта часто менялась вместе с исследованиями о распределении внимания на приборы. К настоящему моменту наиболее оптимальной считается Т-образное расположение основных приборов. Это как? Это вот так – посмотрите на Боинг. Видите, основные приборы у пилота образуют этакую букву «Т». Если взглянуть в кабину Ту-134, там такая же ситуация:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Летное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Классическая Cessna-172S рамки вокруг основных приборов не имеет, но приборы всё те же, слева-направо, сверху вниз: указатель воздушной скорости, авиагоризонт, альтиметр (высотомер), указатель поворота и скольжения, указатель направления, указатель вертикальной скорости.

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Летное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Все они плавно переехали в современную Цессну:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Летное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Только указатель вертикальной скорости переехал вправо-вверх, и сейчас указывает 600 футов в минуту (делим на 200, получаем метры в секунду – 3 м/c), а указатель крена и скольжения переехал вверх и стал отображаться в виде двух треугольников с чертой под нижним.

Та же самая картина и в современных самолётах – листните вверх, на МС такое же расположение приборов, да и на Боингах с Эйрбасами то же самое. Таким образом, производители самолётов пришли к более-менее одинаковому мнению.

К чему я так долго рассказываю предисловие к тому, как я летал свои первые круги? А к тому, что я понятия не имел в каком порядке и куда смотреть на приборы, а если уж учитывать, что Цессна – самолёт всё-таки маленький, то любой восходящий поток ветра её легко может подкинуть на несколько десятков метров, тем более, летом в обед, когда земля прогрета и от неё начинает исходить тепло. Знаете, каково это, когда летишь себе ровно, за спиной всего пара часов тренировок, а тут на тебе – указатель вертикальной скорости задирает резко вверх, а на высотомере цифры метров начали резко меняться и бац, ты не на 300 м., как это положено на кругу, а на 350, а ты ничего не делал! И ты такой «Ээээ…», инструктор видит, он всё понимает – «Ну исправляй, чего», ты отдаешь штурвал от себя, вниз же, вроде, надо и летишь вниз и тут раздаётся «Ну куда, куда разогнался, режим-то прибери», ну да, он прав, я – нет, прибираю режим, вот и 300 м, нужно выходить в горизонт, но что это? Почему уже 285…280? А потому, что раньше нужно начинать выравнивать и раньше режим обратно ставить, самолёт – не машина, имеет инерцию.

Вообще, круги – это же самоё начало обучения, один круг занимает 6-7 минут и где-то час в день ты его летаешь, т.е. 9-10 кругов ты делаешь одно и то же, а учитывая, что самый сложный этап – это посадка, то именно на кругах и происходили всяческие приколы. Мы все творили разное – забывали выпустить закрылки, или не забывали, но выпускали на скорости, на которой их нельзя выпускать, теряли скорость, не видели друг друга (не то чтобы прям чуть не сталкивались, нет, просто инструктор тебе говорит «Вон, видишь?» и ты ему такой «Ага, вижу», благо, у Цессен есть система предупреждения столкновений и мы видели друг друга в виде квадратиков на MFD. Так вот, поначалу, в ярком летнем небе белый самолёт ты нифига не видишь. Бывало и что ты такой молодец, всё прям вот правильно-правильно сделал – режим, тангаж/крен и закрылки в нужное время выпустил и спускаешь вроде точно в торец полосы, чётенько идём вниз, высота уже 120 и думаешь «Ну какой я молодец», а тут на - «Ты посадку будешь запрашивать или нет?». Ну ё-моё, вот и молодец! «457, на прямой, к посадке готов», «457, фары включите, посадку разрешаю». АААА! И фары забыл включить, молодец! Включил фары, инструктор посадил. И конечно, из-за того, что совершил ошибку, это тянет за собой остальные – доложить «посадку разрешили, 488» тоже забыл. Да, поначалу, первые 2-3 часа инструктор не даёт сажать тебе самолёт, потом при посадке сажаешь ты, а он помогает, а к 16-му часу ты точно сажаешь сам.

Почему именно к 16-му часу? Потому что именно в этот час происходит знаковое событие в жизни каждого начинающего пилота – ПСП или первый самостоятельный полёт! Да-да, ты налетал всего 16 часов, а к тебе уже столько доверия, что знают, что тебе можно доверить штуку стоимостью 45 миллионов и ты её не разобьёшь.

В этот день конечно есть мандраж. Но крепишься, заучиваешь схему полёта чуть ли не наизусть, да она и так же заучена. И вот, наступает твоя очередь. Сначала делаешь круг с инструктором, затем с тобой садится кто-то из старшего начальства училища и делает с тобой два круга. У меня это был заместитель директора училища по лётной подготовке Синёв Сергей Владимирович. Вот мы с инструктором сели, он вылез, сел Сергей Владимирович. И вот именно в этот самый момент ты осознаешь, что всё – если раньше инструктор тебя контролировал, исправлял косяки, то сейчас их просто будут отмечать. Спору нет, если сильно накосячу, то вмешаются, ну а вообще теперь вся власть в моих руках. А надо отметить, что у моего инструктора есть привычка – на разворотах, каким бы опытным не был курсант, он всегда машет пальцем, мол «разворачивай» и я так к этому привык, что когда летел уже с проверяющим, наступило время первого разворота (высота 100-120 метров) я его спросил: «Выполняю разворот?», на что он мне ответил: «Ну я не знаю, ты слева, в кресле КВС, сам и решай». И вот тогда всё пошло как по маслу. Мы сделали два круга, зарулили и ВН меня спросил: «Ну что, справишься?». «Конечно справлюсь». «Ну лети». И вылез.

Выполняем контрольную карту на предварительном, «488, на предварительном, информация Альфа, разрешите исполнительный». «488, сам?». Блин, забыл сказать «сам» в конце, это же самостоятельный полёт. «Сам, 488». «488, разрешаю исполнительный, полоса 18». «Занимаю исполнительный, полоса 18, 488 сам». Контрольная карта на исполнительном. Выполнил. Себя спросил: «Готов?», ответил себе же «Конечно». «488, к взлёту готов, сам». «488, взлёт разрешаю». «Взлетаю, 488 сам». И всё, понеслась, даём режим, никаких там «ноги – полёт, отсчёт скорости…», некому давать команды, один в кабине. Самолёт ускоряется и глазами то на скорость, то на полосу… У всех современных самолётов можно отметить необходимую тебе скорость специальным указателем-жучком, а потому в цифры не всматриваюсь, вот он, приближается родимый… Готово! 55 узлов! Штурвал на себя, и я в небе! Один! У-и-и! Да, круто, но скоро 80 метров, выключаю фары, убираю закрылки… 110 метров «488 на первом, заход ПВП сам». «488, заход разрешаю». «Выполняю первый 488 сам». И идём до 300 метров, вот уже и 290, 295, 300… переводим в горизонт, и чтобы скорость не росла устанавливаем такой режим, чтобы скорость выше 95 не уходила. Можно и передохнуть, насладиться видом полосы. Ты не только один в кабине, но и один в районе аэродрома! Всех разогнали, ты тут хозяин и всё идёт просто идеально! Так, контрольная карта на траверзе. Выполнил. Вот и третий разворот и скоро, очень скоро я начну снижаться. «488, на третьем». «488, понял». Закладываем крен 30, выходим из разворота в горизонт, уменьшаем режим, смотрим на скорость, не выше 110? Да нет, конечно, но на всякий случай. Так, закрылки 10, фары включил, режим ещё прибрал, скорость 80-85, вот и приборы показывают, что до линии, продолжающей ВПП осталось 600 метров, да и глазами вижу где я, пора выполнять четвёртый. Что там с высотой? 200. Отлично, на ВПП никого нет, крен 20, разворачиваюсь, ага, чуть-чуть левее, исправляем, закрылки 20, самолёт начинает «вспухать» - нос опускает, а сам летит вверх. Э, нам такое не нужно, ещё штурвал от себя, но ещё ниже, штурвал тугой, нажал кнопки триммирования, триммер встал на нужный угол, поток воздуха бьёт в руль высоты, помогая мне. Все, штурвал как пушинка, самолёт послушный, скорость 70 узлов, высота уменьшается, иду точно в торец полосы. «488, на прямой, к посадке готов, сам». «488, посадку разрешаю». «Посадку разрешили, 488 сам».

Торец, высота 15 метров, режим полностью убрал, теперь летим как бумажный самолётик, на приборы не смотрю вообще, не надо, надо на полосу смотреть. Глазами увидел привычную картину – пора выравнивать. Штурвал лёгонько на себя и нос самолёта чуть задирается, а сам самолёт снижается. Смотрим, смотрим, момент ответственный, сейчас штурвал чуть от себя – воткнёшься передней стойкой, она спружинит, самолёт оттолкнётся и подпрыгнет, будет козёл. Слишком много на себя на такой высоте – резко потеряю скорость, т.к. нос задёрется, увеличится лобовое сопротивление и самолёт долбанётся об землю, опять будет козёл, а то и повредить можно, можно и хвостом зацепить полосу, так называемый «tail strike». А потому – плавненько, соразмерно приближению земли штурвал не себя... И вот тут есть некий спор – одни инструкторы учат вот это вот «соразмерно приближению земли» делать в одно движение, это привычка с больших самолётов, там да, именно так. На таких вот маленьких лучше делать как я посмотрел в одном канадском образовательном видео «сантиметр на себя, половинку – от себя». Мне так удобнее. И именно так я и делаю. И вот, вот он прекрасный миг, я слышу, как посадка получилась такой мягкой, что колёса просто раскрутились о бетон. Всё! Я – пилот, теперь точно, пусть и без документов. Зарулил. Дождался инструктора. «Ну всё, молодец». Вышел и пошёл с довольной улыбкой во всю рожу к начальству: «Курсант Mixaelis.L первый самостоятельный полёт выполнил. Разрешите получить замечания». «Поздравляю, Mixaelis.L, замечания потом». Вышел из будки, откуда управляют полётами. «Иди-ка сюда». И ты уже знаешь, что тебя ждёт – тебя три раза подкинут в небо и будут все поздравлять. И именно это и происходит. И этот солнечный день запомнишь навсегда.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо написал. Предвижу всплеск популярности авиасимуляторов

раскрыть ветку (23)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо) Не думаю, что моя писанина вызовет желание поиграть в симуляторы - ощущения не те, как говорится. Тут дело не только в полёте, а в переживаниях, ответственности, полных ощущениях от кидания самолёта в воздухе туда-сюда в жару (моё любимое) и от полнейшей безмятежности зимой, когда двигатель оаботает строго на одних оборотах, высота не шелохнётся ни на метр и можно отпустить штурвал, и самолёт летит как летел без автопилота. Словом, симулятор - совсем не то.

раскрыть ветку (19)
1
Автор поста оценил этот комментарий

:''(
Пишу тебе, сидя на кресле с РУС между ног. Такое вот у меня кресло перед компьютером - авиасимулятором я болею. Всю жизнь строю себе, каждый технологичнее предыдущего (первые вообще из дерева были).
Текущий проект - обратная связь, как раз чтобы чувствовать срыв потока, турбулентность и сопротивление потока воздуха на рукоятке. А ты тут пишешь, что все это ерунда (правда я и так это знаю, но всеравно обидно).
Проблема еще вот в чем - я тот, рожденный ползать только - никогда не летал, и врядли удастся в жизни поуправлять настоящим ЛА. Поэтому FFB приходится программировать интуитивно, что часто может выйти совсем не так, как в жизни.
1. Скажи пожалуйста, вот как ведет себя РУС без бустеров и прочего сахара на легком самолете на скорости 250, 350 и 450-500 кмч? Насколько сильно туже становится - появляется ли ощутимое усилие с увеличением скорости, или над этим основательно поработали, сгладив загрузку до более-менее одного затяжеления на всем диапазоне скорости?
2. Как рука чувствует срыв потока, турбулентность на РУС? Сильные, резкие и неприятные удары, или сглаженные, мягкие? Или опять же, зависит от скорости?
ЗЫ точу под военную истребительную авиацию ВОВ

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (18)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Перед сваливаием РУС хлипковатый по крену и немного тяжелый на кабрирование(это если не триммировать) + вибрация самолета.
С набором скорости РУС становится тяжелым, но более чувствительным. На определнной скорости он начинает вибрировать. Все движения РУСом сопровождаются перегрузкой, что добавляет 90% к ощущениям.
Это нереально передать словами - даже профессиональные тренажеры в авиакомпаниях не передают ощущения полета.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

А у вас, похоже, есть порох в пороховницах, раз такие подробности знаете, управляя пассажирскими самолетами) Спасибо за информацию, запишу.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я уже не летаю на пассажирских самолетах. Коронакризис меня не обошел стороной.  Сваливание на больших самолетах в полете не практикуют, да и если большой самолет довести до критических углов, штурвал сразу начнет искуственно вибрировать, а потом резко дергнет, чтоб не допустить сваливания.  На мелком же самолете это безопасно и сваливание практикуют на ежегодных проверках. Я пару дней назад это делал.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Проблема еще вот в чем - я тот, рожденный ползать только - никогда не летал, и врядли удастся в жизни поуправлять настоящим ЛА.

А что именно вам мешает? Если это не какие-то критические проблемы со здоровьем, то откуда такой пессимизм? 15-минутный полёт с инструктором и возможностью управлять самолётом почти всё время -- стоит в районе 3-5 тысяч (ну, по-разному, но порядок примерно такой). Причём это в Москве или Питере, а в более маленьких городах наверняка ещё и дешевле. При желании совсем несложно почувствовать, как работает "жопометр" в реальной жизни :)

Автор поста оценил этот комментарий

Насчёт полёта на настоящем самолёте полностью согласен с нижеследующим комментарием. Аренда самолёта с инструктором стоит не так дорого и если нет критических проблем со здоровьем, то полетать вообще легко.

Ответы на вопросы:

1. Зависит от модели самолёта. У тех, у кого связь между РУС и управляющими поверхностями идет напрямую, без компьютера, пропорционально увеличению скорости ощущается всё большее сопротивление на РУС (или на штурвале, неважно). т.к. поток воздуха с увеличением скорости создаёт всё большее давление. Но и для отклонения самолёта от равновесного состояния при увеличении скорости требуется меньшее отклонение РУС. Аналог - руль на спортивных машинах при увеличении скорости затяжеляется, тут точно так же, но для этого нет специального устройства, всё происходит само по себе.

2. Срыв потока ощущается как сильное облегчение усилий на штурвале. Турбулентность ощущается как тряска на штурвале в сочетании с изменениями положения самолёта в пространстве как в изменении его ориентации относительно горизонта, так и в изменении высоты и воздушной скорости. Сила тряски зависит от силы турбулентности. Аналог - биение руля при езде по дороге с ямами. Сильнее едешь - сильнее бьёт.

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Про срыв потока очень полезная информация - я думал при срыве делать сильную тряску, а теперь сделаю сброс загрузки. А полетать не получится - я житель Казахстана, у нас тут все гораздо недоступнее. К примеру, я с парашутом прыгал с Ан-2 для того чтобы полетать на Ан-2)))

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

На самом деле, тряска может быть разной, всё зависит от скорости движения самолёта и от того, будет ли, например, руль высоты в затенении от крыла. Если будет затенение тряска будет слабее, если затенения нет, но самолёт падает с высокой скоростью, тряска усилится. Т.е. очень многое зависит от конфигурации самолёта, от его положения в пространстве и от скорости, это значит, что сила тряски будет меняться.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, про тень от крыла я тоже задумывался. У лавочки огромное крыло, и совсем тут, рядом - рули высоты. Возможно, при взятии ручки на себя в каком то диапазоне ходе ощущался ощутимый провал. Про то, что искать общие тактильные ощущения у совершенно разных самолетов из разных эпох, это я конечно тоже зря начал...

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Да уж, масштабная у тебя работа. Круто!

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

На этом самолете затенения руля высоты не будет. Затенение бывает на T образных хвостах. 

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

На мелком самолете тряска будет за 10-5 км/ч до срыва потока, после срыва,тряска резко прекращается и падает нос.  Тряска несильная, не похожа на турбуленцию - она похожа на легкую вибрацию от стиральной машины.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Со стиральной машинкой это вы очень удачно привели пример - мне как раз нужно сравнение не в цифрах, а с обычными вещами, доступными простым смертным. Вот еще вопрос, к примеру - какое усилие по тангажу нужно прикладывать на ручку во время выполнения петли? Петлю это я образно - имею ввиду для крутых маневров, а не на 10-20 градусов вверх. И самая сложная часть этого вопроса - какое усилие на скорости примерно 350 и 500 кмч? (определяю границы усилий) Сейчас я думаю, что это 2кг - 7кг.

Ну и второй вопрос, глупый правда - если на самолете дать левую педаль в"пол", тебя прижмет в тот же бок, что и шарик, или в противоположную?
ЗЫ с потерей работы очень сочувствую. Жизнь это тоже взлеты и падения.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Насчёт усилия - всё зависит от типа самолёта, вашего диапазона вполне достаточно. Шарик работает как маятник, а значит все тела в самолёте будут прижимать в ту же сторону, что и он.

Автор поста оценил этот комментарий

В целом верно, но так же зависит и от скорости. При посадке на Цессне очень часто слышно сигнализацию срыва потока, а тряски нет.

раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что сигнализация пищит до сваливания, иначе в ней не будет смысла.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно, но и тряска возникает не в момент сваливания, она так и называется "предсрывная тряска".

Автор поста оценил этот комментарий

Еще один важный вопрос - При скольжении по направлению, например, если педали не по центру держать, РУС отдает слабо вбок (пытается возникнуть ролл)?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

При скольжении самолёт кренится в ту сторону, куда направлен нос, для этого приходится парировать крен штурвалом и это усилие, конечно, чувствуется. А чтобы сам штурвал двигался... нет, не помню такого. Просто чуть самолёт накренился сам, ты тут же это исправляешь и как-то не смотришь двигался ли штурвал или нет. Но у меня сейчас однокурсник должен начать летать инструктором, можно его попросить устроить эксперимент) Надеюсь, я всё правильно понял.

Автор поста оценил этот комментарий

Кожедуб тоже много страниц потратил на описание своего первого полета на У-2. Тоже волнение. Тоже интересно было читать. Советую.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Будет ещё одна книга, отложенная на прочтение. Спасибо)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А у Покрышкина гораздо интереснее мемуары. Кожедуб очень просто излагает мысли и эмоции, явно нацелен на детскую литературу. А у Покрышкина там целые приключения, как у Некрасова "В окопах Сталинграда". Ну и просто не могу не поделится семиминутным отрывком из романа Некрасова, который мне очень запал в душу. Именно с этим диктором (первый трек): https://vk.com/search?c[per_page]=200&c[q]=В окопах Сталинграда. Отрывок&c[qid]=1466287060568213904&c[section]=audio

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку