Как я учила ребенка самостоятельному засыпанию

Для моих подписчиков, ждущих постов о собаках - я отвлекусь совсем немного, в комментах пообещала написать о своем опыте обучения маленького ребенка самостоятельному засыпанию.

Данный пост будет полезен для родителей, маленькие дети которых имеют проблемы со сном - мало и плохо спят, часто просыпаются, дневные сны короткие и ребенок не высыпается, для родителей, которым приходится укачивать, катать в коляске, катать в машине и устраивать прочие танцы с бубнами, чтобы ребенок хоть немного поспал.


С такой проблемой я столкнулась со вторым ребенком. Первого было проблематично уложить, но уж если я его уложила - я могла его переложить в другое место, могла заниматься своими делами, он спал столько, сколько положено и просыпался отдохнувшим. А вот со вторым пришлось сложнее в этом плане.


До 4-х месяцев особых проблем не было. Правда, днем он практически не спал. Но и не капризничал - лежал, глазел, агукал. В ночь укладывался в 21.00, потом пару раз просыпался для кормления, и спал до утра. А вот после 4х месяцев начались проблемы. Днем уложить спать его было невозможно (но я и не пыталась, это было моей ошибкой), а ночью стал спать плохо. Постоянно просыпался, канючил, плакал, при этом его ничего не беспокоило. К 6 месяцам он перебрался в нашу с мужем кровать. Просто потому, что мне ужасно надоело по 10-15 раз соскакивать ночью и успокаивать его. Я тоже хотела спать. Я решила, что мне проще, если сын будет под боком. Но тут я перестала высыпаться окончательно, т.к. осознание того, что ребенок в одной со мной постели, не давало мне погрузиться в глубокий сон и как следует отдохнуть самой. А дневные сны были очень короткими - 30-40 минут. Ребенок просыпался с капризами, во время бодрствования тоже капризничал, чувствовалось, что он не отдохнул и не восстановил силы.


Когда ребенку исполнилось 7 месяцев, я поняла, что ситуация со сном меня категорически не устраивает. И я начала искать информацию. Наткнулась в сети на различных экспертов, работающих с детским сном. Читала, сопоставляла различную информацию, анализировала. Сразу скажу - если бы у меня на тот момент была материальная возможность заплатить консультанту по сну, я бы это сделала. Но свободных 10-12 тысяч рублей у меня не было в тот момент. Поэтому я решилась действовать самостоятельно. Сейчас материальная возможность есть, но отпала необходимость, т.к. я справилась сама. Если мой пост поможет и вам - я буду очень рада. Но если вы почувствуете, что не уверены в своих силах, то не пожалейте денег на консультанта. Если бы я обратилась к консультанту, я бы многих ошибок смогла избежать, действовала бы более уверенно, и, вероятно, результат получила бы быстрее.


Моей огромной ошибкой было то, что всю прочитанную информацию я пыталась применять бессистемно - попробовала одно, другое, третье - за 1-2 раза не помогло - перескакивала на что-то другое. На самом деле, при обучении ребенка СЗ (самостоятельное засыпание) важен именно комплексный подход и соблюдение всех рекомендаций специалистов.


Обучением СЗ можно заниматься с 4-х месяцев от ПДР (плановой даты родов).

1. Режим дня

Маленькие дети часто бывают очень чувствительны к режиму дня. Выстроив постоянный режим дня вы получите управляемого, малокапризного, выспавшегося ребенка.

При выстраивании режима необходимо учитывать, что в течение дня существуют периоды времени, когда ребенка уложить легче. Это связано с физиологией малыша и выработкой в эти периоды гормона сна - мелатонина.

Это с 8.00 до 10.00, с 12.00 до 14.00 и с 18.00 до 20.00. Со своим младшим сыном я очень хорошо это прочувствовала. Действительно в эти периоды уложить ребенка намного легче.


Количество дневных снов по возрастам:

с 4-х до 8-ми месяцев - 3 сна

с 8-ми до 18-ти месяцев - 2 сна

с 18-ти месяцев - 1 сон.


Выстраивать режим дня необходимо с подъема. Поскольку обучением СЗ я начала заниматься уже после 8 месяцев, у нас режим снов был примерно такой:

6.30-7.00 - подъем

8.30-9.00 - 10.30-11.00 - первый сон

13.00-13.30 - 14.30-15.00 - второй сон

18.30-19.30 - укладывание на ночной сон.


Сейчас сыну уже 1 год и 9 месяцев, и наш режим выглядит так:

7.00-7.30 - подъем

12.30 - 14.30-15.00 - дневной сон

19.00-19.30 - укладывание на ночной сон.


Выстраивая режим необходимо учитывать, что за 1,5-2 часа до сна нужно исключить просмотр мультиков, телевизора, игры в гаджеты и так далее. То есть, все, что связано со взглядом на работающий экран телевизора/компьютера/телефона/планшета, т.к. синяя подсветка оказывает возбуждающее действие на нервную систему малыша.

Также за 1 час до укладывания необходимо перейти на более спокойные виды деятельности. Я обычно предлагаю сыну порисовать, построить из кубиков, поиграть конструктором. То есть, такие игры, когда ребенку не надо будет бегать, прыгать, кричать и т.д.


2. Убрать отрицательные ассоциации на сон

Это могут быть укачивание, прыжки на фитболе, катание в коляске, катание в машине, соска, грудь, бутылка со смесью - все, с чем привык засыпать ребенок, но после засыпания это может пропасть или измениться.

Я убирала отрицательные ассоциации постепенно, я сейчас опишу весь комплекс мер по подготовке к обучению СЗ, и чуть ниже распишу порядок, как действовала я.


3. Создать условия для сна

Поскольку маленькие дети еще совершенно не умеют управлять собой, своими эмоциями и своим телом, бывает так, что для сна им нужно создать определенные условия.

Затемненная комната - комнату, где спит малыш, лучше максимально затемнить, поскольку дневной свет препятствует выработке гормона сна мелатонина. Очень хорошо для этого подходят шторы блэкаут (не пропускающие свет совсем), сейчас их большой выбор, либо просто очень плотные шторы.

Температура воздуха - в комнате не должно быть жарко и не должно быть холодно, перед сном комнату лучше проветрить.

Одежда для сна - должна быть свободной, не иметь лишних резинок, чтобы тело малыша отдыхало максимально.

Белый шум - источник монотонного звука. В моем варианте я остановилась на звуке дождя. Белый шум помогает заглушить бытовые шумы, и при кратковременном пробуждении при переходе из одной фазы сна в другую поможет ребенку перейти в новую фазу сна и не проснуться при этом окончательно. Я использую генератор белого шума. Есть приложения для смартфонов, но мне не нравится этот вариант, т.к. если во время детского сна кто-то позвонит или придет сообщение - звук прерывается.


4. Ритуалы укладывания

Ритуал укладывания - это набор действий, которые будут повторяться изо дня в день перед тем, как укладывать ребенка спать. Перед дневным сном ритуал занимает 5-10 минут, перед ночным - 15-20 минут. Ритуал может включать в себя различные действия и может меняться в зависимости от возраста малыша.

Например, у нас перед дневным сном: читаем книгу, переодеваемся в одежду для сна, закрываем шторы, включаем белый шум, укладываемся в кроватку.

Перед ночным сном: собираем игрушки, переодеваемся в одежду для сна, угощаем игрушечную собачку молочком и укладываем ее спать (кладу ее на бок на полке), потом сын пьет свою порцию молока, я в это время закрываю шторы, включаю белый шум, выключаю свет. Когда сын допил молоко, укладываю его в кроватку (вот тут важный момент - нужно, чтобы ребенок не засыпал во время еды. Если вы по своему ребенку знаете, что он может уснуть во время еды, то предночное кормление сдвиньте чуть раньше в ритуале, чтобы между кормлением и укладыванием в кроватку было еще какое-то действие. Я просто знала, что мой не засыпает во время еды, поэтому поставила кормление последним действием в ритуале).


5. Методы обучения СЗ

В интернете можно найти кучу разных методов с самыми разными названиями. Но так или иначе, все эти методики можно сгруппировать следующим образом:

- по Споку (самый жесткий метод) - это когда ввели ритуалы, ребенок к ритуалам привык, и вы, проведя ритуал укладывания, просто положили в кроватку и вышли из комнаты. И не подходите, когда ребенок плачет. Я против такого метода, но он существует. Хотя я не знаю ни одного родителя, который выдержал бы и не подошел бы к своему плачущему ребенку.

- метод высиживания - когда ребенок привык к ритуалам, вы кладете его в кроватку. Сначала рядом с кроваткой ставите стул или кресло, и постепенно, с каждым следующим укладыванием перемещаетесь с этим стулом или креслом все дальше от кроватки, постепенно совсем исчезая из вида

- метод интервалов - проведя ритуал, укладываете ребенка в кроватку и выходите из комнаты. Через некоторое время возвращаетесь, чтобы ребенок понимал, что вы не ушли на совсем. Постепенно эти интервалы возвращения увеличиваете.

- метод "обнял-положил". Провели ритуал - положили ребенка в кроватку. Если он начал плакать - взяли на руки, успокоили, положили. Важно - класть в кроватку сонным, но не спящим. И так до тех пор, пока не уснет.


Метод обучения СЗ рекомендуют выбирать под конкретного ребенка. В моем случае, это было комбинирование высиживания и интервалов.


На этапе обучения СЗ важно, чтобы в кроватку вы ребенка клали сонного, но не спящего.

Итак, как это делала я.


Сначала я пробовала то затемнить комнату, то просто использовать белый шум, то проводить ритуалы, то просто следовать режиму. Моей огромной ошибкой было то, что я бросалась от одного к другому и не пыталась использовать все в комплексе. Результат появился тогда, когда я действительно использовала все рекомендации в комплексе и начала действовать последовательно и планомерно.


На первом этапе я создала условия для сна и попыталась выстроить хоть какое-то подобие режима. Пока еще с привычными методами укладывания и сном в уже привычной родительской кровати.

На втором этапе я ввела ритуалы укладывания, но само укладывание я проводила по привычной для ребенка схеме (ложилась вместе с ним в своей кровати, если бы это было укачивание - укачивала бы. В общем, ребенок засыпал именно так, как он привык засыпать). На этом этапе мне важно было, чтобы ребенок запомнил, к чему ведет ритуал (к засыпанию). Когда ребенок привыкает к ритуалам, он уже понимает, что после последнего действия нужно спать, его организм более к этому готов и обучение СЗ дастся легче.

На третьем этапе, когда я увидела, что после проведения ритуала ребенок готов к засыпанию, я стала укладывать его в кроватку. Конечно, в первое время это вызывало в нем недоумение. Но самое удивительное для меня было то, что мы практически обошлись без слез. Да, поначалу сын, оказавшись в кроватке, глазел, вставал, играл своими руками и ногами, но постепенно все же засыпал сам. Если я видела по нему, что он готовится заплакать - я начинала спокойно и тихо с ним разговаривать - Егорушка уже большой, Егорушке надо отдыхать, все отдыхают в своих кроватках - несла любую околесицу, но главное, чтобы это было связано со сном и говорить тихо, успокаивающе. Постепенно время его бодрствования в кроватке после ритуала сокращалось. Сейчас он засыпает в течение 10-15 минут после укладывания в кроватку.


По отдалению себя от кроватки ребенка во время засыпания и по величине интервалов выхода из комнаты я ориентировалась полностью положившись на свою интуицию. Смотрела на реакцию ребенка и просто понимала, что он готов к увеличению расстояния между нами. Поэтому тут я не могу назвать никаких временных диапазонов - все дети разные, это очень индивидуальные величины.


После того, как я добилась того, что ребенок стал стабильно засыпать сам, я приступила к самому сложному:


Продление дневных снов.


Для меня этот этап был действительно самым сложным и непонятным, потому что совершенно неясно, как объяснить маленькому ребенку, что он поспал мало и надо поспать еще. Я продолжала искать информацию. И нашла. Есть такое правило - правило тихого часа. В подробностях я не нашла информацию, поэтому расскажу, как это правило поняла я и как я действовала. Нам помогло, дневные сны стали длиннее.


Для дневных снов нужно ввести ритуал не только на засыпание, но и на пробуждение. Ритуал на пробуждение станет своеобразным сигналом для ребенка, что можно просыпаться. Самое сложное здесь для меня было - выдержать положенное время в тишине в темной комнате, когда ребенок уже вовсю просится достать его из кроватки. То есть, вот по режиму положено ребенку поспать 1,5-2 часа, а он проснулся через 40 минут. Весь этот остаток времени я проводила с ним в комнате. Если он лежал молча, то и я молчала. Если он пытался начать плакать и проситься из кроватки - все также тихо, успокаивающе с ним разговаривала. Обучение дневным снам по времени было для нас самым длительным. Сначала результатом стало то, что он проснувшись через 40 минут стал просто тихонько лежать. Затем, если я видела, что он поспал мало - я тихим, но настойчивым и твердым голосом говорила, что надо еще поспать, употребляла те же слова и фразы, которые использовала во время ритуала на сон. Ритуалом на пробуждение у нас служат выключение белого шума, открытие штор.


Тут еще надо отметить, что даже если ребенок просто полежит это время без сна, но без всякой нагрузки - это все равно даст ему отдохнуть лучше, чем если сразу поднять его через 40 минут, когда он проснулся.


Что еще важно при обучении ребенка СЗ?


Терпение, настойчивость, постоянство и стабильность.


Если вы приняли решение обучать ребенка СЗ, то будьте последовательны и настойчивы. Нельзя один-два дня действовать по выбранной методике, а потом на один день вернуться к старому способу укладывания, а потом снова обучать СЗ. Расскажу пример, с которым столкнулась я.


В тот момент, когда ребенок уже показывал первые стабильные успехи в самостоятельном засыпании, мне понадобилось уехать на весь день, и с сыном остался папа. Несмотря на все мои просьбы и увещевания уложить сына на дневной сон в кроватке по подробной моей инструкции, муж положил его на оба дневных сна в нашу родительскую кровать и сам лег с ним, а в ночь уложил на кровати, а потом переложил в кроватку. На следующий день, при первом же укладывании на дневной сон сын устроил мне двухчасовое испытание на прочность моих нервов. Он не истерил, но героическим усилием воли не спал и показывал, что ему надо спать в родительской кровати. Уснул с горем пополам. Естественно, из-за такого временного интервала у нас сдвинулся и второй дневной сон. На второй сон тоже пытался показать на родительскую кровать, но уснул уже легче. Да, мне было безумно жалко его, но я понимала, что если я сейчас сдамся, то все мои труды и достижения пойдут просто псу под хвост, и начать обучение СЗ во второй раз будет гораздо сложнее, поэтому я не сдалась и добилась своего.


Мои страхи по поводу обучения СЗ.


1. Страшно было на дневные сны затемнять комнату. Вдруг ребенок в темноте попутает день с ночью? Не попутал. Все в порядке.


2. Раннее укладывание на ночной сон. Подсознательно мы воспринимаем раннее укладывание как признак раннего подъема ребенка. Но нет. По своему сыну я однозначно могу сказать, что если я его укладывала в 21.00-22.00, то он мог проснуться в 5 утра. А при укладывании в 19.00-19.30 - спал до 6.30-7.00. Сейчас даже до 7.30 бывает. А потом я осознала, что какой смысл мариновать уставшего капризного ребенка до 21.00, если утром он все равно встанет в 6.00-6.30? Но при этом, при раннем укладывании его сон будет дольше и качественней.


Вот такой у меня опыт обучения ребенка СЗ. Если что-то упустила - спрашивайте в комментах. Если я через это прошла и смогу ответить - отвечу. Если я не смогу ответить на ваш вопрос, то так и напишу, что я не знаю и лучше обратиться к специалистам. Потому что я не специалист, я только своего ребенка научила спать, а тонкостей и нюансов может быть очень много.

Дети и родители

12.7K постов15.3K подписчиков

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов